Всероссийский пастырь и молитвенник


Сегодня Русская Православная Церковь молитвенно чтит память нашего святого соотечественника – святого праведного отца Иоанна Кронштадтского.
Святый праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец, родился 19 октября 1829 г. в с. Сура Пинежского уезда Архангельской губернии – на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Младенец родился слабеньким, и родители поспешили сразу же окрестить его. В тот день совершалась память преподобного Иоанна Рыльского, и мальчика назвали Иоанном.

Немощь и болезненность ребенка была скорбью для родителей, но, по милости Божией, мальчик перерос свои болезни и стал крепнуть и поправляться. На с трудом накопленные деньги отец повез Ивана в Архангельск для устройства в начальное училище. Нужно сказать, что учение давалось ему с большим трудом, а точнее – не давалось вовсе. Учился он очень плохо. Это скорбью отражалось на детском сердце, и отрок изливал свою скорбь в долгих ночных молитвах. Однажды, как вспоминал впоследствии отец Иоанн, на одной из таких ночных молитв, искренне веря, что Бог слышит его прошения и непременно исполнит просимое, Ваня почувствовал некое озарение, над ним будто раскрылись какие-то двери. Тут же он вспомнил все уроки, преподаваемые ему в училище. Он стал читать, и, к его радости, все читаемое стало запоминаться. С тех пор Ваня стал учиться хорошо. Поскольку он происходил из духовного сословия, то он поступил в Архангельскую духовную семинарию. Отлично окончив ее, Иван направился для обучения в Петербургскую духовную академию за казенный счет.

Годы обучения в Академии совпали со временем тяжелых испытаний для Отечества – шла Восточная война. В 1855 г. Иоанн Сергиев окончил курс Академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора и принять сан священника для служения в том же соборе. 12 декабря 1855 г. совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, то остановился в благоговейном ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Укрепившись верой в Промысл Божий, молодой священник приступил к своему пастырскому служению.

Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились по большей части в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название «посадских». Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам, ибо был риск подвергнуться нападению грабителей.

Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви наш великий пастырь. Среди них-то он и начал дивный подвиг своего самоотверженного пастырского делания. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Эти кронштадтские «босяки», «подонки общества», которых отец Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими человеческий образ, первыми «открыли» святость пастыря. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.

Однажды отцу Иоанну передали записочку с просьбой помолиться о тяжело болящем юноше. По обычаю, священник стал молиться, чтобы над страждущим совершилась воля Божия, но в этот вечер к нему пришла пожилая женщина и стала настоятельно требовать, чтобы он попросил у Бога исцеления больному. Отец Иоанн отказывался, говоря, что не имеет такого дерзновения, но, уступая просьбам старушки, исполнил просимое. Тяжело болящий, казалось, стоявший одной ногой в могиле человек, исцелился. «Как в первый, так и в другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога – молиться за тех, кто будет этого просить», – вспоминал отец Иоанн.

Во время службы не только поминальные записки, но и срочные телеграммы и письма приносились отцу Иоанну прямо в алтарь, и он подолгу молился о тех, кого просили его помянуть. Когда писем было очень много, и отец Иоанн не успевал помянуть их за богослужением, он возлагал руки на кипу конвертов, прося у Бога исполнить всё, что просят в своих письмах страждущие.

Современники вспоминали молитвы святого: когда отец Иоанн молился, казалось, он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпускать ее из рук, пока не будет услышан.

Со временем известность отца Иоанна стала всероссийской, ему приходилось совершать поездки по разным городам России по приглашению верующих. Во время его служб храмы и окрестные улицы были наполнены тысячами молящихся, желающих увидеть и испросить молитв кронштадтского батюшки. Когда отцу Иоанну приходилось плыть на пароходе, то из весей по пути следования выходили люди и бежали по берегу, чтобы получить благословение любимого пастыря.

Случилось так, что отцу Иоанну пришлось побывать в Крыму, в Ливадии, где находился при смерти тяжко болевший Государь-император Александр Александрович. Сам император не дерзнул призвать кронштадтского пастыря. Но очень благодарил его, когда тот приехал. После продолжительной коленопреклоненной молитвы с отцом Иоанном, Государю стало легче. Но не судил Бог окончательно ему поправиться. Самодержец скончался буквально на руках отца Иоанна. «Не отнимайте рук от моей головы, – просил умирающий Государь. - Когда Вы держите их на моей голове, мне становится легче». Отец Иоанн признавался в последствии: «Я воскрешал умерших, а батюшке-государю помочь не смог. Знать, не было воли Божией».

Наступала новая эпоха. Отец Иоанн с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным течениям, которые подрывали веру русского народа и подрывали тысячелетний государственный строй России.

Тяжело переживал великий пастырь совершившуюся в 1905 г. революцию. Тогда он пророчески взывал: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству. Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры. Восстань же, русский человек! Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам и России. Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония. Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».

Последние годы жизни отец Иоанн болел. Он отказывался от помощи врачей, говоря, что этот недуг очищает его грешную душу, оживляет лишь Причастие Святых Таин. 10 декабря 1908 г. отец Иоанн, собрав остаток своих сил, в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. А спустя несколько дней, 20 декабря 1908 г., великий наш праведник мирно отошел ко Господу.

На проводы почившего батюшки от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа, по всей дороге через весь город шпалерами стояли войска. Такого количества людей не было до того времени ни на одних похоронах – это был случай в России совершенно беспримерный. Заупокойные службы сопровождались общими рыданиями людей, чувствовавших себя осиротевшими. Слышались возгласы: «Закатилось наше солнышко! На кого покинул нас, отец родной? Кто придет теперь на помощь нам, сирым, немощным?» Но в отпевании не было ничего скорбного: оно напоминало собою скорее светлую пасхальную заутреню. Для всех ясно было, что во гробе лежит святой, праведник, и дух его незримо носится в храме, объемля своею любовью и ласкою всех собравшихся отдать ему последний долг.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. святой праведный Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых. На небосводе церковном взошла еще одна яркая звезда, появился еще один святой предстатель и молитвенник за Русскую землю.

Сегодня, в день памяти великого праведника, с какими молитвами мы обратимся к отцу Иоанну? О чем попросим святого? – За Литургией вспомнились слова батюшки из его дневника: «Омойся слезами покаяния, примирись с Богом – и Он примирится с тобой!». Твердо веря в силу молитв угодника Божия, прибегнем к его небесному о нас предстательству! Попросим его наставить нас на путь покаяния, наставить нас на путь примирения с Богом, чтобы вместе с нашим святым соотечественником сподобиться вечного, блаженного Отечества Небесного.


Иеромонах Гурий (Гусев), настоятель

Воскресенского подворья Троице-Сергиевой Лавры


2 января 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.