Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры

Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры

По своему местоположению и величавости Успенский собор является архитектурным центром Лавры. История его сооружения в значительной части не выяснена. К середине XVI в. Троицкий монастырь сделался известным на всю Русь, но в его стенах не было храма, который монументальностью отображал бы достоинство обители и вмещал тысячи богомольцев в дни празднеств. Царь Иван Грозный решил украсить монастырь подобающим его значению зданием.

Год начала постройки и имена зодчих утрачены. Можно полагать, что храм достраивался при царе Феодоре, т.к. боковые алтари собора посвящены святым покровителям благочестивой царской четы. 28 августа 1585 г. митр. Дионисий в присутствии Феодора и Ирины совершил торжественный чин освящения церкви.

Русские зодчие тщательно скопировали, за небольшими отступлениями, Московский Успенский собор. Отсутствие украшений, за исключением небольшого декора, усугубляет впечатление от необычайной величественности храма. В его стенах могут собраться до пяти тысяч человек.

Первоначально главы собора были полусферическими, позднее им придали форму луковиц. В описи монастыря за 1641 г. говорится, что «церковь о пяти верхах, главы обиты немецким железом, а на средней главе крест золочен». В XVIII в. средняя глава была покрыта листовым червонным золотом. В начале XIX в. ее отделали вызолоченной медью, а остальные четыре – голубой краской и украсили медными звездами разной величины.

Алтарь собора высок и обширен, Горнее место свободно вмещает до 30 священнослужителей. Кроме сени над престолом обращает на себя внимание семисвещник 1882 г., работы троицких монахов, в виде дерева с изображением в ветвях семи почивающих в Лавре чудотворцев во главе с прп. Сергием.

Мало кто из знает, что в Успенском соборе четыре престола. Три миниатюрных помещаются в алтаре главного, большого. Два из них находятся в южных боковых отделениях и современны построению собора, ибо посвящены вмч. Феодору Стратилату и мч. Ирине. Третий, во имя свт. Николая Мирликийского, расположен в крайнем северном предалтарии. Он устроен во время польской осады, как обетная церковь во избавление от свирепствовавшей в обители цинги, освящен 9 мая 1609 г. Таким образом, из пяти алтарных абсид четыре заняты престолами и один – жертвенник, который, как и приделы, отделен от алтаря перегородкой. В алтаре вдоль всего иконостаса устроены три яруса деревянных галерей, на которых помещались хоры певчих.

Первоначальный иконостас к середине XVIII в. был заменен новым, в пять ярусов, с резными колоннами. По манере письма Царские врата и Тайная Вечеря над ними принадлежат кисти Симона Ушакова. У южной стены близ иконостаса помещен гроб прп. Сергия, из которого мощи перенесены в новую раку. Верхнюю, доску гроба заменили новой, т. к. старая была разнята на иконы.

В 1684 г. собор впервые украсился стенным письмом на средства архиеп. Рязанского Моисея, погребенного здесь же, в соборе. Вся площадь западной стены занята изображением Страшного Суда с множеством фигур и деталей.

В соборе сохранились гробницы архиепп. Моисея и Августина, митр. Московского Макария. Последняя красиво облицована белым мрамором, на ее верхней доске высечены томики известных сочинений святителя. В северо-западном углу собора уцелели скромные гробницы королевы-инокини Марфы и ее дочери Евдокии. В последние годы XIX в. под южным отделением собора, где похоронены митрр. Леонтий и Сергий, была устроена церковь во имя всех святых для совершения заупокойных Литургий по святителям.

До конца XVIII в. у западной стены собора находилась широкая паперть, позже превращенная в трапезную, а затем замененная портиком в стиле барокко. На фасаде храма сооружены каменные корона, гирлянды и пестро раскрашенные шишечки. Крытые застекленные боковые входы тоже позднейшей пристройки.

В 1644 г. при ремонте паперти Успенского собора возле юго-западного угла в прорытом рву забил источник. Над ключом была сооружена каменная Надкладезная часовня. Мощь исполина собора и изящество Надкладезной башни составляют редкостное по красоте сочетание. К северо-западу от храма устремилась в небо знаменитая колокольня Лавры.

Г. Александров

Источник: Журнал Московской Патриархии. – М., 1947. – № 2. – С. 31–35.


28 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.