Катихизис осьмой надесять

КАТИХИЗИС ОСЬМОЙ НАДЕСЯТЬ.
В ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Время, в которое нашим надобно процветать душам, уже наступило, слушатели: день, в которой нашей греховной темноте исчезнуть надлежит, уже возсиял; благость во благовременну помощь готова; объятия отеческая отверсты, и нас касаются; венцы, которыя победителям страстей обещаны, уже над главою нашею висят, Ангели о едином грешнике кающемся зачинают радоваться на небесех: Дух Святый повелевает, возмите, врата, князи ваша,1 то есть, люди! отверзите свое сердце, откройте свою душу, и внидет Царь славы. Се ныне время благоприятно; се ныне день спасения! Так надобно, слушатели, отвергнуть дела темная и облещися во оружия света. Тьма наших грехов при свете благодатном должна изчезнуть; нам при свете просвещающем всякаго человека глаза смежать не надобно. Мы должны опасаться, чтоб нас не застигла смертная ночь, в которой преткнемся и разбиемся. Нам надобно говорить: Господи, во свете лица твоего пойдем2. Но что я говорю будто к таким, которые еще требуют очищения, и будто еще не приусвоены к Богу; когда известно знаю, и свидетельствует Дух Святый, что в вас уже Его благодать силу свою показала, что вы, пришед в раскаяние о множестве своих грехов, получили от милостиваго Бога благодать, которая вас от скверн омыла, от грехов оправдила, освятила от нечистот, что к вашим устнам прикоснулся оный горящий угль, и отнял беззакония ваша, и грехи очистил. Вы благодатию данною чрез покаяние свободилися от греха и от лукаваго; вы чрез причащение соединились со Христом, и нескверной учинили церкве состав. О братие! вы теперь на себе изобразуете, каким нам некогда на небе со Христом быть надобно. Нескверное тело, чистая душа, храм Духа Святаго, изрядныя церкве Христовы члены! О когда бы и я за единаго от вас был почтен, и будучи безплодная ветвь, вместе с вами прицепился бы к умной лозе Христу! И теперь то мне прилично Богу за вас благодарить, вас поздравлять, и оное Давидово слово повторять: призри,Господи! с небесе и виждь и посети виноград сей, егоже насади десница Твоя3. Так, слушатели теперь мое учение отвергнете ли? Толкуемаго вам слова Божия не послушаете ли? Ах! нет! Ибо имеяй в себе обитающаго Христа поленится ли слушать о Нем? Желанием горяй ко Христу, будет ли иметь сытость во учении Христовом? Иже знает Бога, послушает нас, а иже не знает Бога, не послушает нас4. Так поступим же далее в нашем учении, и по истолковании сладчайшаго имени Иисус, посмотрим, что значит и оное высочайшее имя Христос?

Вопросишь. Чтобы сие имя Христос значило? И для чего бы оно воплотившемуся Сыну Божию приличествовало?

Отвечаю. Имя сие Христос есть Греческое, от глагола, которой глагол как собственно значит, помазую, намазываю, уливаю что; то Христос на Российском языке будет знаменовать помазанник, и сие имя взято будучи за имя прилагательное, ко всякой вещи чем нибудь намазанной приложиться может, но взятое за имя существительное будет означать некоторую известную персону, чем нибудь помазанную. И так здесь сие имя, Христос, будет существительное да нарицательное, а не собственное: понеже им многие называлися и называются. А когда Сын Божий называется Христос, то сие имя нарицательное преходит на собственное по Метонимии, как напр. Апостол, вместо Павла: Дева вместо Богородицы: так Христос, вместо Иисуса Сына Божия.

