Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского

Известно, что преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя письменного наследия. Однако мы имеем его жизнеописание, в котором нам дается пример, говорящий громче записанных на бумаге наставлений. На основе жития святого студент аспирантуры МДА священник Иоанн Федоров выясняет, каким должно быть воспитание и чему стоит уделить особенное внимание.


Преподобный Сергий с детьми.
Картина из Митрополичьих покоев Троице-Сергиевой Лавры

Проблема духовно-нравственного становления личности является ключевой проблемой в воспитании семейном, а также на всех ступенях школьного образования. Особенно остро это стало видно на сломе образовательных и воспитательных традиций. Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека. В христианской традиции этому вопросу уделяется много внимания. Поэтому важно опираться на опыт Церкви и ее подвижников.

Преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, явил собой свет истинно святой, подвижнической жизни. Его образ жизни, личный пример и заветы стали образцом для подражания не только для монахов, но и для всех последующих поколений русских людей. Не оставив после себя ни одной строчки письменного наследия, преподобный Сергий оказал огромное влияние на становление русского самосознания и просвещения, особенно в аспекте духовно-нравственного становления. «Духовно-нравственные взгляды древнерусского подвижника нашли свое отражение в воззрениях Сергея Уварова, Константина Победоносцева, Ивана Киреевского, Алексея Хомякова, Константина Ушинского и других созидателей российской просветительской мысли».

Как и древние подвижники, преподобный проводил свою жизнь в стяжании христианских добродетелей. Именно этому его наследию посвящен данный доклад.

Понятие «добродетель» (ἡ ἀρετή) появляется еще в античной философии как категория ценных и положительных качеств, внешних и внутренних (здоровье и сила, мужественность и доброта). Святые отцы и учители Церкви в античное понятие вложили новое, христианское содержание. В добродетели они видели, прежде всего, постоянное стремление человеческой души к исполнению заповедей Божиих при содействии благодати Божией. Христианское учение о добродетелях раскрыто в трудах святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Евагрия Понтийского и других. В своих трудах они подчеркивали, что стяжание добродетелей есть основная цель воспитания личности. По мысли преподобного Ефрема Сирина, «подобие Божие имеет в себе человек соразмерно с добродетелью». Свободно выбирая добродетельную жизнь, человек уподобляется Богу, так как «добродетель произвольна, и добро делаем мы по собственному избранию и произволу, а не против воли и принужденно».

Из жития преподобного Сергия мы знаем, что его жизнь уготовлялась еще в утробе благочестивой матери. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала, чрез свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее». Уже в отрочестве он преуспевал в добродетелях: «все поступки Варфоломея в течение всей его жизни показывали, что он был муж высокого разума и рассуждения духовного. Рассуждение – дар бесценный, и святые отцы почитают его выше всех добродетелей». Добродетели помогали подвижнику в уединенном житии: «мысль его беседует с Богом; язык прославляет Владыку всех; его сердце – жилище всякой добродетели, а потому и Духа Святого», защищали в трудные минуты: «Чего не может сделать добродетель? – рассуждает святитель Платон. – Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от жестокости наших нравов, а любовь и добродетель могут эту свирепость преложить в кротость и покорность». Добродетели же привлекали к преподобному всех ищущих истины и утешения. Ученики святого игумена говорят: «Твоя добродетель собрала нас сюда, она же пусть и управляет нами. Ты насадил виноград сей, ты и питай нас своим учением и плодами примера твоего». Проводя жизнь в высшей степени добродетельную и достигнув святости, преподобный Сергий показал пример для воспитания добродетелей.

Что же мы можем почерпнуть из примера преподобного Сергия? Для этого снова обратимся в его житию, и в первую очередь к завещанию преподобного своим ученикам перед смертью. Он заповедует последовать его пути, стяжать «венец добродетелей, которыми украшал себя сам Сергий и которые он, как бесценное сокровище, завещал своим возлюбленным ученикам».

В наследии преподобного Сергия мы можем выделить следующие основные педагогические идеи.

Прежде всего, воспитание добродетелей должно быть Православным. Должна быть опора на ясно сформулированное мировоззрение. Понятие добродетели в отрыве от духовной основы теряет всякий смысл. «Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера: без веры угодить Богу невозможно. Но вера должна быть Православная, основанная на учении апостолов и святых отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения».

Следующее – это непрерывность воспитательного процесса. Весь процесс воспитания в семье, в школе, в коллективе должен проходить в едином духе и вести к единой цели. На примере преподобного Сергия мы видим, что с малых лет и до самой смерти вся его жизнь была в служении Святой Троице. И сам строй монашеской жизни, устроенной преподобным в его обители, способствовал непрерывному восхождению инока к Богу и постоянному воспитанию добродетелей.

Также мы можем отметить важность всестороннего развития человеческой личности. С точки зрения православной антропологии человек трехсоставен, и все стороны его бытия нуждаются в развитии. Существуют добродетели как телесные (воздержание, целомудрие…), так и душевные (вера, послушание…).

С точки зрения развития телесного преподобный Сергий был образцом трудолюбия, от учеников требовал, чтобы они овладевали каким-либо ремеслом и никогда не находились в праздности. По свидетельствам Епифания Премудрого, подвижник был необычайно крепок: «сила у него была в теле, как у двух человек».

Преподобный Сергий важную роль отводил воспитательной роли искусства, отправлял учеников в Византию, чтобы на лучших образцах учиться иконописному и литературному мастерству. Также он приветствовал учение книжное, способствовал переписыванию и распространению книг. Т. е. считал, что развитие интеллектуальное способствует духовно-нравственному развитию.

И, конечно, преподобный стремился к достижению высших духовных добродетелей, таких как молитва и смирение, терпение и доброта, правдолюбие и рассудительность…

Стоит также отметить, что преподобный Сергий проводил жизнь не только в бескорыстном служении ближним, но и, будучи «мертвым» для мира, не раз выступал печальником и миротворцем в своем Отечестве. Потому воспитание патриотизма является одной из педагогических идей в наследии игумена земли Русской.

В заключение хочется еще раз запечатлеть образ преподобного Сергия словами архимандрита Никона: «С раннего детства и до глубокой старости во всех его действиях мы видим прежде всего два прекрасных свойства его святой души: глубокое смирение и детскую простоту. Эти две добродетели составляют основные черты его нравственного облика; они окрашивают в свой цвет все прочие его добродетели: его благостное ко всем отношение, его голубиное незлобие, все его великие подвиги. В соединении с духовным рассуждением они образуют в нем тот цельный нравственный характер, красота которого невольно влечет к себе человеческое сердце».

Фёдоров Иоанн, священник
2014 год


Источник: Богослов.Ru
18 ноября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.