Часть 2

< К НАЧАЛУ

 

1.

Против святых ворот с восточной стороны на горе называемой Красной есть каменная часовня овальной фигуры, в ней и келья для монашествующаго. К поставлению сей часовни случай подал бывший в 1709 году пожар, во время котораго мощи Преподобнаго Сергия из Троицкаго собора на то место, где теперь часовня, вынесены были. По прошествии пожара, как cвятые мощи отнесены были в Троицкую церковь, на том месте, где стояли сии мощи, построена была деревянная часовня и в ней поставлен образ Преподобнаго Сергия, а при том сделана и келья деревянная для монашествующаго, который определен к той часовни для продажи свеч. Сия деревянная часовня с кельею пребывала до 1746 года, а того года Маия 17 дня, во время бывшаго в Лавре пожара, вся погорела. После котораго случая построена на том же месте новая деревянная же с кельею для монашествующаго часовня, которая пребывала до 1770 года, до Августа месяца; а в том 1770 году, когда новая каменная, которая начата была строиться в 1768 году, отделалась, деревянная разломана. В 1781 году в сию часовню сделан иконостас порядочной деревянный.

2.

Гостиной дом каменной стоит на восточной стороне Лавры, разстоянием от нее по примеру в 120 саженях, в нем имеется 9 покоев жилых, при нем кухня, приспешня и палата для поваров каменныя, а прочия суть службы деревянныя. Построен сей каменной дом и службы возобновлены в 1777 году, по имянному ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА указу, выданною из государственной коллегии экономии суммою. На том месте, где стоит теперь каменной флигель, был прежде большой деревянной гостиной дом, на каменном фундаменте, в коем покои сделаны были на обе стороны на проежжую большую улицу и на двор, и разделялись между собою сеньми, и который был построен со службами после бывшаго в 1746 году пожара, при настоятеле Преосвященном Арсении, а разобран по причине крайних ветхостей в 1777 году, когда предпринято намерение сделать каменной дом; в то же время из двух поваренных с приспешными каменных по причине ненадобности одна находившаяся на левой руке разобрана и употреблена на строение дома. Позади сего гостинаго дома ныне разводится регулярный сад, для удовольствия приежжающих богомольцов. До пожара гостинной дом был при подошве горы называемой Красной, на том самом месте, где ныне имеется дом Московскаго купца Колосова с фабрикою; он был деревянный и згорел в показанной пожар со всем хоромным и надворным строением.

3.

На восток по Александровской дороге есть загородный дом с садом и березовою не малою рощею; при них два большие пруда. Все сие место, которое называется Корбуха, с южной и западной сторон до верхняго пруда обнесено каменною оградою, вышиною в 3 аршина с половиною, с поставлением на углах пристойных башен. Место сие было прежде незнатно, ибо на нем были, на ближной к Лавре стороне, деревянной дом с чердаком и скотской двор; а на том месте, где ныне сады, была пашня, за прудами же на дальной стороне был сад плодовитой нерегулярной, разведенной казначеем Питиримом Фаминцыным; но с 1742 году, со времени настоятельства Архимандрита Кирилла, ближняя к Лавре сторона начата приводима быть в порядок; на ней построен дом большой деревянной со службами, а по обе стороны того дома разведены регулярные сады и цветники и в пристойных местах сделаны беседки, и все место обнесено полисадником; и с того времени внимание прилагаемо было только ко ближней стороне, и между тем дальняя приходила в запустение и сад заростал лесом; но бывший в Лавре настоятелем Архимандрит Гедеон в 1759 году приказал сделать за прудом на дальной стороне Корбухи (понеже то место гораздо возвышеннее), деревянной дом на каменном фундаменте, который и построен был в 1760 году, а со всею внутреннею уборкою к окончанию приведен, так как он ныне есть, в 1762 году, уже при Архимандрите Лаврентии. Сие место во время Высочайших в Лавре присутствий блаженныя и вечной памяти достойныя Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ и ныне благополучно царствующия Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ всегда посещаемо было ИХ ИМПЕРАТОРСКИМИ ВЕЛИЧЕСТВАМИ со всем Их Августейшим Двором.

4.

