Краткий указатель содержания слов и речей (Д-Н).

I.

КРАТКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ СЛОВ И РЕЧЕЙ.

Д.

 О благодатных дарованиях Духа Святым Божиим
V, 284–288.
 О девстве и целомудрии
IV, 23–29.
 Как достигнуть того, чтобы дела земныя и мирския не препятствовали делу духовному и небесному
V, 85–89.
 О спасительном делании
IV, 412–421.
 О благословенном рождении детей
III, 96–102.
 О воспитании детей
III, 346–352.
 Должно словом и делом руководствовать детей к жизни благочестивой и честной по учению Христову
V, 249–253.
 О детях и родителях
V, 270–273.
 О главных предметах деятельнаго учения спасительной благодати
II, 111–118.
 О поощрении друг друга к добру
IV, 181–186.
 Как можем мы участвовать в распространении света истины и добра
IV, 273–277.
 Только на добродетели основанное благополучие благонадежно и прочно
III, 132–138.
 Должно направлять нашу деятельность не самолюбием и своекорыстием, а доброжелательством и любовию к ближним
V, 442–446.
 Домостроительство Божие
II, 422–426.
 Величие дома Божия
I, 128–133.
 О славе и благолепии дома Божия
I, 145–150.
 О чем должно заботиться при радости о совершении дома Господня
II, 379–386.
 См. еще: Храм Божий.
 О дарах Святаго Духа
I, 1–9.
 О исполнении Духом
I, 65–73.
 Душа Христианская, по вечному праву принадлежащая Царю Царей, да приведется к Нему повиновением, любовию и верностию
I, 204–212.

Е.

 О единоверии
V, 374–379.
 О едином на потребу
I, 277–280.
 Знаменование священнодействий Епископскаго посвящения
IV, 226–228.
 Мысль о Божественном посланничестве Господа нашего Иисуса Христа, как первоначальном образе восприемлемаго Епископом служения, должна быть всегдашним напутствием в прохождении онаго
II, 171–174.
 
 Наставление новорукоположенному Епископу
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Епископ есть Ангел Церкви
V, 52–53.
 Обязанности Епископа
V, 431–432.

Ж.

 Един Христос может утолить жажду души
V, 166–171.
 Доблестная жена
V, 192–195.
 О жертвах духовных
III, 225–230.
 О должной от нас Богу жертве
IV, 248–254.
 О жертве Христианина
II, 88–94.
 Надобно пробуждать себя от сномечтательной жизни чувственной к истинной жизни духовной
V, 1–5.
 О житейском попечении, как препятствии благодатному Божию посещению
II, 387–393.
 Житейское попечение препятствует человеку благоугождать Богу, и приобретать благодать Его, или сохранять приобретенную
IV, 363–370.
 О нашем житии на небесех
III, 243–247.

З.

 О важности соблюдения заповедей
IV, 334–339.
 Как достигнуть того, чтобы дела земныя и мирския не препятствовали делу духовному и небесному
V, 85–89.
 Должно побеждать зло добром
III, 253–257.
 О наставлении Апостола: ты убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов
IV, 308–313.

И.

 О благом иге Христовом
III, 102–108.
 О именах Христианских
II, 401–406.
 Наречение имен
V, 59–62.
 Избавившимся от опасности нужна предосторожность на будущее
III, 171–174.
 Моисеево отречение от избрания
II, 248–253.
 Об осмотрительности при избрании в должности общественныя
III, 313–317.
 О нелицеприятии при избрании
V, 188–192.
 О искании Бога и о покорении нашей воли воле Божией
IV, 608–611.
 О пути к блаженству чрез искушение
I, 241–249.
 Учение об искушениях
III, 273–278.
 О соединении истины с милостию
III, 403–408.
 О истине
V, 293–300.

К.

 Изъяснение изречения Спасителя: воздадите убо Кесарева Кесареви, и Божия Богови
IV, 527–531.
 О клятве
 
 
Из созерцания крестной смерти Спасителя почерпается и сладкое утешение и спасительное сокрушение
I, 169–175.
 О крестном ходе
III, 139–144.
 Знаменование и учение дня крестопоклоннаго
III, 325–330.
 О кресте
I, 31–39.

Л.

 О лицемерии
III, 367–371.
 О ловитве Христове
V, 80–84.
 О любви к миру
I, 80–89.
 О любви Божией, явленной во Христе распятом
I, 89–98.
 О любви ко врагам
I, 285–289.
 О любви к Богу и ко Христу, как преимущественной Христианской обязанности
II, 102–110.
 О Христианской любви
IV, 168–173.

