Глава 76

Глава 76

О ПРИХОДE В МОНАСТЫРЬ
ПОСЛОМ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
И О ВОСПРИАТИИ МИРА С КОРОЛЕВСКИМИ ПОСЛЫ

И ноября в 19 день государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии самодержца великие послы, боярин Федор Ивановичь Шереметев, боярин князь Данило Ивановичь Мезецкой, околничей Ортемей Васильевичь Измайлов, дьяки Иван Болотников, Матфей Сомов, а с ними столники и стряпчие и дворяне Московские и выбор розных городов приидошя в Троицкой Сергиев монастырь. И ноября в «…» день учредивше воиньство по достоянию, и учиниша съeзд с королевскими послы в Троицкой деревни Девулинe, отстоящу два поприща от обители чюдотворца. А келарь Аврамей отпустил с послы Радонежского городка священника Симеона с честным и животворящим крестом, златом, и бисером, и камением драгим украшен, яко и иновeрным удивитися украшению животворящаго креста, и с налоем украшеным и блюдом сребряным. Но того дьни не бысть ничто же благо, ни полезно: искони бо от врага гордостию надмени Поляцы и Литва, глаголюще тщетная.

И паки второе съeзд учинишя в той же деревни Девулинe. Королевские же послы вельми ожесточишяся паче прежняго, и отверзше незатвореннаа уста своя, яко пьси брешуще; а роты у них многие приправлены и заведены на лесу около поля того Девулина. И тогда с великою бранию разъeхашяся.

Во обители же иноцы и мирстии о сем страхом одержими и притекше в церковь Святыя Живоначальныя Троица, к цeлбоносному гробу преподобнаго отца нашего Сергиа, милости от Бога и от чюдотворца помощи и заступлениа просяще, да подаст мир и устроит полезная рабом своим. Послы же сотворишя праздньство особное Сергию чудотворцу и со многими слезами просяще от него помощи. По двою же дьню королевские послы паки присылают в монастырь гонца своего к государевым послом сьeзд учинити о добром дeлe и мир устроити между обоих государьств.

Послы же, Федор Ивановичь Шереметев с товарыщи и с воиньством, боящеся от них клятвопреступлениа и измeны: лукави бо суще и не тверди в вeре Поляцы и Литва.

И декабря в 1 день, помолившеся Святeй Живоначалнeй Троицe и призвавше в помощь великого чюдотворца, преподобнаго отца нашего Сергиа, и пeвше молебен и знаменавшеся вси честным и животворящим крестом и покропившеся святою водою и учредившеся по достоянию, но не тако, яко же преже, но з боязнию, боящеся подсады, и учинишя паки с королевскими послы третей сьeзд на том же мeстe. Вскорe же тогда предваряет милость Господня молитв ради преподобнаго отца Сергиа: сами королевские послы со многою честию и кротостию пред государевыми послы начашя о миру глаголати и некротцыи кротцы бышя и волцы яко агньцы явишяся.

И милостию Святыя Пребезначальныя и Нераздeлимыя Троица и заступлением Пречистыя Матере Слова Божиа и молитв ради преподобных и богоносных отец наших Сергиа и Никона и всeх святых, иже в велицей Росии просиавших, и благовeрнаго великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии самодержца счастьем ево государевы великие послы, боярин Федор Ивановичь Шереметев, боярин князь Данило Ивановичь Мезецкой, окольничей Ортемей Васильевичь Измайлов и дьяки Иван Болотников, Матфей Сомов с королевскими послы, со князем Адамом Новодворским, и бискупом1 Каменецким Костянтином, и канцлeром Львом Сопeгою с товарыщи учинишя мир между государьств, Московским и Польским на 14 лeт. И утвердившеся в мирном поставлении разъeхашяся с великою любовию и радостию, яко обоим государьствам дарова Господь безмятежие и тишину.

Послы же, пришедше во обитель чюдотворца Сергиа, Федор Ивановичь Шереметев с товарищи и со избранным воиньством и келарь старец Аврамий з братьею и воеводы осадные и вси сущии во обители исполнишяся радости и повелешя пeти молебен з звоном; и весь народ, притичюще к церкви Триипостаснаго Божества з женами и з дeтьми, молящеся о многолeтном здравии Богом избраннаго благовeрнаго великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии самодержца и прославляюще великого в чюдесeх преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа и ученика его Никона чюдотворца; и от радости многи источницы слез от очию излиашя, яко неначаемо дарова Бог всей земли Рустей немятежное пребывание и покой и тишину всему православному христианьству.

О, отцы и братие! Толико видяще наказание Господне грeх ради наших, превеликое же к нам милости Господня излиание, яко от толиких великих зол покры нас Господь и не предал нас в руцe злым еретиком, ниже попусти мерзости запустeниа стати на мeстe святeм его, како же не удивимся о величии милости Его! От колика нечислимаго множества во всей Росии избиенных православных христиан от язык иновeрных и в междоусобии, и колико гладом и мразом, огнем и мечем потреблени бышя и прочими нужными2 смертми помрошя православнии нам в наказание, яко да покаемся и внидем в страх Божий и престанем от злоб своих.

Нынe же, отцы и братие, койждо нас да соблюдем себe от всякого дeйства диаволя и пребудем в любви; отринем блуд и возлюбим чистоту, пьянство отверзем и пост да восприимем, гордость отринем, смирение стяжим, от лихоимeниа отвратимся, милостыню и нищелюбие койждо нас да покажем; и вкупe обще слово речем по пророку: «Уклонимся от всякаго зла и сотворим благое», да здe восприимем от Бога милость и во благоденьствии и в тишинe поживем; и в будущий вeк отпущение грeхом подаст нам, и в страшное Его пришествие Христово милость получим, яко Тому подобает всяка слава, честь и покланяние со Отцем и со Святым Духом во вeки. Аминь.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.