В Москве в третьей дистанции за Сухаревою башнею есть дом каменной, принадлежащий Лавре с разным дворовым строением и огородным местом. Владение сего места, которое дано было еще от великих князей, простиралось до самаго нынешняго Землянаго города, и по другую сторону реки Неглинны на 174 саженях. На сем месте поселены были Троицкаго монастыря разные люди, от которых и называлась Троицкая Неглименская слободка; но после Московскаго от Поляков разорения разными обывателями она застроена и Троицкая Неглименская слободка взята по Государеву указу на Государя, и осталось за Лаврою семь десятин и 25 квадратных сажен. На оном месте в разныя времена были деревянныя строения, которыя когда нужда требовала, были возобновляемы, а прочая часть земли была разными овощами засеваема. В 1743 году, по среди двора бывшее хоромное строение згорело, и для того после Преосвященным Арсением, Архимандритом Лаврским, с приезду на правой стороне построен был дом низкой деревянной, который пребывал до 1777 году и в том 1777 году, по причине ветхости разобран. В 1759 и 760 году на том дворе построен дом каменной в черне о двух етажах Лаврским иждивением, которой остался неотделанным до 1766 года; а в том 1766 и 767 годех, по имянному ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА указу и от коллегии экономии выданною суммою, приведен в то состояние, в каком он ныне находится; а ныне при оном доме разводится регулярной сад.

5.

В Москве же в Китае городе в Зарядье на Ильинской улице против гостиннаго двора дом каменной о двух етажах, называемой Стряпческой. На сем месте, где ныне стоит дом, были дворы разных людей, которые находясь при смерти отдавали их со всем строением, какое только было тогда, в Троицкой монастырь для поминовения душ своих и родителей. Владение оных мест за Лаврою частию утверждаемо было данными от Царей грамотами. И как двор, имеющийся в том числе гостя Ивана Михайловича сына Антонова, подлежал яко двор гостинной Государевым тяглам и пошлинам, то грамотою царя Иоанна Васильевича, последовавшею в 1540 году, освобожден он был от всех тягл и пошлин, каким подвергались тогда гостинные дворы; что и последовавшие все Государи данными своими грамотами подтверждали. Когдаж и каким иждивением построен каменной дом, записок не отыскано. До состояния штатов обывали в нем Лаврские стряпчие, имевшие хождение за Лаврскими делами по коллегиям и другим приказам: по чему он и называется стряпческой дом.

6.

В Санктпетербурге на Московской стороне, на реке Фонтанке двор; на нем дом для настоятелей Лаврских, когда они бывают в Санктпетербурге каменной и при нем каменная церковь во имя Преподобнаго Сергия, с четырми каменными флигелями. Место сие дано в 1714 году, по указу Государя ИМПЕРАТОРА ПЕТРА Перваго, и по определению Санктпетербургской канцелярии для строения подворья. Каменный дом, покрытый железом с двумя флигелями, построен в 1750, 1751, 752 и 753 годех, при настоятелях Лавры Преосвященном Арсении и Архимандрите Афанасии Лаврским иждивением. Церковь же каменная, ныне имеющаяся перестроена и украшена в 1772 году, и освящена во имя Преподобнаго Сергия; а церковь во имя Казанския Богоматери построенная Лаврским иждивением, по причине тесноты разобрана в том 1772 году; два прочие каменные флигеля построены в 1774 году.


Против онаго двора еще имеется Лаврской двор, на котором построены каменной флигель и разныя службы, принадлежащия Лаврскому дому. Оной флигель построен в 1775 году, выданною по Высочайшему ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА указу из канторы экономической суммою; а прежде имевшияся на том дворе деревянныя некоторыя службы, строенныя в 1755 и 754 годех Лаврским иждивением, згорели в 1774 году. Сие место принадлежало прежде Головиным, а потому и называется Лаврской Головинской двор.


О НАЧАЛЕ ИГУМЕНСТВА И АРХИМАНДРИИ В ЛАВРЕ.

Первый Игумен был в Троицком монастыре основатель онаго Преподобный Сергий, таким образом. Когда число братии умножилось до двенатцати человек, то и возжелали они Преподобнаго Сергия иметь своим пастырем. Сей не желал начальства, но убежденный молением братии своей принужденным нашелся итти с двумя другими старцами для испрошения Игуменства к Епископу Афанасию из Волыни в Переяславль, правившему тогда Российскою церковию во время отъезда святаго Алексея Митрополита в Царь град, для поставления на сие достоинство. Той увидев доброты Сергия и слышав многая о нем благослови его быти Игумена и пастыря собранному от него стаду. Преемником Игуменства по скончании его был ученик его Преподобный Никон. И так Игуменство в сей обители продолжалось до государствования царя и великаго князя Иоанна Васильевича.

