Резные изделия из дерева в культуре Троице-Сергиевой Лавры нового времени

Художественные изделия из дерева находили разнообразное применение в богослужебной и бытовой практике Троице-Сергиевого монастыря как в эпоху средневековья, так и в Новое время.

Опись имущества Троице-Сергиевой Лавры 1908 г. (последняя по времени создания) зафиксировала и элементы храмового убранства, и предметы личного благочестия, и изделия богослужебного назначения.

HZ1A05501.jpg
Резные двери в Серапионову палату Троицке-Сергиевой Лавры
работы троицких мастеров

На самом деле, можно говорить лишь об упоминании предметов из дерева в монастырских документах, так как их общее количество и соотношение с предме­тами, изготовленными из других материалов, является крайне незначительным. Сложившаяся ситуация объясняется разными факторами, в том числе и специфи­кой учета монастырского имущества. Строго отслеживались только драгоценные по материалу или исторической значимости вещи. Поэтому в Описи вносились, как правило, лишь деревянные изделия, имеющие какие-либо дополнения из серебра. Большинство этих предметов в Описях не имеют ни датировки, ни места проис­хождения, ни имени вкладчика и, за редким исключением, являются выморочным имуществом.

Однако, как показывает практика, предметы из дерева имели более широкое распространение в монастырском обиходе по сравнению с картиной, реконструи­руемой по документам. В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится не­большая коллекция резных деревянных иконок, крестов, других предметов церков­ного характера XVIII — начала XX в., происходящих из Троице-Сергиевой лавры и не нашедших отражения в документах учета обители.

Предметов богослужебного назначения из дерева в коллекции всего несколь­ко единиц. И, вероятно, их следует рассматривать как довольно случайные явле­ния в обиходе Троицкого монастыря.

Наибольший интерес для исследования представляют евлогии. Памятные ре­ликвии, полученные непосредственно в местах поклонения христианским святыням, являлись личным имуществом монахов, хранились в кельях, а после смерти вла­дельца передавались другому иноку. Набор этих памятных раритетов (в основном резных иконок небольшого размера) отражает наиболее чтимые русским монаше­ством места и саму возможность их посещения. Самая многочисленная группа яв­ляется благословением Киево-Печерской лавры. В состав коллекции входят также изделия афонских и палестинских мастеров.

Издревле и в самом Троице-Сергиевом монастыре продавали и раздавали в благословение верующим памятные изделия местного производства. Но в XVIII в. резных изделий из дерева в ассортименте троицких евлогий не было. Первое упом­инание в архивных документах о продаже мелких образов и крестов кипарисных относится к 1815 г.

По назначению резные изделия из дерева, заготовляемые Лаврой в XIX в. для благословения многочисленных паломников, можно разделить на две группы. Это маленькие нательные кресты и более крупные по размеру иконки, кресты и складни. Первые появились как раз в начале XIX в. и изготовлялись иноками и служителями монастыря. Позже их в огромном количестве поставляли самые раз­ные по своему социальному статусу и месту проживания ремесленники. В 60-е го­ды XIX в. в столярной мастерской Лавры также делали женские и мужские де­ревянные крестики в оловянной и серебряной оправе. Поскольку в собрании му­зея нет ни одного такого крестика, а документальные сведения крайне скудны, нет основания ставить проблему о сюжетной, технологической или стилистической спе­цифике данных произведений.

С конца 1820-х годов в большом количестве закупаются резные на кипарисе образки, кресты, складни «станкового типа». Поставщиками этой продукции бы­ли жители окрестных селений. Наиболее известными среди них являются предста­вители династий резчиков Хрустачевых и Цырульниковых.

В 50—60-е годы XIX в. резные образа на кипарисе «четырех сортов» дела­ли и в Лавре. Небольшая группа резчиков состояла из послушников, штатных слу­жителей и мальчиков, обучавшихся ремеслу. В общем объеме аналогичных изде­лий продукция лаврских мастеров занимала незначительное место.

Имеющиеся в коллекции резные на кипарисе иконки местного производства дают представление о сюжетном ассортименте, характерных приемах резьбы и в тоже время демонстрируют разный уровень исполнительского мастерства.

Появление деревянных резных крестов и иконок в обители преподобного Сер­гия в начале XIX в. можно объяснить формировавшимися в то время в обществе идеями обращения к прошлому как истине, как образцу для подражания. Дерево - самый древний и самый распространенный материал Руси, в его простоте из­начально заложена идея нестяжательства, дерево — материал ремесла Афона и Киево-Печерской лавры.

Таким образом, в эпоху Нового времени деревянные изделия занимают в культуре Троице-Сергиевой лавры свою определенную нишу — памятную. Это евлогии, принесенные сюда иноками из паломнических странствий, и благословения самого монастыря. Но можно попытаться рассмотреть и оценить эти небольшие образки и крестики с точки зрения символического содержания как материаль­ного воплощения традиций аскетической монашеской культуры.


Источник: Материалы III международной конференции "Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России." Тезисы докладов. 25-27 сентября 2002 г. - Сергиев Посад, 2002.



13 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.