День памяти благоверного великого князя Михаила Александровича Тверского, в схиме Матфея († 26 августа 1399)

Благоверный Великий Князь Михаил Александрович Тверской (в схиме Матфей, † 26 августа 1399). Годы его княжения отмечены бесконечной борьбой против кашинских удельных князей и против влияния Дмитрия Ивановича московского на тверские дела. Умиротворению Тверского Князя с Московским содействовал своим благодатным словом прп. Сергий Радонежский. Приняв перед смертью постриг, князь Михаил преставился 26 августа 1399 года. Погребен в Спасском соборе Твери. 

 
Великий князь Михаил Александрович и Ольгерд под стенами Москвы

Исторический портрет Великого князя Тверского Михаила Александровича поразителен. Прежде всего, удивляет грандиозный масштаб личности этого князя, а также ряд выдающихся черт его характера, резко контрастировавших с современной князю эпохой. Странным становится образ князя, который, побеждая, не ищет себе никаких преференций, который хочет мира с врагами, ищет духовных подвигов и стремится уберечь свою честь не ради тщеславия и гордыни, а ради славы своего города и правды Христовой.


Святой благоверный князь
Димитрий Иванович Донской

Основными чертами, украсившими духовный облик тверского князя Михаила Александровича, являются благородство и великодушие, честь и честность, любовь и глубокая деятельная вера в Бога.  

* * *

В XV веке великий князь Михаил Александрович Тверской был самым известным и почитаемым деятелем. В Твери его знали все. Возможно, что он был не менее чтимым, чем известный сегодня всем его дед святой Михаил Ярославич Тверской. С исчезновением Тверского княжества, с приходом в Тверь московских наместников, имя Михаила Александровича Тверского, выдающегося князя и умелого борца за независимость, за самобытность Тверской земли было окружено атмосферой молчания. Шли века, стиралась память о славном прошлом города и его великом князе. Но Истина, она всегда принадлежит Богу. И она никогда не сотрется. Ибо она записана в Вечности.

Летопись сохранила подробный рассказ о последних днях жизни Михаила Александровича Тверского. В август 1399 года, когда он был уже очень болен и слаб, из Константинополя вернулись тверские послы-священники, возившие патриарху дары для собора святой Софии. С ними прибыл и патриарший посланник архимандрит Герман, доставивший патриаршее благословение, икону «Страшный Суд» и мощи святых. 

  
Миниатюра из Лицевого жития
Преподобного Сергия Радонежского

Узнав о дарах патриарха, князь всю ночь молился, а наутро объявил о желании принять пострижение в монахи. Дары были встречены духовенством, горожанами и князем у Михайловской церкви. Михаил Александрович устроил пир, пригласив на него все белое и черное духовенство, а также нищих и убогих, раздав им большую часть своего имущества. Затем он смиренно простился с близкими и слугами, указал место в Спасо-Преображенском соборе для своей будущей могилы и был пострижен епископом Арсением в Афанасьевском монастыре под именем Матфея.

На следующий день после пострижения соборный колокол призвал тверитян на площадь, и епископ Арсений объявил по поручению князя, что отныне ими будет управлять его старший сын Иван Михайлович, на что народ возгласил новому великому князю многие лета. (Согласно Никоновской летописи, сам Михаил Александрович объявил это решение с паперти собора после пира, т.е. до пострижения.)

В монастыре бывший великий князь принял схиму и через несколько дней, 26 августа, скончался. Летопись зафиксировала слова людей, провожавших его в последний путь: «Счастлива была Тверь, что имела такого князя». Наверное, так действительно могло сказать поколение тверитян, уже четверть века живших в мире, но вряд ли его разделили бы их отцы и деды, чьи жизни прошли в вечном страхе, походах и разорениях. Стремясь обезопасить Тверь, Михаил Александрович, помимо этого, не был лишен и тщеславия. В погоне за титулом великого князя Владимирского и присоединением новых земель он не гнушался обращаться за помощью к язычникам и врагам Руси – Орде и Литве, чем возбудил гнев во всей Руси. Политик он был чрезвычайно недальновидный, как и его дед Михаил Ярославич, а средства подавления противодействия использовал самые жестокие, по сути – тактику выжженной земли. Такая политика не имела перспектив, и жители Тверского княжества сполна поплатились за это.

Но, как известно, особенно помнятся последние деяния, а Михаил Александрович передал Отечество старшему сыну мирным, с сильной дружиной, экономически бодрым, с развивающейся культурой, относительно независимым от крепнущей на глазах Москвы. Таким оно и вступило в последний век "великой тверской свободы".



Использованы материалы сайта: tztver.ru
26 августа 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.