А в 1561 году, по повелению онаго Государя, Троицкаго Сергиева монастыря Игумен Елевферий, Митрополитом Макарием поставлен во Архимандрита, которому так как и преемникам его данною грамотою (которая в оригинале хранится и до ныне в Лавре) в том 1561 году, от онаго Митрополита дано первенство пред всеми Российскими Архимандритами, и с того времени и до ныне продолжается в оной Лавре Архимандрия.


ДОСТОПАМЯТНЫЯ ПРОИЗШЕСТВИЯ,
СЛУЧИВШИЯСЯ В ЛАВРЕ, СУТЬ СЛЕДУЮЩИЯ:

Преподобный Сергий еще при жизни своей в 1380 году, благословением своим и обнадеживанием несомненной победы, утвердил великаго князя Димитрия Иоанновича, в намерении сразиться с Татарским Ханом Мамаем, угрожавшим России крайним разорением; к вящшему ободрению Преподобный Сергий отправил с великим князем двух храбрых иноков, Александра Пересвета и Родиона Ослябя, кои подвизалися мужественно на воспоследовавшем сражении. При сем повествуется, что, когда великий князь прешед реку Дон и быв уже в виду у неприятеля от бесчисленных сопротивных множества колебался вступить в бой, в то самое время узрел он пред собою от Преподобнаго вестника с таковым ободрительным писанием, что бы великий князь ничего не думая в ту же самую минуту наступал на неприятеля. Сим то уверением возбужденный великий князь в Сентябре месяце вступив в сражение, покрыл Куликовое поле безчисленными трупами поверженных Татар, и одержал над Мамаем ту преславную победу, для которой он проименован Донским и которая положила основание Российским Государям к свержению на конец с себя Татарскаго ига. Великий князь возвратившись в Москву со многою радостию немедленно пришел в обитель Преподобнаго воздати старцу благодарение о добром его совещании и о молитвах, и в веселии сердца исповедовав вся бывшая на нем одарил щедро Преподобнаго пожалованием обители разных сел, селец и приселков, всего 12 селений состоящих, в Углицком, Дмитровском и Радонежском уездах.

2.

По 30 летнем пребывании в земле обретены мощи нетленными Преподобнаго Сергия в 1422 году, при государствовании великаго князя Василия Дмитриевича, при котором случае был в Лавре князь Юрий Дмитриевичь Галицкий.

3.

В 1530 году крещен был в Троицком Сергиевом монастыре царь и великий князь Иоанн Васильевичь, и по крещении положен был в раку к Преподобному Сергию, а чрез то яко собственно ему был посвящен, и от того времени сей благочестивой Государь чрез всю жизнь свою великое усердие имел к Преподобному и обители его; ибо Государь Преподобнаго Сергия всегда почитал особенным своим покровителем, и для того во всех своих походах имел походную церковь во имя Преподобнаго Сергия. Да и в 1551 году, основав Свияжский город, первую в нем церковь состроил во имя Рождества Богородицы и Чудотворца Сергия. Возвращаясь же Государь из последняго своего Казанскаго похода, по взятии уже столицы Казанскаго царства не ускоряя в Москву, пришел прежде в обитель Преподобнаго, где пред мощами Чудотворца, многия сердечныя слезы с молитвою испустил, и Игумену с братиею великии слова с челобитьем сказал за их труды и подвиги, что Государь молитвами их вся благая улучил. И как во время возвращения Государя от Казанскаго похода родился ему сын царевичь Димитрий Иванович первый, то Государь пришед в Москву, и увидев новорожденнаго сына своего пошел паки с царицею Анастасиею и царевичем в обитель Преподобнаго Сергия, где в храме Живоначальныя Троицы у Чудотворцевых мощей крестил сына своего Димитрия, и по таковому усердию Государь много споспешествовал к произведению строений в монастыре каменных, которыя как из вышепоказаннаго описания видеть можно, по большой части в его государствование были совершаемы: да и на конец сей благочестивый царь, по теплой своей вере к Преподобному, построил собственным царским иждивением гробницу для охранения мощей его среброкованную, украшенную жемчугом и камениями, с приложением на верхней дске разных златых штук и венца златаго же у образа Преподобнаго. В оную однако раку из деревянной Преподобный Сергий преложен был в 1585 году, уже по кончине царя Ивана Васильевича, в присутствии Государя царя и великаго князя Феодора Иоанновича в тот самой день, в который освящалась большая церковь Успения Божия Матери в Лавре.

