Конференция «Наследие преподобного Сергия Радонежского и культурная экология России» состоялась в Библиотеке иностранной литературы

Конференция «Наследие преподобного Сергия Радонежского и культурная экология России» состоялась в Библиотеке иностранной литературы
Конференцию «Наследие преподобного Сергия Радонежского и культурная экология России» провели 20 мая сотрудники Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ) и Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ).

Главная тема конференции — духовный порыв XIV- начала XV столетия, связанный с подвижничеством преподобного Сергия, что во многом определило духовный и творческий облик России на века вперед. В конференции приняли участие историки, философы, искусствоведы. В фойе библиотеки развернута выставка книг, посвященных преподобному Сергию, истории и культуре Руси его времени.

«700-летие преподобного Сергия встречают не только все православные, но весь христианский мир – католики, протестанты, а также другие верующие и неверующие. В нашем пустопорожнем общественном сознании представления о преподобном крайне обедненные. А между тем, именно образ Сергия Радонежского определяет то лучшее, что есть в нашей Церкви и в нашем народе», -- сказал, открывая конференцию, руководитель Центра религиозной литературы ВГБИЛ, историк, библеист Евгений Рашковский. Комментируя тему конференции, он сослался на академика Д.С. Лихачева, который в 1970-е гг. ввел в научный оборот понятие «культурная экология». Е. Рашковский понимает это как «постижение человеческой среды в единстве ее природных, культурных, социально-экономических и экзистенциально-духовных предпосылок».

Именно в этом ключе филолог, библеист, специалист в области древнерусской книжности Елена Сморгунова построила свой доклад «Стройные места» русских церковных комплексов». С точки зрения «культурной экологии» она проанализировала процесс освоения земель в XIV – XVI вв., связанный с основанием монастырей самим преподобным Сергием, его учениками и учениками учеников. «Движение по земле было связано с духовным движением», -- отметила докладчица и назвала этот процесс, вслед за Георгием Федотовым, «лучеиспусканием»: лучи света православной веры шли от Троицкого монастыря прп. Сергия, все дальше и дальше на север – так появились Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Антониев-Сийский, Павло-Обнорский и другие многочисленные монастыри, всего почти 30 обителей, а вокруг них закипела крестьянская и промысловая жизнь, образовались села и городки.

Е. Сморгунова обратила внимание на то, что ученики прп. Сергия вовсе не стремились основывать поселения; как правило, они уходили из общежительных монастырей в поисках «пустыни» -- убежища для уединенной молитвы. В глазах же общества их деятельность воспринималась так: «Иноки—жертва Богу от народа, который, передавая их Господу, из них составляет себе ограду». К такому представлению, по словам докладчицы, восходит идея строительства храмов и монастырей, воплощение которой было самым непосредственным образом связано с особенностями того или иного монашеского устроения. В докладе были упомянуты принципы выбора мест для новых обителей, которым (выбором) ведали специалисты – «стройные мастера». Храмы и монастыри, основанные в этих отнюдь не случайных местах, особым образом организовывали и гармонизировали окружающее пространство.

Тему продолжил Е. Рашковский в докладе «Отблески Сергиева служения: Звенигород и его ландшафты», где речь шла о монастыре, основанном одним из «сопостников» преподобного Сергия преподобным Саввой Сторожевским.

Искусствовед Ирина Языкова (ББИ) представила сообщение о расцвете русской иконописи в конце XIV – начале XVI вв., который она связала с глубоким духовным влиянием преподобного Сергия. В этот период в духовной жизни Руси происходит много нового, Д.С.Лихачев говорил о «русском предвозрождении», что находит свое выражение и в той высоте, которую набирает иконопись: впервые в иконе проявляется русское богословие, проникнутое духом любви, единения и кротости. Самый яркий зримый образ этого богословия прп. Сергия Радонежского – «Троица» прп. Андрея Рублева. Интересно, отметила И. Языкова, что эта известная всему миру икона была написана прп. Никоном Радонежским «в память и похвалу» своему учителю прп. Сергию Радонежскому, но, в отличие от подобных икон, на ней запечатлен не образ самого святого, а его «духовное завещание»: «чтобы воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Чрез призму «вселенских масштабов мысли преподобного Сергия» докладчица проанализировала также другие произведения Андрея Рублева: иконы из Благовещенского собора Московского Кремля, роспись Успенского собора во Владимире, «Звенигородский чин». На всех этапах его жизненного и творческого пути прослеживается очевидная связь иконописца с духом прп. Сергия – в этом отличительная особенность работ Андрея Рублева и других мастеров рубежа XIV-XV вв.

Конференцию завершил доклад О. Шуб (ВГБИЛ) «Образ прп. Сергия Радонежского в русской живописи XIX-XX вв.»

Источник: Благовест-Инфо

22 мая 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.