Гражданский Новый год


В одном из псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: «Благословиши венец лета благости Твоея» (Пс. 64, 12). «Ве­нец лета» означает круг года. Эта глубокая мысль псалма подчеркивает цикличность наше­го времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует богослужение своим суточным, недельным и го­довым кругами чинопоследований. Данное из­речение псалмопевца неоднократно использует­ся в службе Новому лету и в молебне на Новый год. Таким образом, начиная новый виток вре­мени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год.

Новый год – это точка отсчета времени, освященного христианскими праздниками, дня­ми памяти святых, а также молитвой к ним. И праздник Нового лета есть начало православ­ного месяцеслова. Начало времени положил Сам Бог, пребывающий вне времени, когда Он сотворил сей видимый мир. С этого момента начался отсчет времени.

Византийская эра, принесенная к нам после Крещения Руси, вела отсчет от сотворения мира, а Новый год отмечался первого марта. Первым двунадесятым праздником тогда был праздник Благовещения, тропарь которого начинается словами: «Днесь спасения нашего главизна...». В конце XV в. Новый год был перенесен на первое сентября. И поныне ежегодно в этот день в православных храмах творится служба Ново­му лету, возносятся молитвы, чтобы Господь ниспослал Свои милости и в наступающем году. В песнопениях службы на этот день говорится: «Христе Боже наш, Иже мудростию вся содеявый, и из не сущих во еже быти приведый, благослови венец лета, и грады наша сохраняй невредны, и верныя люди силою Твоею возве­сели, победы дая на супостаты, Богородицы ра­ди даруя миру велию милость». Испрашивая у Бога милости, верующие приносят Творцу свои подвиги и добродетели: «Начало Тебе лета людие Твои приносят, ангельскими песньми славословяще Тя, Спасе». Возвращаясь к своим национальным истокам и вере отцов, мы долж­ны возродить значение церковного Нового года.

Когда же заканчивался 1699 г., царь Петр I повелел перенести празднование Нового года на первое января. Так появился у нас граждан­ский Новый год, отмечаемый, как и в Европе, в январе. Но поскольку у нас был Юлианский календарь, а на Западе с 1582 г. – Григори­анский, то наш гражданский год «запаздывал». «Догнали» мы Запад только после революции. В результате этого православное Рождество Христово оказалось после праздника граждан­ского Нового года. Более того, сам гражданский Новый год пришелся на праздник святого мученика Вонифатия (+ 290).

Среди верующих появилось тогда такое по­нятие, как «старый Новый год», когда вместо «советского» Нового года он праздновался три­надцать дней спустя. Понятие «старый Новый год» звучит примерно как «холодный горячий чай». Встает вопрос: каково должно быть от­ношение верующего человека к гражданскому Новому году? Ответ прост: как и ко всем осталь­ным гражданским праздникам, которые не дуб­лируются по старому стилю. Гражданский Новый год – это наследие Петровской эпохи. Отно­шение к праздникам показывает существенную разницу между верующим человеком и неверу­ющим. Верующий человек использует всякий повод, чтобы помолиться, а неверующий – что­бы побыть навеселе. Поэтому мы совершаем в канун Нового года молебен, подчеркивая важ­ность молитвы в жизни христиан и всего об­щества.

Можно говорить о трех видах почитания святых. Первое – это тезоименитое почитание, когда мы празднуем память своих небесных по­кровителей. Мы чтим также святых, в дни па­мяти которых совершались знаменательные со­бытия нашей жизни. Наконец, мы обращаемся к святым, которые являются покровителями тех или иных видов нашей деятельности или имеют благодать от Бога помогать нам в определенных случаях и бедах. К святому мученику Вонифатию обращаются с просьбой избавить от порока пьянства. «Усердное празднование» Нового го­да в день его памяти является своего рода ан­типразднованием. Таким образом, вместо того чтобы молиться святому об избавлении от ши­роко распространившегося в нашем обществе порока, мы подливаем масла в огонь.

Встречая Новый год, мы обращаемся назад и видим, что среди нас кого-то уже недостает – они отошли в блаженную вечность. В силу этого Новый год – это праздник, когда приходится задумываться о будущем, о себе, о своем пред­назначении, о бессмертии. Счастлив человек, если он пребывает теперь с Богом, – ему легче совершить земной путь, и каждый Новый год приближает его к вечности.

Источник: Макарий (Веретенников), архим. Заметки о православной вере. СПб.: Русская симфония, 2009.




31 декабря 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.