Архитектурные фоны житийных циклов преподобного Сергия Радонежского в XVI веке

Архитектурные фоны житийных циклов преподобного Сергия Радонежского в XVI веке
Житийные циклы преподобного Сергия Радонежского появились в древнерусском искусстве в середине XV столетия и получили законченную форму в иконах круга Дионисия, на которые и ориентированы почти все изображения XVI века. В конце столетия была написана икона, хранящаяся в Ярославском художественном музее, и, около 1592 года, рукописное житие прп. Сергия Радонежского.
Поскольку прп. Сергий был одним из самых почитаемых святых Московского государства, в том числе в великокняжеской и царской среде, и его иконы создавались лучшими мастерами своего времени, по ним отчетливо видно то, каким заказчики видели основанный им монастырь, обязательно присутствующий на иконах. Отношение к русской святости и оттенки религиозности со временем менялись, и это нашло непосредственное отражение в том, каким представал в живописи прославленный монастырь.
Первое сохранившееся произведение, содержащее житийный цикл преподобного Сергия, было создано не в Москве, а в Новгороде, в 1459 или 1463 году. Это росписи церкви прп. Сергия Радонежского в Новгородском детинце. Троице-Сергиев монастырь в некоторых сценах этого цикла представлен как град с ротондальным храмом в центре, подобный Небесному Иерусалиму, что уже неоднократно отмечалось исследователями.
В иконах круга Дионисия (Сергиево-Посадский музей- заповедник, Музеи Московского Кремля и ЦМиАР), созданных почти на полстолетия позже, осталась ориентация на классические формы искусства эпохи Палеологов, причем архитектурный стаффаж этих циклов принципиально неинформативен. Древнерусские реалии не нашли в нем отражения. Большинство сцен представлены в совершенно нейтральном антураже, в котором можно поместить житие любого вселенского святого и даже евангельские сцены. Подобные архитектурные формы можно видеть в поздневизантийской живописи.
Эта схема в целом держится вплоть до годуновского времени, воспроизводится из иконы в икону, демонстрируя тем самым то, что, во-первых, сам по себе архитектурный ансамбль, вид Троице-Сергиева монастыря не представлял ценности и интереса для заказчиков икон, а личность его основателя трактовалась как равная вселенским святым по значительности. Потому на протяжении практически столетия сцены Жития Сергия Радонежского изображались на фоне антикизирующих базилик и условных храмов, эдикул, портиков, ротонд и колонн. Так было далеко не со всеми святыми. В частности, житийные циклы Зосимы и Савватия Соловецких XVI века с самого начала были богаты изображениями реалий Русского Севера и Соловецких островов.
Правда, в этом правиле были и исключения. Во-первых, это касается иконы первой половины XVI века из ростовского Борисоглебского монастыря (собрание Ростовского музея- заповедника), где в цикл включена сцена моления перед Троицким собором, и он представлен с претензией передать его реальные формы, в виде одноглавого сооружения с характерным завершением и композицией «Троица» на фасаде, дополнительно обозначающей его посвящение. Во-вторых, на иконе из собрания фонда Андрея Первозванного, датированной И.А. Шалиной первой третью XVI века и определенной как произведение из Устюжны, архитектурный фон последнего клейма - «Погребение Сергия Радонежского» - воспроизводит соответствующую сцену из комплекса фресок Сергиевской церкви. Остальные клейма при этом в целом ориентированы на дионисиевский прообраз.
Клейма иконы их Ярославского художественного музея и миниатюры рукописи 1592 года воплощают изменившийся подход к изображению среды: здесь в обилии представлены «нутровые» палаты, архитектурные фоны богаты и разнообразны по форме, в них изображаются монастырские стены, храмы и прочие постройки. Привычный классический набор форм обогащается стилизованными готическими мотивами. Однако, при этом они служат не столько убедительности передачи места, сколько решают художественную задачу изображения среды, сложного организованного пространства и действия в нем на ограниченной плоскости.
В начале XVII века по заказу троицкого келаря Александра Булатникова были созданы иконы-панорамы Троице-Сергиевой лавры по образцу икон с видом Соловецкого монастыря. Они дошли до нас в копиях XIX века. В иконописи своего времени они не получили распространения.
Архитектурные фоны житийных циклов Сергия Радонежского дают представление об отношении современников (заказчиков и живописцев) к святому и его обители: ее могли уподобить Небесному граду или изобразить неотличимой от мест, где совершались подвиги общехристианских святых. Таковы и отдельные иконы «Явление Богоматери Сергию»: архитектурные фоны этих произведений принципиально классицизирующие, со сводчатыми постройками и нередко с велумом, перекинутым с одной палатки на другую. Изображения, передающие архитектурные особенности построек Лавры, являются скорее исключением. При всей многословности житийных циклов прп. Сергия Радонежского в годуновскую эпоху, когда, наконец, в них появляется монастырь, окруженный стенами, архитектурные фоны остаются стаффажными. В центре внимания создателя цикла всегда был святой и его деяния. Архитектурный облик его обители менялся в зависимости от концепции произведения и особенностей почитания преподобного Сергия.

Ю.Н. Бузыкина
Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: Тезисы докладов научной конференции; Музей имени Андрея Рублева, 11-12 декабря 2013 г. / Ред. и сост. Н.И. Комашко. - М.: МАКС Пресс, 2013. С. 14-17



18 января 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.