Хранитель оренбургской святыни. Ко дню празднования Табынской иконы Божией Матери

Посвящаю моим дорогим землякам...

Виктор Мартьянов


Образ оренбургского атамана Александра Ильича Дутова в литературе – критике, художественной прозе (А. Толстой, трилогия «Хождение по мукам»), – кинематографе (двухсерийный фильм «Конец атамана») представлен довольно однобоко, даже карикатурно, в угоду тем, кто пришел в результате революционного переворота к власти.


Атаман А.И. Дутов

Биографическая справка

Дутов Александр Ильич родился в Казалинске Сыр-Дарьинской области 5 августа 1879 года. Был женат, имел 4 дочерей. Получил прекрасное военное образование, включая академию Генштаба. Участвовал в русско-японской и Первой империалистических войнах.

1 октября 1916 года ранен и контужен под деревней Паничи в Румынии, временно лишился зрения и слуха, получил трещину черепа. Награжден орденом Св. Анны III степени и орденом Св. Станислава III степени.

«В смутное время А.И. Дутов, – пишет его биограф А.В. Ганин в своей книге «А.И. Дутов», – встал во главе одного из крупнейших казачьих войск, сумел создать практически из ничего собственную вполне боеспособную и достаточно сильную армию и повести беспощадную борьбу с большевиками, став выразителем надежд, а порой даже кумиром сотен тысяч поверивших ему соотечественников».

Сам атаман погиб 7 февраля 1921 года в 7 часов утра после смертельной раны от рук наемных убийц в Китае…


* * *

Не будем лишний раз подчеркивать то, чего не было в этом человеке. Скажем только: абсолютная трезвость, самообладание и уравновешенность никогда не покидали атамана. Конечно же, как и всякий человек, Дутов имел свои слабости, пристрастия, недостатки, порой ему приходилось принимать жесткие меры, как, например, в занятом казаками Оренбурге, где поднял голову, а может, и не одну «зеленый змий». С пьяных офицеров нещадно сдирали погоны, а солдат пороли нагайками. Буквально через три дня «зеленый змий» оставил город. И таких примеров немало. Например, когда казаки сами уходили из города, чтобы уберечь население от пушек. Не будем идеализировать атамана – война есть война, тем более гражданская, когда не разберешь, где свой, где чужой… Бились насмерть, кровь и белые, и красные лили рекой. Но скажем точно: атаман был православным христианином, был верен присяге, свой мученический крест нес до конца и хранительницу Оренбуржья, Табынскую икону Божией Матери, спасал до самой своей трагической гибели…


Без срока давности

Именно в стране желтого дракона пропала хранительница Оренбуржья Табынская икона Божией Матери и был убит оренбургский атаман А.И. Дутов. Новый взгляд на трагедию почти столетней давности…


Атаман А.И. Дутов с войсковой булавой.
Фото из исторического альманаха «Белая гвардия»

Сегодня, когда российско-китайские отношения набрали обороты и вышли на новый уровень, наверное, самое время вспомнить о трагических событиях столетней давности, событиях братоубийственной бойни и попытаться восстановить историческую справедливость. Речь пойдет об пропавшей в Китае хранительнице Оренбуржья Табынской иконе Божией Матери и захороненном на чужой земле оренбургском атамане Александре Ильиче Дутове...



Табынская икона Божией Матери 

Православная святыня – Табынская икона Божией Матери – первоначально явилась на соленом ключе при Вознесенской пустыни с. Курорта Башкортостана в конце XVII века. При различных трагических обстоятельствах трижды исчезала и вновь обреталась. В 1741 году находилась в крепости Табынской. Отсюда и название. Наиболее почитаема была в епархиях Башкортостана, Оренбуржья, Поволжья и Сибири. С нею совершались крестные ходы, по молитвам к Табынской Богоматери верующие получали многочисленные исцеления и исполнения просьб. Последнее ее нахождение было в Оренбургской епархии.

