1846 год. Слово по освящении храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в Московском кадетском корпусе

1846 год.

СCCXXI.

33. Слово
по освящении храма во имя святых первоверховных
апостолов Петра и Павла, в Московском
кадетском корпусе.

(Говорено октября 7-го; напечатано в Твор. Св. От.)

<1846 год>

Благ Господь надеющимся на-Нь; души ищущей Его
благо есть, и надеющейся с молчанием спасения
Божия. Благо есть мужу, егда возмет ярем в юности
своей.
Плач. Иep. III. 25–27.

Слова сии взяты из печальной песни, которую пророк Иepeмия воспел на развалинах Божия храма и града Иерусалима.

Можете сказать: к чему здесь слова печальной песни, когда мы с радостию видим храм, некогда благочестивою волею созданный, и ныне благочестивым усердием возобновленный и украшенный?

А я, вместо ответа на cиe, могу предложить обратный вопрос: к чему были там слова, мною приведенныя? Развалины храма и города о том ли говорили, что благ Господь? – Однако не можем не признать, что Пророк, говоривший Духом Божиим, говорил премудро и прилично, и что богодухновенное слово пророческое всегда и везде полезно и спасительно. Постараемся же понять, как слова Пророка приличны были там: и увидим, как они могут быть полезны здесь.

Благ Господь надеющимся на-Нь, души ищущей Его благо есть, и надеющейся с молчанием спасения Божия. К чему подлинно могли клониться сии слова, сказанныя пророком на развалинах Иерусалима и храма? – Могли клониться к вразумлению и назиданию Иерусалимлян. Слыша сию всеобщую истину, что благ Господь надеющимся на-Нь, сей непреложный закон Провидения, что душе ищущей Господа должно быть благо, Иepyсалимляне должны были заключить, что благим явился бы Господь и для них, если бы они Его искали, если бы надеялись на Него. Тогда благодать храма была бы покровом и охранением граду: Иерусалиму было бы благо. Если же постигло Иepyсалимлян зло: то, конечно, потому, что не искали Господа, и не надеялись на Него. Таким образом оказывается, что на развалинах храма и города написан был урок: а Пророк пришел и читал и преподавал его. Какой урок? – Ищи Господа; и благо будет душе твоей. Надейся на Господа; и вкусишь и увидишь, яко благ Господь (Пс. ХХХIII. 9). Ищи Его свободным движением сердца, и тем утверждай твое благоденствие. Берегись забывать Его, чтобы не разрушить твоего благоденствия. Но если, по несчастию, ты уже и впал в забвение Бога, и разрушено твое благоденствие: то вспомни, хотя теперь, что благ Господь, и не отчайся; ищи Его сокрушенным сердцем; принимай бедствия и скорби с молчанием терпения; надейся спасения Божия.

Вместе с вразумлением, слова пророка могли относиться и к утешению. Когда Иерусалим поражен был гневом Божиим, и самый храм не пощажен: тогда могло казаться, что после сего поражения уже нельзя ожидать возстановления, что рана не исцельна, и печаль безутешна. Но нет, говорит пророк, благ Господь надеющимся на-Нь, души ищущей Его благо есть: следственно, надобно только искать Господа, сокрывшаго благодать Свою; надобно только восприять надежду на Него: и Господь вновь явится благим к народу Своему; душам ищущим Его будет благо; Иерусалим возстанет; храм воскреснет.

Видите, как и среди развалин и опустения не неуместно сеял Пророк слова истины: они должны были произрастить назидание и утешение, надежду и спасение. Такое доброе семя не так же ли полезно, и, может быть, не больше ли удобно сеять на земле охраняемой и возделываемой?

Приближим учение Пророка к нашим душам; введем оное в нашу жизнь!

Дух Божий свидетельствует чрез Пророка, что благ Господь надеющимся на-Нь, что души ищущей Его благо есть. Что может быть достовернее сего свидетельства? Ищи же Господа, душа Христианская; надейся на Него, одушевляй себя постоянно мыслию, что, по уверению Божественному, сие тебе благо есть, в сем заключается твое блаженство!

