Глава 70

Глава 70

О ВЗЯТИИ ПОЛЯКОВ И ЛИТВЫ И НEМЕЦ
ВО ГРАДЕ КРЕМЛE

Во градe же Кремлe во осадe Поляки и Литва и Нeмцы и Руские измeнники гладом зeло стeсняеми, лютe умирающе. Польской же гетман Струс и Федор Ондронов со всeми паны и с Нeмцы и с Рускими измeнники, видяще свою конечную погибель и пред очима смерть, превознесенную свою выю преклоняют и непокоривое сердце покоряют и сокрушают: по вся дни присылают к бояром и воеводам и ко всему христолюбивому воиньству с повиновением, живота себe и милости просяще, и себе повинных творят и о смирении молятся, и град Кремль в руцe их предают. И прежде отпустили из града боярина князя Федора Ивановича Мстисловского с товарыщи, и дворян, и Московских гостей и торговых людей, иже прежде у них бышя в неволи, потом же и сами вси предашяся.

Егда же предашяся вси Поляки и Литва, и Нeмцы и град Кремль оттворишя, в день же недeльный сшедшимся архимаритам и игуменом и всему освященному чину и всему христолюбивому воиньству, и всему множеству православных христиан, боярина и воеводы князя Дмитрея Тимофeевича Трубецково полку снидошася в церковь Пречистыя Богородица Казанские за Покровскими вороты, а стольника и воеводы князя Дмитрея Михайловича Пожарсково снидошяся в церковь святаго Иоанна Милостиваго на Арбате. И вземше честныя кресты и чюдотворныя иконы, поидошя во град Китай, койждо своими враты, послeдующим им всему множеству воиньства и всeм народом Московского государьства, благодарственыя и побeдныя пeсни Господеви воздааху. И сшедшеся вси вкупe на мeсто Лобное, молебнаа совершающе, в них же бысть первый Троицкой архимарит Деонисей. Из града же изыде во срeтение на Лобное мeсто Галасуньской архиепископ Арсений со всeм освященным собором, носяще чюдотворную икону Пречистые Богородицы Владимерскую и честныа кресты и прочаа божественыя иконы. Егда видeшя пречестную и чюдотворную икону Пречистыя Богородица Владимерскую бояре и воеводы и все воиньство и вси православнии христиане, ея же не надeяхуся николи же видeти, слез источницы испущаху и, припадающе, облобызаху, умильно вопиюще: «О Всенепорочнаа Мати всeх Владыки Христа Бога нашего! Аще не бы Ты умолила за ны грeшныя, кто бы град сей свободил от обдержаниа Люторска и Латинска? И твоим, Госпоже, ходатайством вси от работы свободихомся и сподобихомся видeти честнаго и пречистаго твоего зрака чюдотворную икону, и царьствующий град паки восприяхом молитвами твоими».

И по молебнем пeнии поидошя во град Кремль в бесчисленом множествe народа. И бe воистинну плача и умилениа достойно видeние. Что бо безумиа сего безумнeйши, еже сотворишя окаании они Лютори с треклятыми и богомерзъскими отступники и прелагатаи1, с Рускими измeнники? Видяху бо святыя Божиа церкви осквернены и обруганы и скверных мотыл2 всяких наполнены. Святыя же и поклоняемыя образы Владыки Христа и Пречистыя Его Богоматере и всeх святых разсeчены и очеса извертаемы и престола Божиа осквернены и ободраны и всяку святыню до конца разорену и обругану злым поруганием и множество трупу человeча разсeчены от человeкоядец онeх в сосудeх лежащих; и нeсть возможно толиких бeдь изрещи, иже сотворишя окаании они Лютори в царьствующем градe Москвe грeх ради наших. Но убо по Божественному Писанию святаа не оскверняются николиже, аще и от нечестивых обладаеми православных градове непостижимыми судьбами Божиими, яко же и древний Иерусалим. Колико оскверняем бe храм святаа святых от многих царей Июдейских идол внесением и жертвами идольскими оскверняем, но обаче божественаа благодать и пророческое дарование и чюдесем явление не оскудe николи же; и храм великий Воскресение Господне в том же граде Иерусалимe колико лeт Срацыны обладаем, но никако же отступи от него Господня благодать.

Сиа же оставим: не убо нам о сем слово предлежит. Внидошя же все воиньство и вси православнии народы всeх чинов во град Кремль во мнозe радости и в веселии, исповeдающеся Господеви. И вшедшу во святую великую церковь Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успениа, всему освященному собору со множеством безчислено народа и совершивше божественую литоргию, и тако разыдошяся койждо восвоя, славяще и благодаряще в Троицы славимаго Бога, Ему же слава во вeки. Аминь.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.