4.

В 1609 году, во время смятений бывших в Москве после смерти Гришки Отрепьева, назвавшаго себя ложно царевичем Димитрием, в царствование великаго князя Василия Ивановича Шуйскаго, при Архимандрите Иоасафе, монастырь Троицкий от Поляков, под предводительством Гетмана Петра Сапеги и Пана Александра Лисовскаго, жестоко был осажден, но чрез год и четыре месяца быв в облежании неприятельском от всех страшных и сильных их приступов невредимо сохранен. При чем примечать надлежит, что большая часть защищавших тогда обитель воинов состояла из монастырских слуг, кои были под предводительством воеводы князя Григорья Борисовича Долгорукова, и по нем Алексея Голохвастова. Причина, побудившая осадить монастырь, была сия: когда третий самозванец ложный Димитрий с мятежниками и Польскими войсками, состоявшими под командою Рожинскаго под Москву подступил, что бы взять ее: то, по елику все от Москвы к югу и западу лежащие города, частию были уже от разлиявшихся Поляков или разорены, или разоряемы, или предались самозванцу, царь Василий Ивановичь, находившейся тогда в Москве, всякое вспоможение заимствовал только от северных городов. Сия помощь не инако доставляема была к Москве, как чрез Троицкой монастырь, откуда по усмотрении способнейшаго времени, чрез разныя места часто под сохранением монастырских слуг все нужное к Москве препровождаемо было; по чему и предприято Поляками на перед взять монастырь, дабы пресечь Москвы всякое сообщение с северными городами. А сверьх того Поляки опасались, дабы князь Михайло Шуйский, называемый Скопин, соединившись с Яковом Делагарди, шедшим на помощь с четырмя тысящами Шведских войск, не занял сего довольно укрепленнаго места. Ибо Скопин из сего монастыря мог делать им великия препятствия к продолжению осады Москвы. К сему же приложить надлежит мнение о богатстве монастыря, усилившееся тем более, что действительно монастырь в тогдашних обстоятельствах служил и самому царю Василию Ивановичу собственными деньгами, коих дано было ему более осмнатцати тысяч на военныя нужды. По чему и надеялись неприятели найти в нем великое сокровище.

5.

В 1610 году по снятии осады Поляками у Троицкаго монастыря, по прозьбе Государя отправлены в Москву все монастырския сокровища, состоящия в златых и сребреных сосудах и стоявшия великой цены, с Семеном Самсоновым к Государю на уплату жалованья военным людям; ибо царская казна в крайнем тогда находилась оскудении. И понеже в тоже время в Москве народ [величайший претерпевал голод]1 по причине крайняго недостатка съестных припасов, усилившагося еще более от сребролюбия торговцев, которые не иною, разве чрезмерною ценою продавать хотели; то Троицкий монастырь двоекратно вывозил свой хлеб из Богоявленскаго своего Московскаго, что в Кремле, бывшаго монастыря по повелению властей на торг, по великому количеству и раздавая его за малейшую цену побуждал сребролюбных продавцев к умеренной продаже, а чрез то двоекратно избавил Москву от голода.

6.

По сведении с престола царя Василья Ивановича, когда Москва оставлена была от всех и предана несоюзством дворян на жертву Полякам вступившим в оную, Троицкий монастырь наиболее принимал попечения и участия в споможении Москве. Он по первому о том известию немедленно отправил в Москву Андрея Палицына, а с ним пятьдесят человек слуг: князя Василья Тюменскаго с товарищами, да двух сотников стрелецких с 200 стрельцов. По исполнении сего послал в Переславль Залеской слугу Алексея Острецова к воеводам Ивану Волынскому и князю Феодору Волконскому просить о немедленной Москве помощи: а между тем Троицкаго монастыря Архимандрит Дионисий и келарь Аврамий Палицын, разослали во все города Российския державы к боярам и воеводам грамоты, в коих описывая плачевное Москвы состояние молили их о собрании соединения и о вспоможении царствующему граду. И сими то писаниями возбужден будучи боярин князь Димитрий Тимофеевичь Трубецкий со всеми служивыми людьми из Калуги пришел к Москве, где соединившись с приводцами пришедшими по совету Троицких властей от Переславля, Коломны, Тулы, Владимира и иных городов, учинил с Поляками бой и их разбив овладел Белым городом и воротами Яузскими, Покровскими, Флоровскими, Стретенскими, Петровскими и Тверскими, и Поляков осадил в Китае городе.