Далеко ли христианину искать Господа? – Ты можешь обрести Его в твоем сердце: поелику душам христианским дал Он сие обещание: вселюся в них и похожду (2 Кор. VI. 16), и действительно вселяется в них благодатию Крещения. Eщe простее искать Его во храме, в священных знамениях, в слове Евангелия, в Таинствах, снисходящаго и приближающагося, сокровеннаго и являющагося, и посещающаго душу.

Ищи Господа молитвою, благоговейным размышлением о делах Его, верою, любовию, исполнением заповедей Его. К сему присовокупи особенный способ приближения к Богу, указуемый Пророком: с молчанием надейся cпаceния Божия. Если благоденствуешь, если возвышаешься в мире: не глаголи высокая в гордыни, и да неизъидет велеречие из уст твоих (1 Цар. II. 3); храни своего потаеннаго сердца человека, в неистлении кроткаго и молчаливаго духа, еже есть пред Богом многоценно (1 Петр. III. 4). И напротив, если встречаешься с бедствием и скорбию: соблюдай молчание терпения; не разразись словами ропота на Провидение, которыя не поразили бы никого, кроме тебя самого. Самую надежду спасения Божия, уже приобретенную, охраняй молчанием смирения.

Указуя путь ко благу и блаженству, Пророк сказует еще, что благо мужу, егда возмет ярем юности своей. Как речь идет о служении Богу: то ярем, без сомнения, разумеется Божий, то-есть, покорение нашей воли воле Божией, и труд служения Богу и исполнения заповедей Его. Сие и Сам Спаситель выражает подобными наименованиями ига и бремени, уверяя притом, что иго Его благо и бремя Его легко есть (Матф. XI. 30). Таким образом Пророк особенное счастие человека пoлагает в том, чтобы он от юности начал служить Богу.

Мысль сия, конечно, понята здесь; ибо сей храм знаменует стремление к приведению ея в действие. Он для того наипаче назначен, чтобы удобнее детство и юность приобучать к упражнениям благочестия.

По истине благо, если хартия юнаго сердца, не запятнанная пороками, не исчерченная помыслами греха, представляется Богу, обещавшему на сердцах написать законы Свои (Евр. VIII. 10).

Благо юной душе, которая предает себя тихому действию благодати прежде, нежели усилились тревожныя действия поврежденной природы.

Как, по слову Господню, никтоже может двема господинома работати (Матф. VI. 24): то, конечно, лучше рано предать себя истинному Владыке, Богу, нежели допустить мир возобладать душею, и потом тяжким борением исторгаться из оков поработителя.

Да помышляет о сем каждый, кого природа, или особенный долг, или свободное побуждение человеколюбия призывает к попечению о детях, и да не коснит сеять в юныя сердца семена благочестия и благоговения к заповедям Божиим.

О юность! Не верь прелестям чувств и мечтам воображения; поверь опыту и Духу Божию; ускори сама себе написать в памяти и в сердце глагол Его: благо тому, кто возмет на себя ярем заповедей Христовых в юности. В сих не многих словах заключено много твоей судьбы. В них есть пророчество для последующих времен жизни.

Если же кто сознает, что ему не досталось сие благо, чтобы взять ярем Господень в юности своей: таковый да помышляет, что много потеряно, и тем паче да не коснит подвизаться о приобретении того, чего не приобрел ранее. Есть воды для отмытия нечистоты греха, – слезы покаяния. Есть огнь для выжжения и глубоко внедрившейся смертоносной язвы греха, – внутренний огнь покаянной скорби, и печали, яже по Бозе. Есть воздаяние и для пришедших в поздний час на дело Божие: но счастлив тот, кто не носит в совести своей упрека, что многие и лучшие часы дня земной жизни потерял напрасно. Аминь.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.