Архимандрит Илия (Рейзмир). О подвиге христианина

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! Сегодня мы молитвенно прославляем угодника Божия, основателя монашества, преподобного Антония, подвизавшегося в Египте. Однажды, по дороге в храм, он размышлял о том, как апостолы, оставив все, последовали за Христом, как первые христиане полагали к ногам апостолов все, что имели. С такими мыслями молодой человек вошел в церковь и услышал слова Евангелия: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим; и имети имаши сокровище на небеси» (Мф. 19, 21). Этих слова святой воспринял как призыв неба именно к нему. Он немедленно продал все свое богатое имущество, оставшееся от родителей, деньги раздал нищим и решил подвизаться вдали от мира единого Бога ради.

Много искушений перенес преподобный Антоний в первые годы своего подвижничества. Но пламенной молитвой к Богу, строгим постом и бдением он очищал свое сердце и старался сразу же – в самом начале – отражать искушения врага. Чем мужественнее был Антоний в постигающих его искушениях, тем более усиливались против него враги спасения. «Сколько раз, – так рассказывал сам подвижник своей братии для назидания, – грозные демоны окружали меня и наполняли жилище мое, точно готовые на брань воины, а я пел: "Сии на колесницах и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем" (Пс. 19, 8), и тотчас они по милосердию Божию обращались в бегство. Однажды они в ярком свете явились мне и сказали: "Мы пришли показать тебе свет наш". А я закрыл глаза, так как гнушался смотреть на свет диавольский, помолился, и немедленно исчез свет лукавый. Потом, когда они пели передо мною псалмы и рассуждали между собою о Писании – "Аз, яко глух не слышах" (Пс. 37, 14). И когда они потрясали мою хижину, я спокойно воссылал молитвы ко Господу. Не умолчу и о том, что часто демоны поражали ударами мое тело, а я пел: "Никто же разлучит ны от любве Божия, яже о Христе Иисусе" (1 Рим. 8, 39)».

Однажды тот, кто приносил преподобному Антонию пищу, нашел его почти мертвым от множества ран, нанесенных рукою врага. Он поднял Антония и перенес его в дом благочестивой вдовы. Все знавшие Антония думали, что он умер. Придя в себя, ночью он попросил брата опять отнести его в пещеру, и там, не имея сил встать на молитву, он лежа призывал Господа на помощь. Во время молитвы Господь Своим явлением утешил подвижника, и он почувствовал себя здоровым. «Где Ты был, Благий Иисусе? – воззвал к Явившемуся Антоний. – Почто вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?» – «Антоний! Я был здесь, – сказал Господь, – и ждал, доколе не увижу твой подвиг; добре ты подвизался. Я всегда буду помощником твоим и соделаю имя твое славным повсюду».

После 15-ти лет подвижнической жизни, духовно утвердившись, Антоний, давно жаждавший совершенного уединения, перешел Нил и в совершенно пустынном месте начал свои новые подвиги. Здесь, вдали от всех людей, без наставника и сотрудника, он прожил еще около 20-ти лет. Чего только не вытерпел он в продолжение этого времени! Сознавая чистоту своих устремлений и представляя множество скорбей и искушений, которым подвергался, святой вопрошал Бога: «Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны?» Господь не оставил верного раба Своего и подал голос: «Антоний, себе внимай! То, о чем ты говоришь, – суды Божий, и тебе нет пользы испытывать их».

Толпами стекался к нему народ, когда он открыл к себе доступ. Чудодейственной силой веры преподобный врачевал, а словом своим утешал печальных, учил неразумных, укрощал гневливых, внушал любовь ко Господу предпочитать всему. Благодатные слова великого подвижника сильно действовали на приходящих к нему, и многие из них тут же решались проходить вместе с ним пустынническую жизнь.

В это время свирепствовали жестокие гонители на христиан. Однажды великий подвижник оставил пустыню и пришел в Александрию. Святой отец желал мученичества, но Господь хранил его для спасения других людей. Возвратившись в пустыню, Антоний собрал около себя сонм иного рода мучеников – мучеников подвижничества. От иноков он требовал полной нестяжательности, послушания, рассудительности и молитвы как основ спасения. Пустыня наполнилась учениками Антония, для которых он основал монастырь на берегу Нила и которых с любовью назидал.

Привлеченные славой угодника Божия, к нему приходили за советом и великие подвижники, епископы, и даже языческие философы. Язычники удивлялись великой мудрости не изучавшего наук святого старца. «Моя книга – природа вещей, – отвечал Антоний, – она всегда тут, как скоро мне захочется читать слово Божие. Скажите мне, что прежде было: разум или письмена?» – «Конечно, разум!» – отвечал философ. «Стало быть, – сказал Антоний, – у кого есть неповрежденный разум, тому не нужны и письмена». Благочестивый император Константин и его сыновья тоже обращались к Антонию за советами, и он своими посланиями внушал им быть милосердными и правосудными и помнить, что есть Царь над всеми – Иисус Христос.

В постоянных подвигах самоумерщвления, в заботе о спасении ближних протекла жизнь Антония Великого. За свою великую любовь к Богу и людям он удостоен был от Бога особого дара чудес и прозрений. Но, совершая исцеления, изгоняя бесов, тем, кому помог, святой внушал благодарить только лишь Бога, Который один имеет силу исцеления. В видениях угоднику Божию была явлена посмертная борьба души против демонов, преграждающих ей путь в небесные селения.

Почувствовав приближение кончины, авва Антоний призвал двух своих учеников. «Наконец, любезные дети, – сказал он им, – наступил час, в который я, по слову Божию, отхожу ко отцам моим. Уже Господь зовет меня, уже я желаю видеть небесное. Заклинаю вас, чада сердца моего, не погубите плодов, приобретенных вашими долговременными трудами; помните, как вы подвергались искушениям от демонов. Вы знаете как злобное коварство их, так и бессилие их против благочестия. Любите от всего сердца Господа нашего Иисуса Христа. Никогда не забывайте наставлений моих. Постоянно помышляйте о том, что вы всякий день можете умереть». После этих слов его равноангельская душа отошла ко Господу, а на лице сияла светлая радость.

Будем и мы, дорогие братия и сестры, подражать преподобному Антонию в его любви ко Господу и людям. Молитвами святого Антония да сподобит нас всех Господь вечной блаженной жизни. Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2010. С. 466-471.


30 января 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.