Наместник Троице-Сергиевой лавры совершил первую Литургию Преждеосвященных Даров

Наместник Троице-Сергиевой лавры совершил первую Литургию Преждеосвященных Даров

13 марта наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон возглавил богослужения среды первой седмицы Великого поста.


Распятие Иисуса Христа Церковь вспоминает по средам и пятницам. В первую среду Великого поста особенно уместно вспомнить об этом событии. Во-первых, Распятием и Воскресением Господа и Спасителя нашего завершается пост. Смерть и Воскресение Христово дали людям возможность продолжить свою жизнь в вечности. И пост подготавливает нас к тому, чтобы мы использовали эту возможность.


«Воспеваю Распятие и прободение Божественных Твоих ребер, из которых, Христе, черпаю всегда бессмертное питие и освящаюсь!»



А во-вторых, подобно Христу и человек должен распять свои страсти и пороки. Пост, молитва, Священное Писание и Евхаристия способны исцелить нас и сделать добрыми людьми.


Евхаристия в дни Великого поста совершается только в субботу и в воскресенье. По средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров. На ней нет освящения хлеба и вина и их пресуществления в Тело и Кровь Христовы. Святые Дары заготовляются заранее, в воскресенье. Поэтому и Литургия, на которой они используются, называется Преждеосвященных, то есть, освященных заранее, Даров. Сегодня, первый раз в этом году и в этот Великий пост, ее совершил епископ Сергиево-Посадский Парамон. Ему сослужила братия обители.



Вечером епископ Парамон возглавил великое повечерие. Он читал Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Сегодня среди покаянных тропарей впервые читались тропари преподобной Марии Египетской. Церковь приводит ее покаяние и святую жизнь после него нам в пример.


«Даруй мне, Мария, ниспосланную тебе свыше Божественным Промыслом светозарную благодать – избежать мрака страстей и усердно воспеть прекрасные подвиги твоей жизни».   



После повечерия епископ Парамон обратился к молящимся с архипастырским словом:


“Сегодня, дорогие братия и сестры, мы снова слышали канон прп. Андрея Критского. И снова в этом каноне приводятся как ветхозаветные, так и новозаветные примеры людей, которые согрешили и не покаялись. Точно так же и тех, кто раскаялся в своих согрешениях и получил прощение. Сегодня приводился пример двух человек: мытаря и фарисея - тех, кто пришел в храм помолиться, и один ушёл из храма осужденным, а другой помилованным. Пример евангельской блудницы, которая согрешила, но так же была прощена, потому что искренне раскаялась.


Как же важно для каждого из нас, чтобы мы были искренними, это крайне необходимо во взаимоотношениях между людьми и между людьми и Богом. Как важно, чтобы то, что мы делаем, делалось от чистого сердца. Принося покаяние, мы бываем неискренни. Мы лукавим, называя грех и понимая то, что мы к нему очень сильно привыкли. Мы вроде как бы просим у Бога прощения, но только устами, а вот душа и тело наши говорят совершенно обратное. Устами мы говорим: “Господи, прости. Мы исправимся, но только не сейчас, немножко еще потерпи, потому что я ещё, вроде как, не до конца насладился этой страстью, этим грехом”.


Почему же так происходит? Потому что в нас нет решительности. Нет решительности бороться с этим грехом. И как же выглядит такой человек, который во всем потворствует греху? Он выглядит как безрассудный человек. Когда мы встречаемся с безрассудным человеком, то мы понимаем, что нам с ним по жизни невозможно будет идти по одному пути. Потому что он ненадежный, он постоянно переменчив, его болтает из одной стороны в другую, он совершает безумные поступки, которые не укладываются в рамки нашего представления о поведении человека.


Так выглядит и тот человек, который служит греху. Он не вмещается в рамки, которые указаны в Священном Писании. Он выглядит как безумец, который воюет с собой, со своей душой, со своей природой. И поэтому мы, думая иной раз, что Господь нас наказывает, не понимаем, что сами наказываем себя своими собственными грехами.


