Как получить Царствие Небесное

Царствие Небесное есть Рай, место на небесах, где обитает Сам Бог, ангелы и святые. Быть в Царствие Небесном значит пребывать с Богом, a потому это Царствие первоначально внутрь нас есть, как говорит Спаситель. Оно находится в душе каждого человека. Тот, кто душою и сердцем своим прилепился к Богу и соединился с Ним, тот имеет в себе Царствие Небесное, потому что уже чувствует утехи райские. Получить Царствие Небесное может всякий: бедный, и богатый, благородный и простой, должностной и без должности, старый и молодой, великого и слабого ума, мужчина и женщина.

Как можно получить Царствие Небесное? Многие думают, что в мире нельзя получить Царствия Небесного, надо удалиться в пустыню или монастырь. Многие святые были пустынники, это правда. Но не правда, чтобы только в монастырях можно было получить Царствие Небесное, потому что и в монастыре можно жить по-мирски, и наоборот, в мире можно жить по-монастырски. Есть много примеров, что мирские люди, как то: земледельцы, купцы, солдаты, даже министры, и полководцы, при всех их мирских делах, получили Царствие Небесное. И правду сказать, эти люди гораздо знаменитее тех, которые живучи в монастырях, сделались святыми. Итак, чтобы получить Царствие Небесное, не нужно без особенных причин удаляться от мира, а надобно только возыметь усердное желание, и тогда везде можно получить его.

Есть люди, которые думают, что можно получить Царствие Небесное одною милостынею или благотворением, и это очень справедливо. Христос во время второго Своего пришествия призовет в Царство Небесное только тех, которые кормили голодных, которые поили жаждущих, одевали нагих, и которые посещали и утешали больных и заключенных в темницах, и которые принимали странных и бесприютных. Так, то истинно, что милостыня может привести нас в Царствие Небесное. Но милостыня истинная, от чистого и доброго сердца, и бескорыстная. Как часто случается, что многие кормят голодных, посещают больных и проч. или по обыкновению, или для того, чтобы похвалили за то, или, чтобы получить за то большую награду от Бога. Таковая милостыня не приведет в Царствие Небесное. Ап. Павел говорит, что хотя бы я все свое имение раздал нищим, но если не имею истинной любви в сердце своем, то все это напрасно (см.: 1 Кор. 13, 3).

Есть также люди, которые говорят, что исполняй закон Божий, и ты будешь в Царствии Небесном. И это правда. Потому что Сам Спаситель сказал, что в Царствие Небесное войдут те, которые исполняют волю Отца Небесного. Но кто из людей совершенно исполняет волю Божию? Кто не грешит и не преступает закон Божий? А кто хотя одну заповедь не сохранит, тот преступник всего закона, и, следовательно, не будет в Царствии Небесном.

Наконец, некоторые думают, что можно получить Царствие Небесное постом и молитвою. Правда, что все святые постились, и Сам Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей. Правда, что молитвою можно все сделать, можно даже воскрешать умерших. Но какою молитвою совершенною, которую могут иметь только святые.

Из сего вы видите, для того, чтобы получить Царствие Небесное, мало того, чтобы удалиться от мира, подавать милостыню, исполнять десять заповедей и поститься и молиться, всего этого недостаточно. Надобно иметь дар Божий, получить Духа Святого так, как получили его апостолы и все святые.

Итак, слышите и разумейте: чтобы получить Царствие Небесное, надобно получить Духа Святого в Таинствах Церкви и сделаться святым. А без этого никто не только не может быть в Царствии Небесном, но даже увидеть его. Христос сказал: «Аще кто не родится свыше» – в Таинстве Святого Крещения – «не может видети Царствия Небесного» (см.: Ин. 3, 5). И это самое поясняет ученик Его так: «Без святыни никтоже узрит Бога» (см.: Евр. 12, 14). Тот, кто не сделался святым, не может быть с Богом в Царствии Небесном. А сделаться святым нельзя без помощи благодати, которая преподается в Таинствах Церкви. Эта истина вечна, непреложна и неизменна. Скорее разрушится небо и земля, нежели хотя одна буква или одна черта переменится в сих словах.

