Введение

Ни одна из книг Библии не используется в нашем богослужении так широко и постоянно, как Псалтирь – сборник богодухновенных гимнов, оставшихся в веках неподражаемым памятником молитвенной устремленности души человека к Богу, в которых нашли отражение все оттенки живого религиозного чувства в высочайшем его напряжении: покаяние, восхваление Бога, благоговение перед Ним, упование на Его милость, всецелая преданность святой воле Божией и многие другие.

В первые века христианства богослужение, по подобию ветхозаветного, а также первые молитвенные правила (например, Чин двенадцати псалмов) состояли преимущественно из молитвословий Псалтири. Но и в последующие века, несмотря на обогащение православного богослужения новыми формами (канонами, стихирами, тропарями и др.), значение Псалтири как источника молитвенного вдохновения и непосредственно частей богослужения остается непреходящим.

Настоящая работа представляет собой опыт распределения элементов современного богослужения Русской Православной Церкви в соответствии с псалмами и их отдельными стихами. А именно: после каждого из псалмов, следующих по порядку, указываются части богослужения суточного и годичного кругов, периодов пения Постной и Цветной Триоди, а также отдельных чинопоследований, где соответствующий псалом используется полностью. Далее приводятся стихи этого псалма с указанием тех элементов богослужения (главным образом стихов, прокимнов, аллилуиариев и некоторых других), которые целиком или частично включают в себя этот стих (иногда несколько стихов подряд).

Анализ собранного материала может идти в двух направлениях. Известный характер псалма придает соответствующие смысл, настроение той части богослужения, в которой он помещается. Например, 50-й псалом в начале чинопоследования исповеди – чтобы создать покаянное настроение кающихся; в конце полиелея на Всенощном бдении – чтобы после радости прославления святого или празднуемого священного события молящимся вспомнить о своем недостоинстве и предотвратить возношение души, сподобившейся причаститься благодати совершающегося торжества Церкви.

С другой стороны, использование псалма в том или ином богослужении яснее выявляет его смысловую нагрузку, подчеркивает то, чему при обычном чтении можно не придать значения по причине привычности много раз повторяемых слов. Например, использование 100-го псалма при освящении дома, с одной стороны, напоминает присутствующим, какими должны быть обитатели православного жилища в своем внутреннем состоянии и внешнем поведении; с другой стороны, позволяет по-новому услышать стихи этого псалма (что не так очевидно бывает при его более частом употреблении на 1-м часе или при келейном ежедневном чтении Псалтири). Еще пример: использование стихов псалмов в «Псалме избранном» в разных службах позволяет с новой силой услышать привычные слова, используемые теперь для прославления ими празднуемого события или святого, отнести их к тому или иному виду подвига.

Для удобства работы с приведенным материалом помимо источников помещаются PDF-файлы некоторых из них.

Материал для этой работы был собран клириком храма Святой Троицы при Бахрушинском приюте иереем Александром Наумовым.

Оглавление

Богослужения

19 мая 2024 г. (6 мая ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.