Нарицается же Ходатай наш Христос Помазанник по званию своему или должности Ходатая: понеже в Ветхом Завете три рода людей помазуемы были, Пророки, Священники и Цари: то и Христос ставши как должно было Ходатаю, нашим Пророком, Священником, и Царем, весьма надлежаще Христос или Помазанник назвался. А то помазание была некоторая церемония, которою сии персоны в звания свои определялися, при излиянии на главу их или мира, или простаго масла, как пишется Исход. 28. 7. и 1. Цар. 16. 13. и прия Самуил рог с елеем, и помаза его посреди братии его, и ношашеся дух Господень от того дни потом. И сим помазанием означалось определение их в свое звание, также даяние даров потребных к отправлению той должности. Подобие между знамением то есть, маслом, и вещию означаемою, то есть, даров подаваемых чрез то помазание, есть сие: как масло сухия члены влажит, толстит, возращает, и людей на дела творит охотнейшими и способнейшими; почему древние бойцы мазалися маслом: так Дух Святый нас по себе самих к добру неспособных крепит, развеселяет, и способными творит на Богоугодныя дела. Или простее сказать: масло есть нечто гораздо влажное, тихое, разливающееся, утучняющее и вкусное, и благовонное как миро: так благодать Святаго Духа есть нечто такое, чем наша душа, так сказать несобственно, ботеет, и в чудную приводится тишину, которая по всем душевным силам, как масло, разливается, вкусна, и благовонна. Впрочем те, которые помазывалися в ветхом завете, были образы или Типы Христа, Евр. 8. 5. и своим внешним чрез масло помазанием проображали будущее Христово помазание Духом Святым и полное и пресовершенное. Понеже тех было помазание, да несовершенное; и хотя принимали дары, но чрез Иисуса Христа: Бога никто же виде; и пр. Иоан. 1. 18. и 33. А Христово помазание было полное и пресовершенное: в нем бо живет все исполнение божества телесне. Кол. 2. 10. и не чрез кого другаго; его бо есть Дух Святый.

Вопросишь. Почему бы Спасителю нашему сие имя Христос приличествовало?

Отвечаю. Потому, что Он от Отца поставлен, и Духом Святым помазан в великаго Пророка и Учителя, который нам тайной совет и всю волю Отеческую о искуплении нашем открыл: (Втор. 18. 15. пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте. Исаии 61. 1. и Лук. 4. 18. Дух Господень на мне, Егоже ради помаза мя, благовестити нищим посла мя и пр.) И в великаго Архиерея, которой нас единою жертвою своего тела на веки искупил. Евр. 10. 4. и 10. 12. И в Царя, которой нас своим словом и Духом управляет, и снисканное нам спасение хранит и соблюдает. Лук. 1. 33.

Скажешь. Да нигде не написано, чтобы Христос помазан был?

Отвечаю. Правда, не помазан церемонияльно и вещественным елеем, но духовно и самою тою вещию, которая чрез оной елей означалася. А понеже чрез то елеем помазание, как уже сказано, означались дары Духа Святаго, которые определяемому в некое известное звание подавали известныя силы к прохождению той должности: то Христос все дары Духа Святаго приемши, чтоб совершенным быть Пророком, Священником, и Царем, праведно у Исаии пишется, что Он помазан Духом Святым гл. 61. 1. и Псалом. 44. 8. помаза мя, Боже, Бог твой паче причастник твоих. Деян. 4. 27. Почему видно, для чего Христос вещественным маслом не был помазан: понеже Он есть необразовательный Пророк, Священник, и Царь: но проображенный и истинный. Все бо ветхозаконные Пророки, Священники и Цари своим помазанием и званием проображали Иисуса Христа истиннаго Пророка, Священника и Царя.

Вопросишь. В чем состоит помазание Христово?

Отвечаю. В том во первых: что Он по воли Отчей и своей определен быть, как Ходатай и Искупитель, нашим Царем, Священником и Пророком: для сего бо и Исаиа сказавши о Христе: Дух Господень на мне, Его же ради помаза мя: дал резон, для чего помаза мя? Понеже благовестити нищим посла мя и пр. Во вторых, в том: что Его человеческое естество дарами Духа Святаго без меры украшено: Иоан. 3. 34. Егоже бо посла Бог, глаголы Божия глаголет; не в меру бо Бог дает Духа: и от исполнения Его мы вси прияхом: Иоан. 1. В сих словах обое помазание Христово разумеется: чрез, посла Бог Сына: разумеется определение Сына Божия на наше ходатайство, а чрез сие: не в меру Бог дает Духа: показуется не определяемое число даров данных Христу по человечеству: помазание бо не только есть принятие даров, но и наставление на звание какое. Как напр. Пророки, Священники и Цари чрез помазание свое во первых поставлялися на свое звание, а притом принимали и дарования. И так сии две помазания части на едином совершилися Христе, только разными образами. Ибо определение в звание Ходатая до обоих во Христе естеств надлежит; Ходатай бо наш не простой человек, но Бог и человек: а даяние даров надлежит до одного только человеческаго естества: понеже Христос, поелику Бог, даров Духа Святаго принять не мог. Почему видно, что Христос не только помазан по человечеству, принятием для него даров Духа Святаго, но и по Божеству; поелику помазание значит определение Сына Божия в должность Ходатая.

