Истинное утешение для христианина

Как сам я нахожусь в печали и скорби телесной и душевной, так слышу и о тебе, что и ты подвергалась таким же скорбям, и сильно скорбишь, и у всех просишь какого-либо утешения. Как мне пособить себе и избавиться от скорби, – это я знаю и могу это сделать, ибо от моей воли зависит и доброе и злое, и имею власть уклониться и направо и налево, и никто не может мне воспрепятствовать в добром моем произволении, пока имею стоящим одесную меня назирающего за моими мыслями и деяниями Иисуса Христа, как научает меня божественный пророк, говорящий: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15, 8).

Итак, себя таким образом утешаю и помогаю себе в скорби. Твою же священную душу, находящуюся в великой печали, чем другим утешу и избавлю от гнетущей ее скорби, разве только словами блаженного [апостола] Павла, который, утешая нас, завещавает, говоря: «Братие, не хощу вас не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии, не имущии упования. Аще бо веруем, яко Иисус у́мре и воскресе, тако и Бог умершия о Иисусе приведет с Ним» (1 Фес. 4, 13-14) и прочее.

Таковы апостольские досточтимые слова. Значение же их следующее: таинство православной веры (1 Тим. 3, 9) по отношению к нам, благочестивым, заключается преимущественно в трех главных догматах: первое – в рождении по плоти Единородного Сына Божия, Который, будучи Бог бесплотный, невидимый и неосязаемый, благоизволил, по множеству Своей благости, облечься в плоть человеческую и соделаться человеком видимым, удобоприступным и осязаемым. Второе – это то, что, соделавшись человеком, Он умер как человек, чтобы Своей смертью даровать жизнь вечную всем тем, которые крестятся во имя Отца и Сына и Святого Духа, по заповеди Его, которая говорит: «Иже веру имет и крестится, спасен будет» (Мк. 16, 16), – т.е. будет жить вечно жизнью равноангельной, избавившись вечных мук, ожидающих грешников. Потом прибавляет: «А иже не имет веры, осужден будет» вместе с нечестивыми бесами. Третье – это то, что, воплотившись и приняв смерть как человек, Он в третий день воскрес из мертвых, сбросив мертвости тления.

Ввиду всего этого мы, которые уверовали во Христа и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, надеемся посредством этой веры сподобиться воскресения из мертвых и жизни вечной. Если же мы сильно скорбим и рыдаем о преставлении своих близких, безмерно обливаемся слезами, то этим мы обличаем себя, что мы только устами исповедуем веру во Христа и надежду на Него, а не всем сердцем и твердою мыслью, как говорит божественный пророк: «Верую видети благая Господня на земли живых» (Пс. 26, 13). Какие же это блага и насколько они удивительны, учит нас божественный Павел, говоря: «Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Если же Божественные блага вполне несказанны и непостижимы, то каким образом блаженный царь Давид мог приобрести такую в них веру? Ни от чего другого, как только от совершенной любви, какою он возлюбил от всей души, от всего сердца и от всей мысли и крепости Создателя всех, как сам говорит: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Господь – утверждение мое и прибежище мое, и избавитель мой» (Пс. 17, 2-3). И опять он же: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Пс. 83, 2-3). И опять он же, показывая нам сильнейшую свою любовь и желание к Богу, говорит иносказательно: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс. 41, 2-3). Затем, как бы скорбя о продолжительном своем пребывании в этой временной жизни, прибавляет: «Когда прииду и явлюся лицу Божию? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь» (Пс. 41, 3-4), – т.е. как голодный человек сильно желает хлеба, так и я, – говорит, – от непрестанного желания обливаю себя слезами, чтобы сподобиться сладчайшего зрения Бога моего и насладиться божественной Его красотой, как и в другом месте говорит: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26, 4). 

Кто так говорит и с такой теплотой молится, тот, очевидно, всего себя совершенно умертвил ко всем привременным и душепагубным красотам прелести века сего и всею мыслию своею утвердился в желании любви, превышающей всякую мысль, и наслаждения доброты Божественной благости. И хотя он был знаменитым царем, окруженным всякими удовольствиями и царской славой, но ничто из этого не могло отторгнуть его от любви Божественной и желания вечных благ. Поэтому он и говорил: «Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ дней маловременной и многоскорбной сей жизни; поэтому изволих, – говорит, – приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих» (Пс. 83, 11).

Какие другие разумеет он селения грешных, если не великолепные здания и гордые постройки тех, которые после него беззаконно и богопротивно царствовали в Иерусалиме и Самарии и во всей Иудее? Будучи исполнен пророческого дара, блаженный оный царь предвидел все то нечестие, в какое вдались последующие после него нечестивые цари, из коих всех нечестивее явился превосшедший нечестие всех прежде его нечествовавших, а впоследствии знаменитый в покаянии Манассия, который в течение пятидесяти двух лет неистово попирал закон и заповеди Божии и храм Божий осквернил идольскими жертвами. Но об этом довольно.

Мы же, имея в Священном Писании такие назидания, утешения и примеры богоугодного жительства, выбросим из мысли своей всякую скорбь и малодушие и всякую другую привязанность к временным и неполезным красотам суетного сего жития, как отлучающие нас от наслаждения неизреченными вечными благами. Возлюбим же уготованные на небесах от Бога славу и честь и похвалу, а не те, которые бывают от людей, за которыми мы, по великому своему безумию, всячески гоняемся, ласкаясь, с рабским самоуничижением, ко всем, находящимся у власти, умалчивая об их неправдах, тогда как, если бы не стеснялись их, мы могли бы заслужить себе от Бога награды и их самих отвлечь от всякого зла и от всякой неправды, предлагая им слово назидания и напоминая о страшном правосудии неподкупного Судии, Иисуса Христа, когда откроется с небесе гнев Божий на всякое нечестие и неправду человеков (Рим. 1, 18), и прочее.

Страшно слово сие, о преподобная мати, и достойно всякого хранения для всех вообще людей, а тем более для нас, благочестивых, которые приняли на себя последование совершенному закону Спасителя Христа, повелевающего нам: «Внидите узкими враты» (Мф. 7, 13), – т.е. достойным житием и пребыванием богоугодным, украшенным добровольною скудостью житейских потреб, которое возлюбили всей душой и совершили и словом и делом не только бесчисленное множество преподобных и богоносных мужей, живших в дальних пустынях, но и многие благочестивые жены, которые, презрев все вообще житейские красоты и обилие стяжаний, богатства и славы, родителей, сродников и друзей, отечество и саму юность свою, пошли добровольно от всей души и от всего сердца вслед бессмертного и Пречистого Жениха своего, раздав все свое богатство и все стяжания убогим и нищим и сиротам, согласно спасительной заповеди Жениха своего, Который сказал известному богатому юноше: «Аще хощеши совершен быти, – т.е. жить в святости и славе небесной, – иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и гряди вслед Мене» (Мф. 19, 21).

Эту спасительную заповедь исполнили благородные жены приснопамятная Синклитикия, Мелания, Дионисия, подражая которым и ты избрала тот же путь, каковые жизнь и пребывание да сподобит тебя Господь провести до конца во всяком преподобии, правде и щедрости к нищим, чтобы и тебе получить с ними на небесах от Христа, Жениха твоего, ту же славу и благодать и венец. Аминь.

Источник: Максим Грек, прп. Дух.-нр. слова. – СТСЛ, 2008. С. 380-386.


3 февраля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.