Душа дороже всего. Святитель Макарий (Невский)


Душа всего дороже – о ней и следует заботиться больше всего. Но на деле бывает не так: многие только тело свое питают и оде­вают, а душа оставляется без пищи и одеяния. Пища для души – слово Божие и молитва, одеяние ее – добродетели: любовь, смирение, тер­пение, вера, воздержание.

Христианин, не радеющий о душе, как бы держит ее в срамной одежде: гордости, раздражительности, неверии, в сластолюбии, разврате. Иногда душа как бы болеет, тоскует, чувствует, что ей чего-то недостает. Это – тайный призыв души к покаянию, это – действие благодати Божией. Но от человека самого зависит послушать или не послушать этот призыв. Если он послушает, то с этого времени начинается его исправление. Он видит срамоту души и начи­нает сбрасывать эту срамную одежду и облекаться в чистую, благопри­личную – в любовь, радость, мир, милосердие, воздержание, целомуд­рие.

Живя и в мире, можно спасать душу, но бывает много соблазнов. Поэтому некоторые люди оставляют мир и уда­ляются в обители, чтобы беспрепятственно идти за Христом, неся свой крест. Они оставляют дом, имущество, удовольствия, отрекаются от своей воли, отдаваясь чрез послушание в волю отца духовного. Впрочем, и здесь они не вдруг освобождаются от грехов. Здесь также предлежит им борьба с духами злобы, которые с особенным ожесточением нападают на желающего спасти душу свою. Когда инок начинает подвизаться в посте, молитве и трудах, то враг возбуждает в нем самомнение, гордость, влагает лукавую мысль, что он уже святой или приблизился к степени святых. И заканчивается иногда это тем, что подвижник впадает в прелесть, умопомешатель­ство.

На иных же враг нападает внушением им помыслов о преж­ней мирской жизни или греховными воспоминаниями, возбуждает отвращение от всего монастырского порядка, внушает им оставить этот монастырь и перейти в другой. Когда же инок это сделает, то иску­ситель гонит его в третий монастырь, а потом совсем изгоняет инока в мир.

Итак, при помощи благодати Божией можно везде спастись, но при этом нужно со стороны христианина и свое желание и самопринужде­ние. А без этого никто не спасется не только в мире, но и в монастыре или в пустыне, не обретет спасения и на Афоне. Без труда, смирения, терпения и молитвы, благодати Божией, нельзя спастись. Посему, мирянин ли, инок ли ты, – смирись, трудись, терпи, молись – и спасешься, Богу содействующу.


Слово к выходящим из храма при появлении проповедника и о разговаривающих во время проповеди

Служители Церкви, проповедующие слово Божие, трудятся для дела Божия, спасения вверенных им душ христианских, и труд их тяжелый. Те, для кого они трудятся, должны бы признавать этот труд и признательность эту выражать благодарностью, уважением к их труду, внимательностью к их слову.

Но таковой признательности, благопокорливости некоторые из христиан не оказывают проповедникам слова Божия. Мы замечаем, что когда проповедник выходит к вам возвещать волю Божию, учение Христово и некоторые из вас по усердию своему в это время устремляются к нему, чтобы стать ближе и не пропустить ни единого слова из того, что будет им возвещаемо, то другие, напротив, в это время направляются к дверям, чтобы выйти вон, а некоторые начи­нают в это время разговаривать.

Какая обида для проповедника может быть больше той, как эта, когда долженствующие слушать не только не хотят этого делать, но и препятствуют говорить? Не есть ли это выра­жение крайнего пренебрежения? Где страх Божий? Где любовь братская? Где уважение к лицу? Где знаки простого приличия? Разве не знают так поступающие, что церковные проповедники суть служители Христовы? Не свое слово они проповедуют, а слово Божие.

Пред­ставьте себе, что пред вами стоял и говорил бы Христос: ужели бы вы отвратили лицо свое от Него, чтобы выразить пренебрежение к Нему? Конечно нет, но вы так делаете, когда отвращаете слух от проповед­ников, поставленных на это дело Христом: вы обращаетесь к ним спи­ной, когда они обращаются к вам лицом, и уходите пред их глазами. Вы разговариваете, смеетесь, когда они учат и увещевают вас. Разве не боитесь суда Божия? Разве не верите слову Его?

Быть может, кто-либо скажет: «Мы сами все знаем, нас нечему учить». Так говорить может только гордость. Век живи, век учись – вот правило истинной мудрости. Если хочешь быть истинно добродетель­ным, поучайся в Законе Божием день и ночь, и будешь подобен дереву, растущему при истоках вод и дающему плод свой во времена свои (Пс. 1, 2-3).

Вы, разговаривающие и убегающие от проповеди, разве не понимаете, что этим вы оскорбляете чувства ваших братий по вере? Ибо истинно верующий не может не оскорбляться, когда кто-либо с пренебрежением относится к словам проповедников, говорящих слова Божии, и когда пренебрежением своим оскорбляет тех, в ком они, верующие, видят служителей Христовых, наставников своих о Господе.

Разговаривающие или обращающиеся спиной к проповеднику, когда он обращается к ним со словом назидания и увещания, нарушают пра­вила даже обычной общественной жизни, житейского приличия, закона вежливости.

Проповедь церковная составляет часть богослужения. Уходящий от нее грешит, как оставивший богослужение до окончания его, и этот грех не останется без истязания в день, когда от христианина потребуется отчет во всех делах. А разговаривающий во время проповеди виновен как нарушитель тишины во время богослужения.

Вот наша жалоба, вот наша обида. Конечно, она не относится к тем, кто с великим усердием слушает слова проповедников, кто, увидев проповедника готовящимся говорить поучение, подходит ближе к нему, чтобы расслышать слова его. Но мы скорбим о тех, кто нарушает тишину во время проповеди или кто уходит от проповеди, огорчая не только проповедника, но и Того, Кто поставил его на это дело.

Итак, возлюбленные братья, будем внимать сказанному: будем и Бога бояться, и уважать Его священников, слушая их как Самого Христа, дабы и за свои добрые дела и за уважение к ним получить от Бога великую награду.


Источник: Свт. Макарий (Невский), митр. Моск. и Алтайский. Единое на потребу: проповеди, слова, речи, беседы и поучения: в 4 т. М.: Булат, 2011-2012. Т. 1, 2.


29 февраля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.