Колокольня и колокола Троице-Сергиевой Лавры

Первое впечатление, каким Лавра встречает вас еще издалека, – это сквозящая в небе стройность ее 40-саженной колокольни и мощный благовест ее 1000-пудных колоколов. Когда вы приблизитесь к вратам монастыря и увидите, как бело-розовая колокольня слишком стремительно и пышно вырастает над насупившейся семьей бело-сизых и золотых куполов Успенского собора, строго внушающих ей превосходство своего двухвекового старшинства, вы, может быть, подосадуете, что не видите на ее месте простых контуров Ивана Великого.

Но если вам посчастливится быть у Троицы не мимолетным гостем и вы успеете вжиться в ее своеобразную красоту, если удастся любоваться колокольней откуда-нибудь из открытого поля, с лесной опушки, среди воздушного простора, на котором она просвечивает своими широкими пролетами и кажется построенной больше из воздуха, чем из камня, тогда вы почувствуете, как дружно слилась лаврская колокольня с Троицким пейзажем, и вполне примиритесь с тем, что благовест лаврских богослужений расходится по окрестности с этого величественного, хотя такого, казалось бы, и нерусского создания архитектуры 2-й половины XVIII столетия.

«Общепризнано то благодатное действие, которое он оказывает на душу. Для отсутствующих на богослужении некоторым образом заменяет последнее. Он собственно есть уже самое богослужение, совершаемое звуками», – характеризует смысл благовеста известный толкователь богослужебного устава М. Скабалланович. Самое слово, каким у нас именуется колокольный звон – «благовест» – синонимично греческому «евангелие». Отсюда понятны внимание и любовь, какими до сих пор окружены колокола и колокольни. Понятно и стремление сделать колокольню высокой, чтобы благовест дальше слышался и величественнее было здание, для такой цели предназначенное.

Но лаврская колокольня производит величественное впечатление не одной своей высотой (41 сажень). Напротив, пропорции колонн, ваз и всей вообще орнаментировки, которой колокольня обработана снаружи, по-видимому, умышленно скрадывают от глаза ее вышину; этим она выигрывает в легкости и крепче связывается с массивом окружающих построек. У лаврской колокольни мало соперниц в России по стройности и архитектонической цельности, хотя и строилась она с перерывами, тремя разными зодчими, при трех царствованиях, в течение почти трех десятилетий.

Ее предшественница, тоже каменная колокольня, находилась в другом месте: она примыкала с юго-запада к церкви Сошествия Святого Духа. В 1738 г. за ветхостью старая колокольня была разобрана, а через два года по повелению императрицы Анны Иоанновны приступлено к построению новой на нынешнем месте. Однако закладка произведена уже после смерти Анны в 1741 г. Закончена же колокольня только в 1769 г., так как в постройке был длительный перерыв. В 1767 г. тогдашний архимандрит Лавры, будущий митрополит Московский, Платон сумел добиться у Екатерины II пожалования из Коллегии экономии необходимой суммы на достройку колокольни. Тогда же претерпел изменение и план постройки.

Первоначально колокольня проектировалась гораздо более низкой и менее своеобразной. В «Книге планов и фасадов» Лавры 1745 г. она показана с тремя ярусами с ренессансовым куполом под фонарем. Можно с уверенностью предположить, что переработка первоначального проекта в пятиярусный с оригинальным куполом, воспроизводящим в огромных размерах формы, присущие ювелирному мастерству, принадлежит Ухтомскому.


На вновь построенную колокольню подняли колокола, оставшиеся от старой. Среди них имелся вылитый в 1716 г., но уже испорченный огромный колокол в 3 тыс. с лишком пудов. Во время первого своего пребывания в Лавре, после вступления на престол, Елизавета в 1742 г. приказала перелить этот колокол на пожалованные ею средства и довести его вес до 4 тыс. пудов. Колокол был отлит и водружен во втором «апартаменте» колокольни. Он стал одним из величайших в мире. Больше его только московский Царь-колокол, весящий более 12 тыс. пудов. Но кремлевский великан никогда не звонил, так что из находящихся в деле колоколов лаврский Царь – наибольший.

