Житийные циклы преподобного Сергия Радонежского: история изучения

Преподобный Сергия Радонежский - один величайших русских святых, с именем которого связано национальное возрождение Руси, которого по праву именуют «игуменом земли русской». Историю жизни и подвигов преподобного Сергия, имевших судьбоносное значение для России, прежде всего можно узнать из текстов его Жития и лицевых циклов, основанных на содержании этих текстов.

Икона Преподобного Сергия Радонежского с житием. 
Работа келаря Троице-Сергиева монастыря старца Евстафия Головкина, 1591 год. 
Написана на доске от гробницы Преподобного Сергия. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

Почитание преподобного Сергия получило самое широкое распространение. В течение XV - XVII веков его изображения стали включаться в состав различных памятников наряду с образами других почитаемых святых. Они нашли отражение в иконах и книжной миниатюре. 

В науке интерес к изучению житийных циклов преподобного Сергия Радонежского появляется со второй половины XIX века и достигает своего апогея в конце столетия в связи с 500-летием со дня преставления преподобного. Одной из самых первых публикаций житийного цикла был лицевой список жития Сергия Радонежского, созданный в конце XVI века и насчитывавший 651 рисунок. Список был опубликован в 1853 году по инициативе археографа А.В. Горского. Иллюстрации и текст в издании были выполнены в технике литографии. В этот период к житийным циклам преподобного Сергия обращается Ф.И. Буслаев в своей работе посвященной древнерусской живописи «Из истории русской живописи XVI века» (1858). Текст жития привлекает внимание такого видного историка, как В.О. Ключевский, который обращается к нему в своей работе 1871 года «Древнерусские жития святых как исторический источник».

На раннем этапе изучения выявлению и сложению круга памятников способствовали работы Е.Е. Голубинского «Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по лавре» (1909) и Ю.А. Олсуфьева «Опись икон Троице-Сергиевой лавры» (1920).

С конца 1920-х годов начинают появляться работы, нацеленные на изучение материальной культуры, что соответствовало изменившимся условиям для гуманитарных научных исследований. Такое изменение произошло в следствие резко поменявшейся социально-культурной ситуации после переворота 1917 года.

В 1933 году была выпущена книга М. Владимирова (псевдоним М.В. Алпатова) и Г.П. Георгиевского «Древнерусская миниатюра. 100 листов миниатюр с описанием и статьями» содержащая миниатюры, посвященные житийному циклу Сергия Радонежского.

В годы Великой Отечественной войны увидела свет монография А.В. Арциховского «Древнерусские миниатюры как исторический источник» (1944), в которой автор обращается к миниатюрам лицевого жития Сергия Радонежского XVI века.

Для периода 1960-1990-х годов характерно значительное расширение круга и проблематики исследований, их выход на новый научный уровень. В этот период был написан ряд работ, посвященных отдельным житийным иконам преподобного Сергия Радонежского.

Известный реставратор В.В. Филатов в своей статье 1960 года, посвященной житийной иконе XVII века со «Сказанием о Мамаевом побоище» из Ярославского художественного музея предлагает свою атрибуцию этого памятника. В 1965 году О.И. Подобедова в книге «Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания» проанализировала миниатюры «Повести о преподобном Сергии» из Лицевого летописного свода XVI века.

В 1960-е годы были опубликованы ранее не публиковавшиеся памятники, что позволило расширить круг изучаемых произведений. Одному из них, иконе «Сергия Радонежского в житии» из собрания Третьяковской галереи, посвятила свою статью Н.В. Розанова в сборнике «Вопросы русского и советского искусства» 1974 года. Основная задача исследователя была связана с уточнением датировки памятника.
К вопросу атрибуции житийной иконы преподобного Сергия из Успенского собора Московского Кремля также обращалась в своем исследовании О.В. Зонова. Работа О.В. Зоновой была опубликована в 1980 году в сборнике «Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования».

Атрибуции житийного образа преподобного из собрания Музея имени Андрея Рублева посвятил свою статью И.А. Кочетков. Исследование было опубликовано в 1981 году в сборнике статей «Древнерусское искусство XV - XVII веков».

К изучению житийного цикла преподобного Сергия Радонежского в росписи церкви Сергия Радонежского в Новгородском детинце, обращалась Т.А. Ромашкевич в статье «Росписи церкви Сергия Радонежского в Новгородском детинце», которая вошла в сборник «Памятники культуры. Новые открытия» 1977 года. В своей книге «Монументальная живопись Новгорода XIV - XV веков» (1987) Л.И. Лифшиц также уделил внимание данному памятнику. Исследователя интересовали стилистические особенности росписей, их место и значение в художественном пространстве искусства Новгорода XV века. Л.И Лифшиц отметил, что во фресках церкви преподобного Сергия звучит идея «духовного примирения» Новгорода и Москвы.

Наряду с другими лицевыми житиями конца XVI века Г.В. Попов в книге «Книжная культура XVI века и художественное оформление повести о Зосиме и Савватии» 1986 года останавливался на анализе жития преподобного Сергия Радонежского конца XVI века, рассматривая его в контексте общей эволюции древнерусского искусства этого времени.

Э.К. Гусева рассматривала в своей статье, вышедшей в 1994 году, Троицкий житийный образ преподобного Сергия. Исследовательница уделила особое внимание проблемам иконографии памятника, сделав вывод о том, что икона Троицкого собора является одним из самых совершенных житийных произведений Дионисия, существенно повлиявших на последующие иконы такого рода.

Примерно в это же время (1993) появилась статья Н.Н. Чугреевой, посвященная еще одному иконописному житийному произведению - поволжской иконе преподобного Сергия с клеймами Жития Симона Азарьина XVII - начала XVIII века. Автор указала на типологическую связь клейм образа с миниатюрами на известного лицевого жития преподобного Сергия конца XVI века.

В двухтысячные годы (2004) было опубликовано исследование И.И. Болотцевой о Ярославской иконописи второй половины XVI - XVII веков, в котором автор уделила внимание уже упоминаемой ранее житийной иконе преподобного Сергия Радонежского со сценами «Сказания о Мамаевом побоище» из Ярославского музея. И.И. Болотцева изучила историю возникновения и бытования памятника, определив тем самым его место в истории ярославского иконописного искусства.

Впервые к анализу лицевого цикла преподобного Сергия Радонежского в составе Лицевого свода XVI века обратился в 2005 году В.В. Морозов. Исследователь уделил внимание описанию и стилистическому анализу миниатюр, передаче средствами рисунка эмоциональной и смысловой составляющей того или иного сюжета житийного цикла.

Несмотря на то, что в научный оборот введен довольно большой круг памятников, относящихся к изучению лицевых житийных циклов преподобного Сергия Радонежского, исследования эти носят довольно разрозненный, автономный характер. В целом, общие закономерности развития и изменения иконографии житийных циклов преподобного Сергия до настоящего времени в научной литературе еще не исследованы.

А.С. Жукова
Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: Тезисы докладов научной конференции; Музей имени Андрея Рублева, 11-12 декабря 2013 г. / Ред. и сост. Н.И. Комашко. - М.: МАКС Пресс, 2013. 


21 января 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.