«Лучшие командиры получаются из тех, кто прошел школу послушания»

«Лучшие командиры получаются из тех, кто прошел школу послушания»

Беседа с директором «Православного военно-патриотического центра "Пересвет"» при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре протоиереем Димитрием Болтрукевичем

9-11 марта 2018 года в Москве прошел Открытый всероссийский турнир по рукопашному бою среди юношей православных военно-патриотических клубов, на соревнования приехали 23 команды из 19 регионов страны. Уже не первый год организует эти бои «Православный военно-патриотический центр "Пересвет"» при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. На вопросы о деятельности центра и о воспитании современной молодежи ответил директор «Пересвета» протоиерей Димитрий Болтрукевич.

Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, что за организация такая «Пересвет», чем занимается? Насколько я знаю, их вообще несколько с одним названием и похожим профилем.

Пересвет – слово звучное, имя национального героя. Он был монахом Троице-Сергиевой Лавры, но мы же не можем присвоить его имя и объявить, что наш центр единственный будет называться «Пересветом». Таких организаций действительно много, просто так получилось, что в недрах Русской Православной Церкви первый православный военно-патриотический клуб возник именно в Троице-Сергиевой Лавре. Военно-патриотические клубы в нашей стране были и до нас, но в церковной среде такой клуб возник именно здесь.

Когда же?

Когда все начиналось, никто не думал про юбилеи, что нами будут интересоваться, считать великими и славными. Мы просто делали свое дело. А потом нам стали задавать вопросы, и мы задумались: а и правда, когда?

У меня есть видеозапись, в которой рассказывается о парусном походе по Онеге ребят из клуба «Пересвет» города Сергиев Посад. Это, знаете, как о Москве, наше первое «летописное» упоминание. Тот сюжет 1995 года, его мы и считаем теперь годом основания нашего центра. Правда, потом мне принесли вырезку из сергиевопосадской газеты за 1989 год, где тоже упоминался клуб «Пересвет». Но мы не стали надувать щеки и делать себя еще старше, потому что не в этом дело.

Говорят, что, когда вы начинали свою работу, целью было увести детей с улицы, а сейчас все наоборот – вернуть детей на улицы.

Действительно, когда наместник Лавры архимандрит Феогност меня вызвал и сказал: «Возглавь клуб “Пересвет”», я спросил: «А какие наши задачи? Воспитывать монахов, священнослужителей?..». Он ответил: «Ваша задача – как можно больше детей увести с улицы». На те времена это было очень актуально. Сейчас действительно мы вдруг поняли, что нашей задачей стало – как можно больше детей вывести на улицу, потому что нынешние дети – рабы гаджетов и виртуальной реальности.

Насколько вообще изменились задачи по сравнению с тем временем?

Да нисколько не изменились. Мы боремся с детьми, они борются с нами (смеется)

А дети изменились?

Очень! Причем я думал, что считаю так исключительно в силу возраста, поскольку уже лет 20 клуб возглавляю. Но несколько лет назад мой воспитанник, который сейчас служит в патрульно-постовой службе Управления внутренних дел в Посаде (а на тот момент был у нас младшим инструктором, и было ему лет 18, пришел же он в «Пересвет» в 12-13 лет), так вот, он мне говорит: «Отец Димитрий, а дети изменились». Я переспрашиваю: «Точно?». Он отвечает: «Мы были не очень, но с этими я даже не знаю, что делать». Они стали какими-то квёлыми, что ли…

Их стало сложнее мотивировать?

Да. Если раньше к нам приходил ребенок, мы ему давали макет массово-габаритный автомата Калашникова и он с ним ел, спал, вообще был счастлив, то сейчас в глазах только компьютерные игры. Дети такие скорохваты стали. Чтобы чем-то овладеть, надо приложить некоторые усилия и время, надо трудиться, а если быстро достигнуть результата не получается, то «ну и ладно», есть же компьютер, где ты – герой…

Вы боретесь с этим?

Мы боремся и проигрываем, как мне кажется. То есть, если брать формальные цифры, то мы проигрываем, если говорить о конкретных детях, не привязывая их к отчётам по массовости, то у нас очень хорошие результаты. У нас есть воспитанники, за которых не стыдно.