В годы гражданской войны после поражения белого движения в России оренбургский атаман А.И. Дутов с остатками войск вместе со святыней пересек границу с Китаем. В настоящее время православные верующие Оренбуржья и других регионов совершают крестные ходы со списком (копией иконы). Попытки найти и вернуть икону на родину до сих пор оставались безуспешными.



Крестный ход…

Сто лет назад по всей России шла беспощадная, кровопролитная Гражданская война, когда брат шел на брата, сын на отца. Пылали города и села, которые занимали то белые, то красные. Имя легендарного казачьего вожака полководца А.И. Дутова, собравшего под свое белогвардейское знамя целую казачью армию, гремело по всей России, наводя страх и ужас на его противников. И белые, и красные бились за свою правду. Именно в то злое и противоречивое время вышли православные верующие Оренбурга, чтобы примирить враждующие стороны. Впереди крестного хода, как и полагается, главная святыня Оренбуржья – Табынская икона Божией Матери… 



Потом вместо крестных ходов, заметим, победившие большевики, разрушив церкви и расправившись со священниками, введут в обиход ДЕМОНстрации, но это будет потом… А в тот день и час никому не угрожавшие верующие молились и за белых, и за красных, несли хоругви и всей душой желали и тем, и другим только одного – МИРА! Внезапно впереди показались красные конники. Они набросились на колонну верующих. С Табынской иконы Божией матери сорвали облачение. Об этом нападении сообщили атаману А.И. Дутову. По коням! Малым отрядом белые погнались за красными. Те, несмотря на превосходство в бойцах, пустились наутек. Святыню с черным ликом Пресвятой Богородицы, лежащую на дороге, бережно подняли и вручили атаману.


Последний поход…

Забегая вперед, скажем: Табынская икона была при атамане Дутове до самой его смерти. Правнучка атамана Лариса Кузнецова, с которой я и оренбургский иеромонах о. Валентин (Коробов) встретились в минувшем мае в Сергиевом Посаде, где она работала в музее экскурсоводом более 20 лет, опираясь на источники, скажет: «После поражения белого движения мой прадед со своим войском через Казахстан уйдет в Китай, а конкретно в Кульджу. Тяжелейший переход через заунывные степи казахов, через горы… Однажды самого атамана спускали с гор на веревках. Многие казаки погибли в пути. В Китай пришли бойцы больные и все истрепанные. Там заказной убийца и убьет подло моего прадеда. Умирая, истекая кровью, Александр Ильич будет бережно держать в руках Табынскую…» 


Внучка атамана Л. Кузнецова и иероманах Валентин из г. Оренбурга

Беда пришла из Джаркента (нынешний Казахстан). Убийцы втерлись в доверие к атаману и даже поставляли оружие казакам. Так что пройти через охрану не составило труда. На предупреждение верных людей, что нельзя этим уйгурам верить, что всяк входящий должен быть обыскан, атаман не реагировал, потому что считал для себя постыдным обыскивать людей. В этот день его одолевала болезнь и он поначалу отказал в приеме. Но слово «срочно» возымело действие. После подлых выстрелов атаман еще жил какое-то время, и казаки были уверены, что атаман ранен только в руку. Но все было гораздо хуже. И самое худшее – пули были отравлены… Шансов выжить не оставалось. Скажем больше: по одной из версий, после погребения опять те же люди, что организовали коварное убийство в Суйдине, раскопают могилу атамана и, как средневековые варвары, отрежут мертвецу голову и отвезут ее для отчета о «проделанной работе»… Кстати, самих участников злодеяния ждала на земле не лучшая участь. Как бы возопили сами Небеса, и каждый получил свое. Почти все злодеи, запятнавшие себя еще ранее преступными делами, закончили жизнь не своей смертью. За «связь» с английской, японской разведками и т.п. И только один из них – не самый главный – доживет до семидесятых и мирно скончается в Орске.