Потом показанные, Архимандрит Дионисий, и келарь Аврамий Палицын по совету бояр и воевод писали вторично в Казань о вспоможении Москве, которое их писание и имело успех: ибо по получении онаго Казанские и всех понизовских градов бояре и воеводы пришли с войсками к Москве и сшедшися взяли новой девичь монастырь, в котором осаждены были Литвяне, так же Водяные, Чертольские, Арбатские и Никитские ворота, а чрез то осажденных Поляков крайне притеснили.

Сии щастливые успехи удержаны были по том на время несогласием и несоюзством Российских воинов, а наипаче взволновавшимися казаками. Они убили Коломенскаго воеводу Прокофия Ляпунова и Ивана Ржевскаго, от чего все приводцы войск впад в недоверчивость отступили и ушли из под Москвы, где остался один только князь Димитрий Тимофеевичь Трубецкой. По таковом Российскаго воинства отступлении осажденные Поляки получили в помощь Гетмана Сапегу, а с ним ввезено в город не малое число запасов. И таким образом усиленные Поляки овладели частию Белаго города, начиная от Алексеевской башни до Тверских ворот.

В сем состоянии оставленный один Трубецкий, от Гетмана Хоткеевича вновь пришедшаго из Польши со многим воинством был осажден в такое время, когда отечественное войско претерпевало недостаток в съестных припасах, так же порохе и свинце. По чему по прозбе того Трубецкаго немедленно из Троицкаго монастыря, как в то самое время отправлено, так и после в разныя времена отправляемо было свинцу и пороха великое множество с Троицкими слугами и служебниками к Трубецкому. Начальствующие же тогда в оном монастыре Архимандрит Дионисий и келарь Аврамий Палицын по совету всего духовнаго собора, с боярами, дворянами и дьяками пришедшими в монастырь для спасения своего от Поляков, писали в третей раз грамоты во все грады Российския державы со многим молением ко всему христолюбивому воинству о помощи Москве противу иноплеменных. Для збора же ратных людей отправили из монастыря в Ярославль и во все поморские города боярина князя Андрея Петровича Куракина, да дьяка Михайла Данилова, а в Володимир и во все понизовые города Столника Василья Ивановича Бутурлина, да одного дьяка Василья Сиднова. Сими то грамотами воздвигнулись на защищение многие города, но паче нижний Новгород, где, как говорит Троицкий летописец, крепце яшася за се писание, и где наипаче вожженный отечественною ревностию вечной памяти достойный купец Козма Минин, называемый Сухорукой, собрал немалое число разнаго имения и богатства на защищение Москвы. Князь Димитрий Михайловичь Пожарский по усильной прозбе посадских жителей Нижняго Нова города, стал потом приводцом стекавшагося тогда воинства, которое добрым своим распоряжением и удовольствованием усилив и умножив пришел он на конец с оным в Ярославль.

В самое сие время от единомышленников четвертаго самозванца открывшагося в Пскове прислана была в Троицкой Сергиев монастырь грамота, что бы привести к присяге всех тамо находившихся людей в верности тому ложному Димитрию. Но начальствующие в оном монастыре Архимандрит Дионисий и келарь Аврамий Палицын, презрев и разорвав ту грамоту, по прозьбе князя Димитрия Трубецкаго, котораго еще дела гораздо в хужшее пришли состояние от казаков и других многих людей предавшихся тому самозванцу, отправили в Ярославль ко князю Димитрию Пожарскому соборных старцов Макария Куровскаго и Илариона Бровцына со много молебным писанием о поспешении к Москве. И как князь Пожарский еще и после сего времени продолжал быть не малое время в Ярославле, то и получил от Троицкаго монастыря других посланных соборнаго старца Серапиона Воинова, да старца Афанасия Ощерина, которые просили именем обители о ускорении помощи Москве угрожаемой вторичным приближением Гетмана Хоткеевича, идущаго на вспоможение осажденным Полякам. Но когда князь Пожарский и по сем еще медлил в Ярославле по причине произшедших некоторых в воинстве несогласий; то Троицкий келарь Аврамий Палицын по совету духовнаго собора отправился сам в Ярославль, где видев мятежников, ласкателей и трапезолюбителей, воздвигающих гнев великий и свар между воевод и в воинстве, разумными наставлениями своими и советами, все привел в спокойство, и князь Димитрий Пожарский послушав старца отрядил немедленно к Москве воевод брата своего князя Димитрия Петровича Пожарскаго Лопату и Михайла Самсонова со многим воинством. А потом скоро и сам с остальным воинством следуя к Москве пришел в Троицкой монастырь, где принят был от властей с великою честию и радостию.