Вот в покаянии, как и в отношениях между людьми, крайне важна искренность, чтобы мы из глубины души, из сердца выдернули эту занозу и искренне попросили у Бога, чтобы Он простил нас. Но даже когда мы раскаемся и принесем Богу искреннее покаяние, мы не должны останавливаться. Святые отцы говорят, что в духовной жизни не бывает такого момента, чтобы было отдохновение: человек либо поднимается вверх, либо падает вниз. И тому свидетельство -  образ, который Христос привел в Священном Писании. Когда мы сделали уборку внутри нашего помещения, в нашей душе, когда мы вычистили внутренние наши покои, то мы их должны чем-то заполнить, они не могут оставаться пустыми. А чем же мы должны заполнить свое внутреннее? Даже почувствовав благодать Божию в таинстве покаяния, при искреннем раскаянии, нельзя на этом останавливаться. Человек должен ревностно относиться к своей жизни, он должен после того, как прекратил жить по плоти, прекратить грешить, он должен начинать делать добрые дела, он должен проявлять свою христианскую совесть в каждом своём поступке, он не должен оставаться равнодушным к тому состоянию, которое у него есть, и должен это делать так же искренне, как  он каялся.


Что же от этого бывает? Что от этого рождается? От этого рождается, прежде всего, рассудительный человек. Потому что избавившись от оков греха, он видит вещи такими, какие они есть. Он видит себя таким, какой он есть: слабым, несчастным, истерзанный грехом. И от этого рождается чувство смирения. Он понимает, что одному с этими грехами, с этими страстями не справиться. Он уповает на Бога. У Него просит помощи, понимая, что только Господь может ему помочь.


Но как это чувство смирения должно быть выражено в человеке? Это когда мы не думаем о себе самих, что мы очень велики, что мы славны, что мы со всем можем сами справиться, что мы являемся хозяевами своей жизни. Чувство смирения рождается тогда, когда мы понимаем, что мы - земля, тлен, пепел. И один из святых отцов говорит, что если ты не обнулишься, то есть ты не помыслишь о себе, что ты земля, то ты не дашь Богу возможности действовать, потому что Господь нас сотворил из земли. И вот, когда мы понимаем, кто мы такие то мы говорим: “Господи, вот я, земля, глина, лепи из меня то, что хочешь. Ты, а не я.” И тогда гордость выходит из нашей души, мы не тщеславимся, мы не гордимся, мы смиряем свою волю перед Богом. И тогда начинают рождаться плоды духа, которые перечислил апостол Павел. Плод духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера, кротость, воздержание. И он говорит, что для такого человека нет закона, потому что те, кто живет во Христе, над ними закон не довлеет. По одной простой причине - потому что такой человек никогда закона Божия не переступит.


Поэтому дай Бог и нам в эти дни Святой Четыредесятницы не только искренне покаяться перед Богом, но наполнить свою душу делами, о которых сказал апостол Павел. Чтобы внутреннее содержание нашего сердца не осталось пустым, чтобы не пришли еще более свирепые страсти и еще более не измучили нас. Пусть Господь поможет нам в этот пост сподобиться этих великих христианских даров, этих христианских добродетелей. Чтобы в радости, в мире, в благосердии, в любви встретить светлое Христово Воскресение. Аминь. ”



Справка:


Наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископу Сергиево-Посадскому Парамону на утрени, часах, Литургии Преждеосвященных Даров и великом повечерии сослужила братия Лавры.


За утренними богослужениями пели братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и второй академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).


На вечернем богослужении пели третий академический хор под управлением чтеца Серафима Мороза и братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова).


Пресс-служба ТСЛ


Фотогалерея


13 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

17 июля 2019 г. (4 июля ст. ст.)

Прп. Андрея Рублева, иконописца, ученика прп. Сергия Радонежского (XV). Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918). Свт. Андрея, архиеп. Критского (740). Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца (551). Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (1174) (служба перенесена на 18 июня / 1 июля). Обре́тение мощей прп. Евфимия Суздальского, чудотворца (1507). Мчч. Феодота и Феодотии (108). Сщмч. Феодора, еп. Киринейского (310). Сщмч. Саввы, еп. Горнокарловацкого (1941) (Серб.). Сщмч. Димитрия Казанского пресвитера (1942). Галатской иконы Божией Матери.
05:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ; иером. ГАВРИИЛ, ИППОЛИТ, ФИЛАРЕТ, АФАНАСИЙ, ВАДИМ, ВАЛЕНТИН, ГЕРОНТИЙ, АРИСТАРХ, МОИСЕЙ, ПРОКОПИЙ, СПИРИДОН, ПАФНУТИЙ
Предтеченский храм
06:00  Ранняя Литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).