Вопросишь. Когда сие имя, Христос, Спасителю нашему стало приличествовать?

Отвечаю. Можно сказать, что прежде век; понеже Сын Божий определен был Ходатаем нашим еще прежде век: почему сказуется Христос быть вчера и днесь, тойже и во веки. А как уже воплотился Сын Божий во утробе благословенныя Девы: то сие имя Христос, тогдаж, в самое естеств соединение, Спасителю нашему стало приличествовать; в самую бо зачатия минуту соединилося человечество с Божеством; и человечество Христово, так сказать, помазалось Божеством, тогда соединясь с Сыном Божиим во едину ипостась, без меры дары Божественные приняло. Да еще как в самое тоеж время определение исполнивши, стал Богочеловек и Ходатай: то от самаго того времени нарицается Христос.

Вопросишь. Откуда доводится, что Христос есть Пророк, Священник и Царь?

Отвечаю. Из Священнаго Писания. Что Пророк, то пишется: Втор. 18. 15. Деян. 3. 22. и Лук. 7. 16. яко Пророк велий воста в нас; и яко Бог посети людей своих. Иоанна 6. 14. Что Архиерей, то в Псал. 109. Ты Иерей во век по чину Мельхиседекову. Евр. 2. 17. и 4. 14. и должна чтена быть ко Евр. гл. 5. и 7. и 8. А что и Царь, Иак. 9. 9. Иоан. 12. 13. 14. радуйся зело, дщи Сионя, се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, и пр. Деян. 3. 15. Матф. 28. 18. Так и волхвы спрашивали Матф. 2. 2. где есть рождейся Царь Иудейский? И сиеж самое изрядно доказали приношением трех даров, которыми означили три звания Христовы; и Лук. 1. 33. Христос убо есть Пророк, Священник и Царь, так, что никто не может таким образом назваться Пророк, Священник и Царь.

Вопросишь. В чем состоит звание Христово пророческое?

Отвечаю. На сие скорее можно будет ответствовать, ежели прежде разсмотрим, какая должность есть вообще пророка, священника и Царя. Пророк по руски, значит того, которой будущая предсказывает, а вообще пророк есть некоторая особа от Бога вдохновенная, чтоб возвещать и толковать волю Божию, обличая за грехи, а уча и направляя к добру, возвещать же о делах или настоящих или будущих, которыя дела иначе людям были бы неизвестны. Таких пророков в Ветхом Завете много было, которых за то, что беззакония дерзновенно обличали, иногда убивали. Должность убо Христова пророческая состоит в том, во первых: чтоб волю Божию, полно и совершенно от себя познанную, людям открывать, не к тому яко же рабам, которые не знают, что творит Господь их, но яко же другам сказуя нам вся, яже слышаша от Отца своего. Иоан. 15. 15. Евр. 1. 1. Иисус бо Христос един есть великий Учитель и Пророк церкве; объявлено же Его учительство сошествием Святаго Духа и гласом с неба сшедшим: Сей есть Сын мой возлюбленный, того послушайте. Сей убо Пророк (1) будущая ясно предсказал, Матф. 24. 4. 5. (2) закон истолковал и от человеческих преданий очистил. Матф. 5. 20. (3) грехи Фарисейские и всех человек прямо обличил, Матф. 11. 21. и 12. 34. (4) пророчества истолковал, как напр. Матф. 22. 43. Псалом изложил и пр. (5) Евангельское учение узаконил и предал: покайтеся, приближися бо царствие небесное5. (6) различными и великими чудесами учения истинну и свою особу подтвердил: дела, яже аз творю, свидетельтвуют о мне, яко Отец посла мя. Иоан. 5. 36. И по сему-то нарицается Пастырь, свет языков, Ангел завета, Посланник мира, Благовестник, Законодатель. Во вторых: чтоб определять и сохранять служение Евангелия, показывать и посылать Пророков, Апостолов и учителей и других служителей церковных; подавать им дар учительства, и наделять дарами к сему званию потребными: Еф. 4. 11. Луки 21. 15. 1. Петр. 1. 2. к томуж устроять тайны, которыя бы чрез служителей Его достойно отправлялися. 1. Тим. 5. 22. В третьих: чрез служение своих служителей быть действительну в сердцах слушателей, внутрь учить, просвещать мысли, делать сердца способными ко уверованию и повиновению Евангелию. Матф. 3. 2. Лук. 24. 45. Тогда отверзе им ум разумети писания. Деян. 16. 14. Бог отверзе сердце Лидии и пр. Деян. 14. 3. Кратко: части должности пророческой Христовой суть три. (1) Открыть волю Отца. (2) Определять служение. (3) Внутренно учить и действовать чрез своих служителей. И сия три от зачатия церкве Христос исполнил, и даже до скончания мира исполнять будет по своей власти, силе и действительности. Отсюду видно, какое разнствие есть между Христом Пророком, и другими Пророками. Прочие все Пророки люди простые, а сей Пророк Господь: те чрез него пророчествовали; сей чрез себя: Христу проповедующему веруем ради Его самаго; а другим, понеже Христос говорит в них.