А в чем заключается воспитание? По воскресеньям, я знаю, дети к вам приходят на целый день. Как они его проводят?

Это удивительная загадка, почему дети, несмотря на трудности и необходимость усилия над собой, к нам возвращаются! Мы же – дополнительное образование, и они вовсе не обязаны к нам ходить. Дети к нам ходят только в том случае, если им интересно.

Не потому, что родители заставляют?

Чем младше ребенок, тем больше на него воздействуют родители и могут его заставить, привести за ручку и вечером за ручку увести. Чем он старше, тем у него больше внутренней свободы.

Какого возраста у вас дети?

Когда мы брали с шести лет, у нас было 200 человек. Сейчас мы берем с 12 лет, у нас 80–100 человек. И мы все время на развилке: то, что детям интересно, им вредно, а то, что им полезно, им совершенно неинтересно. А ходят они к нам добровольно, только если им интересно – вот такой замкнутый круг, поэтому мы все время балансируем между этими «полезно» и «интересно».

А что полезного и интересного они у вас делают?

Ну, день у них такой: они должны прийти на службу, отстоять богослужение. Это тяжелейшее испытание для подростка – простоять полтора часа, внимая прекрасным образцам церковного пения и живописи. То, что они в свой выходной, в воскресенье, добровольно приходят в храм без пятнадцати девять утра, это чудо. После службы они строем идут в трапезную Троице-Сергиевой Лавры, где их кормят обедом. Далее у них развод на занятия и… занятия, занятия, занятия… У нас там – равняйсь, смирно, упал, отжался. Дети приходят развинченные, руки-ноги живут своей жизнью, и когда вдруг голова начинает контролировать тело, строевая подготовка им, как ни странно, начинает очень нравиться. Мы не делаем из них курсантов кремлевского полка, но ребята у нас получают чувство локтя, коллектива, товарищества, ответственности, собранности, вменяемости и т.д. А нам становится удобно с ними работать.

Какие еще занятия есть?

Есть занятия по истории России. Есть – по Закону Божьему. Но священник не только им лекции читает, он живет с ними их жизнью: идет с ними в поле, разводит костер, пьёт чай, чтобы согреться. Сегодня ребята пошли в пещеры спелеологией заниматься. Они занимаются парашютно-десантной и высотной подготовкой. Священник вместе с ними идет, несет тяжелый рюкзак, также мерзнет, также страдает от жары, устает. И они смотрят: то, что он им рассказывает, и то, как он реагирует на все эти бытовые ситуации, – это одно и то же или нет, двойной он жизнью живет или честен с ними. Личный пример – это очень важно. Наши замечательные инструкторы учат детей тому, что сами хорошо умеют, а также главному – правильно относиться к жизни и правильно поступать в тех или иных ситуациях.

А еще у нас есть занятия (к любому из них надо добавлять слово «основы») по огневой подготовке, где ребята учатся обращаться с оружием, безопасности; по ориентированию на местности, топографии; медицинской подготовке; физической подготовке и т.д., и т.п.

А как сочетаются военная подготовка и православие?

Вообще никаких противоречий. В нашей стране только две категории граждан не работают – это священники и офицеры. Они служат. И офицеры, и священники живут по уставу. И офицеры, и священники имеют форму одежды. И офицеры, и священники прошли школу послушания: у военнослужащих есть понятие приказ, у священников благословение. Самые лучшие командиры получаются из тех, кто прошел школу послушания.

У нас в «Пересвете» мы детей (может быть, это будет громко сказано) готовим к службе на военном и гражданском поприще во славу своего Отечества. Во всяком случае, мне очень приятно, что наши воспитанники не боятся идти служить в армию, служить своему Отечеству. У нас очень много выпускников, которые служат по контракту в Вооруженных силах и в других силовых структурах, многие идут служить в структуры МЧС. У нас есть и многодетные мамы, наши бывшие воспитанницы, которые считают месяцы, дни, часы, когда их дети подрастут и они смогут их отвести в «Пересвет».

