Епископ Парамон. Свободный человек привязывается только к Богу

Святого Филарета не зря назвали милостивым. Он всю свою жизнь старался делать добро. Все, чем он владел, все имение, до последнего медяка, он не считал своим. Пользуясь самым малым из этого, праведный Филарет отдавал большую часть нуждающимся. Даже когда сам чего-то не имел, он не переставал помогать более нуждающимся, чем он сам. 

Мы очень часто слышим в святом Евангелии, в Нагорной проповеди: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Что такое милость? Милостыню человек творит тогда, когда он хочет быть по-настоящему со Христом, когда он старается во всем подражать Богу. Когда, видя все, что вверено ему на время земной жизни, он не считает своим. 

Милостивый человек видит во всех этих вещах безвозмездный дар Божий. Он даже свою жизнь, дарованную Творцом, не считает своей. Отдавая все, что есть у него, такой человек старается стяжать милосердие, которое явил Сам Господь. Тот, Который даровал нам жизнь, сотворил этот мир и даже после нашего грехопадения пришел на землю и отдал Себя ради нашего спасения. Отдал, чтобы мы снова вернулись в то благодатное состояние, к которому были призваны после нашего сотворения.

Когда мы не считаем, что жизнь принадлежит нам, когда не хотим, чтобы мы обладали, но нами обладал Господь - тогда мы стараемся благотворить всем тем, кто больше имеет нужду в чем-либо. Через это мы проходим проверку, насколько мы действительно верим, насколько мы доверяем Богу. Ведь надеясь на себя, человек пытается все время что-то откладывать. Откладывать на старость, откладывать на будущее. Но он не знает, наступит это будущее или нет. И если он пропускает какую-то возможность сделать добро, то он потом всю оставшуюся жизнь жалеет. 

Святой праведный Филарет Милостивый каждую возможность помочь кому-то использовал в свой жизни, не взирая даже на то, что родные и близкие люди часто укоряли его за то, что он отдавал последнее. Святой Филарет настолько верил Богу, что Господь его не оставил. Когда святой отдавал что-то из своего, то Господь взамен дарил ему нечто другое и еще больше. Когда он от своего милосердия приходил в нищету и бедность и был укоряем своей женой и детьми, он не отчаивался, не роптал на Бога, нисколько не изменял своей линии жизни. Он продолжал жить так, как велело его сердце, нисколько не изменяя собственной совести.

Милосердие каждого человека уподобляет Богу: будьте милосердными так же, как и Я милосерд есть. Так что, когда мы проявляем милосердие, подаем милостыню, мы оказываем милость самим себе. Мы тем самым сожалеем о своей душе. Потому что тогда, когда мы действительно о ней сожалеем, мы показываем, что нами ничто земное не обладает. Бывает, человек приклеится к какой-то вещи и не может с ней никак расстаться. Эта вещь начинает уже им обладать, он без нее не может жить. В современном мире мы видим, как человек привязывается к такой мелочи как телефон. Если он вышел из дома и забыл взять с собой сотовый телефон, то у него начинается паника. Он настолько привязан к этому, что даже сам себе не дает отчета в том, насколько он зависим от этой мелочи. Так бывает и в других вещах.

Брату одного из монастырей я решил сделать подарок, но он начал от него отказываться. Когда я спросил у него, почему он отказывается, то он ответил мне: «Понимаешь, я буду потом очень долго мучиться из-за того, что эта вещь очень мне понравится, и я уже не к Богу буду привязан, а к той вещи. Я, конечно, тебя благодарю, но этого подарка принять не могу». Тот человек, который хочет быть по-настоящему свободным, он ни к чему не привязывается, как только к одному – к Богу. Тогда им ничто не обладает, но он всем обладает. Он надеется только лишь на Бога и доверяет только Ему. Легко ли это? Думаю, что не очень. Крайне сложно нам удержаться в том, чтобы действительно мы были привязаны только к Богу.

Вспоминая житие святого праведного Филарета Милостивого, будем стараться подражать ему хоть немного быть милосердными по отношению ко всем, кто нас окружает. Тогда, может быть, Господь помилует и нас.


Проповедь наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 

епископа Сергиево-Посадского Парамона 

на Божественной литургии в храме праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Лавры 

в день его престольного праздника 

14 декабря 2019 года




14 декабря 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.