Епископ Пахомий: «Здесь – история всего нашего Отечества»

Епископ Пахомий: «Здесь – история всего нашего Отечества»
Владыка, когда Вы в первый раз побывали в Лавре, какие у Вас были впечатления? 

Помимо академии я закончил Московскую духовную семинарию, поэтому мое духовное образование началось здесь, в Троице-Сергиевой лавре. Здесь же начался и духовный путь, становление и как христианина, и как монаха, и как священнослужителя. Первый раз в Лавре я побывал будучи еще совсем мальчишкой, наш классный руководитель в пятом или шестом классе возил нас сюда. Тогда еще это было советское время. И, конечно, то, что я тогда увидел, на меня произвело неизгладимое впечатление. Потом уже я в Лавру приезжал сам, когда начал воцерковляться, и она для меня была местом, где я обретал фактически смысл жизни. 

Помнятся, конечно, замечательные встречи с духовниками этой обители, с отцом Кириллом, который стал для меня величайшим открытием. Это человек, который определил во многом мою дальнейшую судьбу. Закончив институт (я сначала учился в светском вузе, Московском Техническом Станко-Инструментальном), я выбрал для себя монашескую жизнь. И, выбирая, куда отправляться, остановил свой выбор на Лавре, но Господь так судил, что большую часть моей монашеской жизни мне пришлось провести на Троицком подворье в Москве. Конечно, там у нас были сохранены все традиции лаврской монашеской жизни, но была и некоторая автономия. Но, естественно, в Лавре я часто бывал, приезжал, служил здесь. Потом поступил в семинарию, правда, учился заочно. Но, мне кажется, после светского вуза для меня учение в Московской духовной семинарии не было сложным, это было величайшим утешением, радостью. 

Какое событие из тех, что происходили в стенах Академии или Лавры, Вам запомнилось больше всего? Радостное или, может быть, печальное?  

Горького не было ничего, было все радостное. Помню одно из юношеских впечатлений, когда я приехал в Троице-Сергиеву лавру и как раз уже размышлял о монашестве, как послужить Богу в своей жизни. И я увидел новоиспеченных монахов, которых выводили из Троицкого собора после пострига, и я заметил, что среди них было много моих ровесников. И, конечно, для меня это было определяющим видением. Я понял, что и в моей жизни должно быть нечто подобное. По крайней мере, на меня это тогда произвело очень сильное впечатление. 

Конечно, для каждого члена Русской Православной Церкви, для каждого православного русского человека преподобный Сергий – игумен земли Русской, поэтому в жизни каждого из нас были такие моменты, когда мы обращались к преподобному. И в моей жизни это было. Я помню как приехал в Троицкий собор к ранней службе. Я стоял, молился у преподобного, и я ощутил совершенно явственно, что преподобный жив, ты подходишь к нему как к живому человеку и можешь поведать свою боль или свою радость – и он действительно тебя слышит, он рядом. И я знаю многих людей, которые нечто подобное могут свидетельствовать.  

Как я уже говорил, само по себе обучение в Московской духовной семинарии было для меня радостью. Я помню дни в светском ВУЗе – ты учишь материал, его нужно сдавать, но это далеко не самый любимый твой предмет (например, какое-нибудь «сопротивление материалов»). А здесь – все, что ты ни берешь – и богословие, и история, и церковнославянский язык – все это интересно, и самое главное – это тебе нужно. Другое дело, что заочное – это не очное обучение. Но в монастыре по-другому и нельзя, ты все время связан послушаниями, ты постоянно находишься на службе. 

Читал, учил я в основном ночами, опять-таки имея навык просто светского обучения. Для меня это было интересно, легко, и я получал от этого настоящее удовольствие. Любимый предмет у меня был История Русской Церкви, хотя профессор Светозарский всегда немного сложно преподавал. Очень любил я церковнославянский язык, всегда было очень приятно слушать преподавателя. Конечно, и профессор Осипов… Любой педагог, любой преподаватель всегда был для меня открытием, радостью. Вообще обучение в семинарии – это один из самых радостных периодов в моей жизни. 

Владыка, что вас радует, когда вы приезжаете в Лавру?  

В Лавре вообще нет такого места, которое могло бы не радовать человека. Лавра - сердце русской земли. Как митрополит Филарет однажды сказал, что сердце всей русской земли, сердце каждого русского человека – здесь, у мощей преподобного, в Троицком соборе. 

Когда заходишь в Лавру – это всегда ощущение радости, утешения. Конечно, Троицкий собор всегда был для меня местом очень родным, теплым.  

У мощей преподобного Никона. Он всегда в тени своего великого учителя, но, по-моему, он тоже человек какой-то теплый и мудрый, духовный руководитель своей братии. Троице-Сергиева лавра – это не только самая православная русская обитель, которая до сих пор во многом определяет всю церковную жизнь. Ведь большинство архиереев сюда съезжается на праздник преподобного Сергия один или два раза в год, большинство из них здесь учились, начинали свою монашескую жизнь. Для многих мирян Лавра – это эталон, образец духовной, церковной жизни, церковного пения. Отец Матфей – это вообще своеобразная икона духовной музыки, церковного пения. На многие десятилетия вперед Лавра и ее великие сыны, ученики, будут определять церковную жизнь. Поэтому, конечно, я, попадая сюда, чувствую прилив сил от преподобного Сергия Радонежского. Но и для тех, кто только начинает свой путь в Церкви, Лавра очень значима. Ведь это наша история, это наше все. Здесь находится усыпальница Годуновых, Духовская церковь, где погребены были митрополит Филарет, митрополит Иннокентий, крипта Успенского собора, где покоятся великие патриархи. Здесь – история всего нашего Отечества.

Пресс-служба ТСЛ

10 октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.