Мы никогда не ставили своей задачей воспитать священников, но у нас сейчас есть в «Пересвете» инструктор-священник, который был когда-то нашим воспитанником. Несколько наших выпускников учатся в семинарии.

Сколько детей из тех, кого приводят родители, остаются?

У нас есть такое понятие «резервный взвод» – три месяца начальной подготовки. После этого примерно шесть человек из десяти уходят. Дисциплина…

А если их дома заставляют к вам ходить? Наказывают?

У родителей есть другое наказание: если будешь плохо учиться, не пойдешь в «Пересвет». Сейчас много неполных семей, часто детей приводят одинокие мамы, чтобы у нас восполнить недостаток мужского воспитания в семье.

Какие масштабные мероприятия вы проводите?

Если брать территорию всей России и ближнего зарубежья, как сейчас принято говорить, то это турнир по рукопашному бою. Он вырос из нашего внутриклубного соревнования, был очень востребован сначала в нашем городе, а затем дорос до всероссийского первенства.

Но мы занимаемся не только военно-патриотическим воспитанием, у нас есть и замечательное творческое объединение «Хозяюшка», где дети, которые не хотят бегать и ползать с автоматом, или девочки спокойного нрава учатся шить, готовить, мастерить и так далее. Внутри этого творческого объединения, так же, как и турнир, возник конкурс детского творчества «Пасхальное яйцо». Сначала он был только наш, а теперь это самое масштабное мероприятие «Пересвета». Конкурс стал международным, мы дошли до Тихого океана – Камчатка, Чукотка, Хабаровский край; если идти на Запад, то у нас есть участники из Польши, Франции, Дании, то есть двигаемся к Атлантике. В прошлом году в конкурсе приняли участие 14 тыс. человек из 55 регионов России, а также Польши, Беларуси и Казахстана.

В июле мы проводим межрегиональный учебный полевой лагерный сбор участников православных военно-патриотических клубов. То, чему нельзя научить в городе, мы учим в лесу.

Сколько человек ездит на сбор?

Поскольку мы живем в лесу, в палатках, в жестких полевых условиях, то максимальное количество людей, которое мы можем накормить с военной полевой кухни – это 120 человек. Нас часто просят провести несколько смен за лето, но мы не имеем такой возможности. Работа с детьми не кормит, поэтому наши инструктора едут туда исключительно в свой отпуск от основной работы, а его хватает только на одну смену.

Во время сборов ребята занимаются физической, строевой, тактической, огневой, медицинской, инженерной подготовкой, учатся правильно собирать рюкзаки и разводить костры в сложных погодных условиях, организовывать комфортный и теплый ночлег при наличии минимального снаряжения, готовить вкусную и полезную пищу в полевых выходах.

В течение года мы ходим в походы различной сложности. Например, зимний поход мы традиционно проводим по местам боев в Тверской области. Участники неделю находятся в лесу, там и Новый год встречают. Ребята на себе испытывают трудности передвижения по заснеженным полям, лесам, болотам, буеракам, сложности ночевок в зимнем лесу и другие тяготы, чтобы хоть чуть-чуть, без всяких военных действий, понять, какой ценой досталась победа нашим предкам…

Участвуем мы в Вахтах памяти – поисковых мероприятиях по местам боев Великой Отечественной войны, где занимаемся работами по розыску, подъему и захоронению погибших в сражениях воинов.

Другие мероприятия направлены на закрепление специальных навыков, полученных во время занятий. Например, чтобы отрабатывать альпподготовку, мы ходили в горный поход по Крыму, ездили в Дюкинские карьеры.

Спектр дисциплин, которыми занимаются в «Пересвете» ребята, весьма широк. Откуда ваши инструкторы? Кто у вас работает?

У нас преподают профессиональные инструкторы, ветераны и действующие сотрудники различных силовых структур, МЧС, а также священнослужители Вознесенского подворья (где я являюсь настоятелем) Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Инструкторы – в основном волонтёры. В свои выходные они приходят к детям, чтобы личным примером пробудить в них стремление стать достойными гражданами нашей великой страны.

Беседовала Анна Щербина


STSL.Ru


Теги: Пересвет
20 марта 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.