Вопросишь. В чем состоит звание Христово священническое?

Отвечаю. Священник есть лице от Бога учрежденное для приношения жертв, для умилостивления Бога за грехи. Евр. 7. 1. Священник иной есть прообразовательной, иной проображенной. Священник прообразовательной есть, которой приносит жертвы образныя, и молится за себя и за людей, и учит о Боге и будущем Мессии. Евр. гл. 8. 5. такие были ветхаго завета священники, из которых великий Архиерей особливым был Священника Христа образом. Евр. 9. 7. Проображенный убо Священник Христос есть лице непосредственно от Отца учрежденное и помазанное Духом Святым на то, чтоб причастившись плоти и крови, самаго себя принести в жертву умилостивительную за нас на крестном жертвеннике, и кровию своею нас очистить. Евр. 9. 14. и стих 26. и гл. 10. 10. Да к томуж и всегда ходатайствовать о нас. Рим. 8. 34. Которое ходатайство состоит в том, что заслугами своими всегда у Отца действителен к тому, чтоб нам приходящим чрез Него к Богу услышанным быть, и получать отпущение грехов. Евр. 7. 25. Из сих ясно видим, какое разнствие есть между священством Христовым и других людей, а имянно: другие сами чрез себя священниками называться не могут, но служители и строители священства Христовы, то есть, которые нам только добро священством Христовым снисканное чрез употребление таинств прилагают: и здесь-то заметим то, что нам Христа надобно молить, естьли желаем получить отпущение грехов.

Вопросишь. В чем состоит должность Христова Царская?

Отвечаю. Царь есть лице учрежденное от Бога, народу повелевать, по честным законам управлять, иметь власть добрых награждать, злых наказывать, и защищать своих от неприятелей. Христос есть Царь Царей, ибо церковь кровию своею искупленную словом и внутренним духа влиянием правит, и защищает от врагов и награждает, врагов же вечно казнит. И сим-то правительством церковь Христова не была и не будет ни от каких врагов побеждена; но управительством и защитою своего Царя Христа и доселе невредимо стоит и стоять будет до тех пор, пока совсем успокоивши и от всех врагов избавивши, представит ее Богу и Отцу говоря! Се аз и дети моя.6

Царство Христово есть троякое: властное, благодатное, и прославленное. Царство властное есть генеральное господство над всею тварию на небе и на земли. Матф. 28. и Фил. 2. Господствуя посреде враг, их удерживая, казня. Царство благодати есть особливое действие милостивое и благоутробное к церкви своей: Христос бо есть Спаситель всех, паче же верных. И под таким-то царством находятся те, которые в скорбех радуются, в гонениях не движны. Царство прославленное есть полное небеснаго блаженства получение, когда Христос избранных своих воскресивши небесною славою увенчает, чтоб с ним вечно царствовали: то есть, когда будет Бог всяческая во всех. И сего учения довольно; посмотрим же, чтобы нам отсюду примечать надлежало.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.