Разные события будут сотрясать Китай позже. Вспомним хотя бы культурную революцию. Но, так или иначе, Табынская икона Божией Матери загадочным образом пропадет, а на месте захоронения оренбургского атамана по отдельным сведениям построят китайцы небольшой заводик. Прискорбно! Были попытки оренбуржцев найти икону, поклониться могиле своего земляка. Они даже во главе с тогдашним атаманом ездили в Кульджу. Есть версии по поводу пропавшей иконы. Якобы хранится она в запасниках местного музея. Ее выдвинул один священник, а оренбургский журналист, бывший в составе делегации в Кульдже, Константин Артемьев довел эту версию через газету до читателей и Ян Цзы (в православном Крещении Митя Романов) из Гонконга, с котором я переписываюсь уже несколько лет, прислал письмо в Иваново. И каково же было мое удивление: он также назвал Кульджу, музей… Уточнил, правда: хранят икону как антиквариат. Не странно ли: находясь в разных частях света китаец и священник назвали один город и подробности хранения оренбургской святыни?.. А ведь тот и другой приложили немало усилий, чтобы обнаружить пропавшую икону. Священник в Кульдже многих расспросил и попытался докопаться до истины, а Ян Цзы немало пролил пота, встречаясь по этому поводу со знакомыми китайцами в Гонконге, да и не только.

Хранитель иконы

С иконой понятно, как я думаю: надо попытаться договориться с китайцами проверить версию, так похожую на факт, и, возможно, на самом высоком уровне вести переговоры, тем более отношения сейчас с КНР восстановились и носят дружеский характер. А как быть с могилой атамана, которого любили, уважали казаки тогда и сегодня чтут?.. А его есть за что уважать! За преданность, веру, несгибаемые убеждения, верность присяге, за то, что в минуты поражения он не бросил свое войско, не сбежал за «бугор» в одиночку и был с оренбургскими казаками до конца, до самой мученической кончины, разделяя с ними все невзгоды жизни на чужбине. 


Генерал-лейтенант, атаман Оренбургского казачества
Александр Ильич Дутов

Сейчас времена изменились, и тот октябрьский переворот, что сделали большевики, называют вредным для нашего горемычного Отечества. Но даже не в этом дело. А в том, что легендарный атаман захоронен не по-человечески, на чужой земле, за которую он не сражался. Сейчас примирились и белые, и красные: останки известнейших по школьным учебникам лидеров белого движения привозят из-за границы и хоронят по просьбе родных в Москве достойно. Так почему же Александр Ильич Дутов, равный им по рангу и борьбе за идею, как отмечают историки, покоится неизвестно где и всеми позабыт и позаброшен?.. Несправедливо это как-то. Чисто не по-людски! Он же оставался со своим войском до конца и от него никуда не убегал. Убежал – спасся бы… Странно ведь: пока он был жив, икона была с нашими казаками! Его не стало – и икона пропала. Не пора ли восстановить историческую справедливость и останки атамана перевезти в Оренбург, где и захоронить со всеми воинскими почестями?

Еще в те далекие, трагические времена один из офицеров отряда Дутова с надеждой напишет:  «Пройдут годы, рассеется зловещий кошмар над страстотерпицей Родиной, и сыновья и внуки тех, кто тебя, Атаман, выбирал, с великой честью перенесут твои кости в родную Оренбургскую землю, и колокола родного собора встретят тебя еще раз. Спи… спокойно!» (из книги А.В. Ганина «Атаман А.И. Дутов». Стр 513). 

Добавим, кстати, что в самом Китае, а конкретно в Харбине и Шанхае, эмигранты-казаки единогласно образовали Оренбургские имени атамана А.И. Дутова казачьи станицы. В честь храброго атамана, доблестного воина. А воином Дутов был действительно отменным! До последнего вздоха… Как и подобает русскому офицеру, для которого главный принцип всегда был: «Душу – Богу, жизнь – Отечеству, честь – никому!» 


Виктор Мартьянов, литератор
г. Иваново. 2016 год


От Редакции: Автор данной публикации выражает надежду, что его земляки и все неравнодушные откликнутся на призыв оказать помощь Оренбургскому казачеству для организации фонда по перенесению останков атамана А.И. Дутова на его историческую родину. 

    

Фото атамана Александра Ильича Дутова из открытых источников


28 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.