Пожарский был несколько времени в монастыре в нерешимости, иттить ли к Москве, опасаясь измены от казаков подобной той, какою лишен жизни воевода Ляпунов. Но убежденный сильною прозбою и советами Архимандрита Дионисия и келаря Палицына, решился наконец итти к Москве; и действительно по прибытии своем в монастырь в пятый день возложив надежду на всесильнаго в Троице славимаго Бога, пошел из монастыря взяв с собою келаря Аврамия Палицына. Как Пожарскому надлежало выходить из монастыря с войсками, Архимандрит Троицкий со всем собором предшествовали войску со кресты и святыми иконами*до кесовых прудов, отстоящих в четырех верстах от монастыря*2, где остановившись на горе все войско с Пожарским шедшее благословлял святым крестом и кропил святою водою. На другой день Пожарский пришед к Москве стал лагерем у Арбатских ворот, и чрез то осажденных Поляков крайне утеснил. Старец Аврамий Палицын Троицкий келарь, находясь в стану Пожарскаго, в последовавших по том с Поляками сражениях, великое имел участие в одержании побед: ибо когда козаки взволновавшись отступили от Российскаго войска и совсем хотели уйти из Москвы, келарь Палицин по прозбе князя Пожарскаго переходя из полка в полк своими убедительными словами мятежников приводил паки к послушанию, так, что с большею против прежняго ревностию вступили в сражение.

По отбытии Аврамия Палицына из Москвы, скоро потом козаки паки пришли в смятение. Поляки осажденные в городе претерпевали великий голод, и потом дабы сохранить оставшийся хлебный запас для своих военных людей и чрез то далее удержаться в осаде, выслали они из города руских бояр жен, находившихся прежде в крепости с мужьями своими.

Пожарский, которой на то умолен был прозбою от мужей, принял высланных жен в обоз свой честно. Козаки находившиеся в полку князя Трубецкаго возстали на дворян и детей боярских полку князя Пожарскаго упрекая их, якобы они обогащались многим имением, а они козаки принуждены претерпевать только стужу и голод. А по тому иные из них хотели уйти из Москвы, а другие предприяли дворян и боярских детей полку князя Пожарскаго побить и имения их разграбить. Такое слышав в полках Российских нестроение, в Троицком монастыре Архимандрит, келарь, и старцы соборные зделав собор разсуждали, каким бы образом привести к должности мятущихся козаков. И как Троицкий монастырь был тогда в крайнем оскудении денег, изстощив наперед всю свою казну на вспоможение Москве; то по общему совету и послали они к козакам все оставшияся церковные сокровища, ризы, стихари и епитрахили жемчужныя, с таковым писанием, что бы они то приняв не расходилися до окончания своего подвига, и от мятежа отстали. Козаки увидев сие и прочитав от обители писание пред всем войском немедленно успокоились, и пришли в послушание. В Троицкой же монастырь отправили двух Атаманов с грамотами, что они по прошению обители вся исполнить готовы, хотя бы надлежало претерпевать многочисленныя скорьби, и что не взяв города и не отмстив врагам не отступят от Москвы. При чем посланныя к ним в дар церковныя одеяния, паки возвратили в обитель. Таким образом по успокоении козаков скоро взят был и очищен от Поляков город Москва.

7.

По возведении на Российской Престол Государя царя и великаго князя Михайла Феодоровича, когда Владислав Королевичь Польский желая взойти на престол Российский стоял с великим войском под Москвою, великая партия состоявшая из Черкасов под предводительством полковника Чаплынскаго, которая отправлена была для разорения в Переславль залеской, возвращаясь уже из Переславля 24 Сентября 1615 года, пришла ночью неожиданно к Троицкому монастырю, и стала в служних и стрелецких слободах: находившияся же тогда вне ограды на сторожах Троицкие слуги, и вышедшие из монастыря военные люди, с великим мужеством наступили на Черкасов и учинив бой выгнали их из слобод. Чаплынской же отступая к Москве, на дороге лежащее за прудами село Клементьево и другие слободы выжег, и все предал огню: но за таковую жестокость скоро восприял достойную месть; ибо в скором по том времени быв послан на разграбление в Троицкую вотчину Вохну, убит там от Троицких слуг учинивших с ним сражение.