М.

 О манне сокровенной
III, 363–367.
 Поучительныя черты из жизни Св. Марии Магдалины
V, 313–319.
 Как достигла Мария Магдалина первенства в видении Господа воскресшаго и в проповедании Воскресения Его
V, 459–463.
 Данная Иисус Христом мера малаго и великаго
II, 299–305.
 О милосердии
 
 
 О милосердии к бедным
IV, 591–597.
 О милосердии
V, 183–187.
 О милостыни
V, 236–240.
 О соединении истины с милостию
III, 403–408.
 Отчего нет мира на земле
V, 232–235.
 Как пользоваться миром
V, 364–368.
 Об оставлении мира для Бога
III, 118–122.
 В какия особенныя помышления и расположения должен вводить нас образ Гефсиманскаго многострадальнаго моления Иисус Христова
IV, 395–401.
 Молитва заключеннаго в темнице
IV, 283–284.
 Молитва на седмисотлетие Москвы
IV, 478–480.
 Молитва и возглашения в день воспоминания тясящелетия России
V, 550–551.
 Молитва при освящении древней плащаницы
V, 564.
 О молитве Господней
I, 21–30.
 О силе и действии молитвы
I, 99–107.
 Об обязанности, видах, порядке и цели молитвы
II, 127–134.
 О молитве духом и умом
III, 122–128.
 Необходимость молитвы во время общественных бедствий
III, 149–152.
 О взаимной молитве
III, 451–456.
 О молитве преимущественно Церковной
IV, 114–119.
 О молитве во имя Господа Иисуса
IV, 262–267.
 О молитве с должным приготовлением
IV, 351–358.
 О молитве Церковной
IV, 462–467.
 О преимуществе и потребности молитвы Церковной
V, 136–140.
 О молитве
V, 407–410.
 О молчании
II, 148–156.
 О духе монашества
II, 118–125.
 О нетлении св. мощей
II, 15–23.
 Чем опаснее и пагубнее злоупотребление мудрости, тем величественнее и славнее участь того, кто, стяжав сие сокровище, умеет и обладать им
I, 164–169.
 Смиренная мудрость и мудрое смирение Пресв. Девы Марии
II, 368–373.
 О свойствах истинной мудрости
IV, 581–587.
 Какое сродство между мученичеством и мудростию
V, 115–120.
 Черты духовной мудрости
V, 557–560.
 О наставлении Апостола: горняя мудрствуйте
II, 195–200.
 Мужество есть обязанность и добродетель не только воинствующих, но и не воинствующих
V, 259–264.
 Как достиг оправдания мытарь, как не достиг фарисей
V, 66–71.

Н.

О нищете (телесной) О нищете (телесной)
 О небесной награде
III, 30–35.
 О надежде
III, 424–428.
 Надежду на Бога непременно должно в основание положить, если хотят созидать благополучие прочно и безопасно
III, 463–470.
 О благоговейном воспоминании наставников наших
IV, 48–52.
 О повиновении наставникам
V, 244–249.
 О истинном насыщении
I, 281–285.
 Не смотреть на видимое, а смотреть на невидимое – в сем заключается сильное средство против печали, для добродетели, для блаженства
III, 52–58.
 Против невоздержания
III, 71–77.
 Изъяснение наставления Апостола: да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне
III, 13–19.
 Учение о нестяжании
V, 226–231.
 О нищете духовной
II, 156–161.
 О нищете (телесной)
II, 134–141.

Богослужения

17 июня 2019 г. (4 июня ст. ст.)

День Святого Духа. Прп. Митрофана Троицкого, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия (XIV). Прп. Мефодия, игумена Пешношского, ученика прп. Сергия Радонежского (1392). Свт. Митрофана, патриарха Константинопольского (ок. 326). Мчч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I). Мч. Конкордия (ок. 175). Сщмч. Астия, еп. Диррахийского (II). Прп. Зосимы, еп. Вавилона Египетского (VI). Сщмч. Георгия пресвитера (1941); сщмч. Иоанникия, митр. Черногорско-Приморского (1945) (Серб.). Сщмч. Петра Беляева пресвитера (1918). Обре́тение мощей сщмч. Петра, архиеп. Воронежского (1999). Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери (переходящие празднования в День Святого Духа).
05:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ДОРОФЕЙ; иером. ГАВРИИЛ, ВАДИМ, ДАЛМАТ, СОФРОНИЙ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ
Предтеченский храм
05:30  Ранняя Литургия
Успенский собор
06:30 Средняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).