Возможно ли это человеку быть святым? Многие говорят, что невозможно нам, слабым людям, быть святыми. Мы в грехах родились и не можем не грешить. Это правда. Но ужели те люди, коих считаем святыми, были не слабы и не грешны? Ужели они родились святыми? Нет, они не родились, а сами сделались святыми. Они так же были сначала и слабы и грешны, как и мы, жили в мире. Они так же сначала любили мир и заботились о мирском счастье. Многие из них имели семейства и детей, занимались разными должностями. Но ничто это не помешало им сделаться святыми. Всякого состояния, звания, чина, возраста и пола были люди, которые сделались святыми. Следовательно, всем и каждому человеку можно сделаться святым. «Да, – говорят многие, – положим, что возможно человеку быть святым, но это трудно». Правда, братия моя, точно, трудно сделаться святым и не только трудно, но даже скажем откровенно, очень трудно. Но скажите, что нам достается без труда, что мы можем получить, так сказать, на боку лежа? Под лежачий камень и вода не течет, говорить простое присловие. Без труда мы не можем получить и самой безделицы. А чем дороже вещь, тем надобно более трудов, чтобы получить ее. Но что на свете может быть для нас дороже Царствия Небесного? Что может быть нужнее и необходимее для нас Царствия Небесного? Кто знает и чувствует, что оно всего на свете дороже и нужнее, тот, не смотря ни на что, будет искать его.

Трудно сделаться святым. Но что для человека трудно, и что не трудно? Трудно и тяжко кажется все, чего он сам не захочет и к чему его принуждают, хотя бы это в самом деле было даже очень легко. Напротив, кажется легким и нетрудным все, чего он сам усердно пожелает. Так кажется ему нетрудным и возможным переплывать моря, переходить земли и горы, бороться с трудностями и опасностями, потому что он этого хочет. Но ему кажется тяжким сделать несколько шагов до церкви и простоять хотя час на молитве, потому что он этого не хочет. Итак, получить Царствие Небесное кажется невозможным тому только, кто не имеет еще усердного желания получить оное. Но тому, кто усердно желает, кто день и ночь заботится об Царствии Небесном, тому очень нетрудно и нетяжко. И даже столь легко и сладостно сердцу его, что никакие обещания, угрозы, мучения не могут заставить отказаться от его искания.

Многие думают, что если мы будем думать и заботиться только о Царствии Небесном, тогда все наши мирские дела остановятся и разрушатся. Ах, как это несправедливо, как даже оскорбительно для Бога думать таким образом! Христос не велит всем бросить житейские должности и дела, удаляться в пустыню, не возбраняет искать и земного счастья, но только так, чтобы Царствие Небесное было первым нашим делом и желанием. Он говорит: «Ищите прежде (всего) Царствия Божия, (а) все прочее приложится вам» (см.: Мф. 6, 33). Надобно иметь главное попечение о Царствии Божием, а потом заботиться и о мирских обязанностях. Когда мы достигнем правды Царствия Небесного, то все прочее придет, так сказать, само собою, будет дано нам как бы в придачу. «Благочестие на все полезно» (1 Тим. 4, 8), – говорит Священное Писание. Итак, должностной ли ты человек, не уклоняйся, исполняй ее, как требует долг и честь гражданина, и как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Божия. Отец ли ты или мать семейства, не забывай своей должности, воспитывай детей своих, заботься о них, как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Небесного. Искать его не мешает никаким нашим обязанностям и должностям. Будем же, братие, искать его с усердием, постараемся получить Духа Святого и сделаться святыми. Аминь.


Свт. Иннокентий, митр. Московский


Источник: Вечное/«L'Éternel» // Правосл. журн.  – Аньер, 1949. – № 5(17). С. 1-5.




17 октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.