По многих неудачьных покушениях учиненных на Москву Королевичь Владислав отступив от оной, пришел сам со всем войском под Троицкий монастырь и стал лагерем за три версты от монастыря в деревне Туракове. Власти по совету воеводы Семена Жеребцова и дьяка Дашкова, вкруг монастыря оставшияся от разорения нанесеннаго Чаплынским слободы и монастырские службы повелели выжечь, дабы отнять у неприятеля в близи пристанище. На третий день по приходе своем Королевичь зделал приступ с полками своими к монастырю, но Троицкими властями так был принят, что со всем своим обозом принужден был отступить за десять верст от монастыря в село Сватково. Там находясь он изыскивал все способы к овладению монастыря хитростию: но лишившись на конец надежды и видя войско свое претерпевающим великую нужду от осенних холодов, повелел канцлеру Льву Сапеге отписать в Троицкой монастырь о удержании военных действий. Пред сим временем приведены были в Польский лагерь два монастырския крестьяне поиманные Польскими лазутчиками на Троицком поле. Сапега отправил тех крестьян с Литовскими людьми в монастырь к келарю Палицыну и воеводе Жеребцову с грамотою, в которой он наперед уведомив, что Польский Королевичь запретил своим людям села Троицкие жечь, и крестьян их брать в полон, требовал и от них, что бы они Польских военных людей убивать, и в полон брать запретили. А того же дни вторично писал канцлер в монастырь, что бы невозбранно пропустить посланников их идущих в Москву с предложением о съезде под Троицким монастырем для постановления мира. По каковому требованию, послы их в Москву пропущены были. В следствие того Государь отправил на съезд послами боярина Феодора Ивановича Шереметева, князя Данилу Ивановича Мезецкаго и околничаго Артемия Васильевича Измайлова, а при них дьяков Ивана Болотникова и Матвея Сомова, которые пришед в Троицкой монастырь ссылались с Королевичем о месте, где быти съезду, которому быть положили в деревне Деулине, отстоящей от Лавры в трех верстах. И в сем то месте в третий раз бывший съезд договорились они с Поляками в 1619 году о мире на 14 лет и 6 месяцов, и Российские послы с Польскими, которые были князь Адам Неводворский, Епископ Каменецкий Константин и канцлер Лев Сапега, давали клятву каждые по своей вере, и записьми менялись в мирном постановлении. И так Троицкой монастырь, имев главное участие в избавлении Москвы от Поляков, имел на конец ту честь, что под стенами его дан был мир всей России. Сие произшествие поистинне можно причесть особенному промысла устроению. Ибо с Российской и Польской сторон два раза прежде съезжались послы для постановления мира под Смоленском, и под Москвою, но там таковыя их съезды были безуспешны. Угодно было промыслу Божию прославить сим случаем Преподобнаго Сергия и обитель его. И так в незабвенную память сего великаго произшествия, которое толь вожделенно тогда России было, в деревне Деулине монастырские власти, воздвигли деревянный храм монастырским иждивением, который по благословению Святейшаго Патриарха Филарета Никитича; Архимандритом Дионисием в 1620 году Декабря 16 дня, был освящен во имя Преподобнаго Сергия, который и до ныне пребывает.

8.

Коль много Троицкий монастырь в начале седьмаго надесять века поспешествовал к спасению России, не меньшия оказал он услуги отечеству, и в истечении того столетия. Ибо в сем месте скрывались от смятений, и страшных заговоров учиненных стрельцами по внушениям начальника их Хованскаго, а паче по внутренним движениям царевны Софии, оба Государи, царь Иоанн Алексеевичь и Петр Алексеевичь; и в сем месте Император ПЕТР Великий, сей безсмертныя памяти достойный Государь, Котораго бытие в свете толь драгоценно и толь благодетельно было России, укрылся и спас жизнь свою, угрожаемую толь близким поражением от злодейственной руки Щегловитова, начальника же стрельцов.

9.

Во время долголетней со Шведами войны, которыя окончание столь славно было для России, по повелению Государя Императора ПЕТРА Великаго военачальником Шереметевым, взят был из Троицкаго монастыря образ Преподобнаго Сергия на гробовой его дске написанный, который обносим был во всех походах оныя войны: и ныне образ той, по возвращении сыном его Графом Петром Борисовичем Шереметевым, находится в Лавре, и стоит над южными дверьми олтаря во храме святыя Троицы.