Царь Борис Годунов принес в дар Лавре два колокола. Один весом 625 пудов, когда был еще «слугою и конюшим» царя Федора. Он называется теперь «Лебедем». Другой – уже по вступлении на престол, втрое больший весом (1850 пудов). Этому колоколу, имеющему прозвище «Годунов», или «Царе-Борисов», не повезло. Императрица Елизавета приказала сбить с него имена царя Бориса, его супруги и детей.

Древняя Русь относилась любовно и почтительно к колоколам. Этот завет сохранили прикосновенные к колокольному делу люди и до нашего времени. Как музыкант любит и знает свой инструмент, так звонарь отличает свои колокола. Он дает им собственные имена. Среди лаврских колоколов редкий не имеет прозвища. Вы найдете здесь: Царя, Лебедя, Корноухого, Переспора, услышите имена Голодая, Вожака, Скомороха, Беспутного. Есть групповые прозвища – Четыре Брата, Три Рожка, зазвончики и кимвалы. Часто колокола украшаются при литье орнаментом, иконными изображениями. Почти всегда колокол опоясывает в один или несколько рядов летопись, отлитая более или менее сложной вязью.

Среди 50 колоколов в Лавре есть и сравнительно очень древние. Старший из них, в старинной описи называемый «Колокол чудотворцев», – отлит при великом князе Василии Дмитриевиче «при настоятельстве отца нашего игумена Никона в лето 6928 (1420)». Видимо, этот колокол был первым в Троицкой обители. До него, в игуменство прп. Сергия, в монастыре благовестили только в била: колокола были тогда дорогой и редкой роскошью. Однако била находились в употреблении в Лавре еще долго после того, когда не было уже недостатка в колоколах.

Троицкие Обиходники различают существовавшие виды и характеры звонов, приурочивая к каждому церковному празднованию тот или иной благовест: «во вся», «во вся язычныя», «в трои красные», «в красные два», «благовест в большой колокол», «клепание в било». Колокольный звон и трапеза братии входили в самый строй церковных празднований еще в XVI в.

Колокола участвовали и в торжественном приеме царя в обычные ежегодные царские походы к Троице на Сергиев день 25 сентября. Согласно монастырским Описям были даже колокола особого назначения: в государев приход, застольной, нефимонный, всполошной, часовой старых часов, два перечастные невелики, что стоят у часов на трапезе и т.д.

Кстати – о часах и их бое. В той же описи XVII в. мы находим в Лавре трое башенных часов: «Часы старые стоят на трапезе. Другие часы новые болшие деланы во 139 и 140 (1631-1632) году стоят на колокольнице у большого колокола. Третие часы на круглой [Пятницкой] башне. У них колокол боевой, да два колокола перечастные...» Впрочем, тогда башенные часы с боем не были большой новостью на Руси.


От древних часов теперь в Лавре ничего не осталось. С Пятницкой башни они куда-то исчезли. Старая трапезная и прежняя колокольня разрушены перед постройкой новых. Когда была достроена новая лаврская колокольня, для нее решили выписать башенные часы из Англии. Но «аглицкие мастера» просили несходную цену. Поэтому часы были заказаны у «города Тулы ружейной палаты казенного ружейника Ивана Иванова сына Кобылина большого», который их и сделал в 1782 г. Новые часы сменили кобылинские в 1905 г.

Звон колокольный хорошо разработан в отношении тембра, высоты звука и ритмических фигур: различают зазвон, перезвон и трезвон. Следовательно, нет преувеличения в словах профессора Скабаллановича, что колокольный звон есть в сущности богослужение в звуках. В старинных обителях звоны передавались по традиции от одного поколения звонарей к другому. И в Троицкой Лавре традиция выработала своеобразные звоны так же, как создались здесь и своеобразные церковные напевы. И сейчас лаврские звонари при «звоне во вся» исполняют красивые, звучные и богатые ритмические узоры на своих колоколах.

Жаль, когда исчезают не материализовавшиеся в вещественную оболочку плоды творчества прошедших поколений, такие как пение или колокольный звон. Разрушенные здания оставят следы в фундаментах, которые через тысячелетия будут открыты и изучены археологами, как в Микенах или Вавилоне. Исчезнувшие книги подадут о себе весть в цитатах, сохраненных другими авторами. Но звук колокольный, прогудев, растает в воздухе, и эхо не повторит его через века.

Свящ. М. Шик

Источник: Троице-Сергиева Лавра / П.А. Флоренский [и др.]. – М.: Индрик, 2007. С. 125-134.


23 января 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.