10.

В 1737 году, ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО Государыня Императрица АННА ИОАННОВНА построила ко гробу Преподобнаго Сергия раку среброкованную с балдахином, в коей весу дватцать пять пуд дватцать девять фунтов.

11.

Имянным ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Государыни Императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ указом 1738 году, данным Святейшему Синоду, велено учредить при Лавре семинарию, которая уже действительно заведена, и открылась в 1742 году, при государствовании блаженныя и вечной славы достойныя Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, Архимандритом Лавры Кириллом, и которая с того времени и по ныне находится в таком состоянии, что многие в оной обучившиеся заступили знатнейшия места в духовенстве, и что некоторыя другия духовныя училища заимствуют от Лаврской семинарии учителей. Находится в ней семинаристов до 250 человек на всем казенном содержании. Сия Лаврская семинария пред всеми в России находящимися училищами похвалиться может тем отменным щастием, что более всех удостоена была Высочайших присутствий блаженной и вечныя памяти достойныя Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, и что сподоблена четырекратнаго посещения ныне благополучно царствующия премудрыя Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ, которая соблаговолила всякий раз принять Ея училищныя упражнения, и действия с отменным благоволением.

12.

Не можно оставить и сего без примечания, что все бывшие Российские великие князи и цари, начиная от Димитрия Иоанновича Донскаго, каждый год посещали обитель или на Троицын день, или на память Преподобнаго Сергия, а иногда и в оба те дни случались быть в Лавре, естьли только войною, или другими чрезвычайными случаями удерживаемы не были. Часто же совершали сие путешествие пешеходно; так как и ныне благополучно царствующая Государыня Императрица ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА в 1775 году, шествуя на праздник Живоначальныя Троицы таковый труд подъять благоволила.

13.

В 1744 году Июня 8 дня, имянным ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА указом блаженныя и вечной памяти достойныя Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ велено сей монастырь именовать Лаврою, хотя он и прежде уже и от самаго Святейшаго Синода именован был Лаврою, как то сие видеть можно в грамотах данных от святейшаго Синода новоопределяемым Архимандритам.

14.

В 1771 году, когда по Божиим судьбам царствующий град Москва и другия грады и места посещены были смертоносною язвою, тогда и состоящее при Лавре селение многих жителей от тоя язвы лишилося. Но во обители, хотя она и отверзста была всем приходящим, не токмо монашествующие и семинаристы, коих было более 200 человек, ни чем не вредны сохранились: но и из служителей обители, вне ея живших, и домы свои не особенно, но вкупе с протчими от язвы умершими или умирающими имевших, ни к единому та смертоносная язва не прикоснулася.

Таким образом обитель сея приосеняемая с выше благословением Божиим, и покровительствуема милостию и благоволением Российских Государей, благополучно сохраняется и процветает до днесь молитвами Преподобных Отец Сергия и Никона Игуменов Радонежских Чудотворцев.


КРАТКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАХРИЩСКАГО МОНАСТЫРЯ.

Махрищский монастырь состоит Владимирскаго Наместничества в Александровском уезде в разстоянии от Лавры на восток в 30 верстах, а в 10 верстах от Александрова, окруженный со всех сторон лесом, стоит он на брегу малой реки имянуемой Махрища, от которой и монастырь название свое получил, и которая под самым монастырем впадает в реку Молохчу.

Основатель онаго монастыря был Преподобный Стефан Махрищский чудотворец, совремянник Преподобному Сергию. Он родом был из Киева, постригся в монашество в Печерской Лавре, и понеже тогда в Киеве от Папистов людям Греческаго исповедания были чинимы оскорбления; то избегая того Преподобный Стефан пришел в Москву; и предстал великому князю Иоанну Иоанновичу, который приняв его благосклонно возлюбил его и часто с ним беседовал. Избегая же шума градскаго Преподобный испросил дозволение у великаго князя построити монастырь в какой нибудь пустыне. По чему приняв от него довольная, яже на потребу строения монастыря, вышел из Москвы, и проходя многия места достиг на конец места называемаго Махрище. Признав его для обители способным поселился на оном, и поставил сперва одну келию деревянную. И как Преподобный Стефан был муж жития благочестиваго, по которому учинился он известен в России; то многие иноки слышав о имени его начали приходить к нему на сожительство. Таким образом собрав братии не малое число, Преподобный построил церковь во имя Живоначальныя Троицы, и потом монастырь четвероугольный, трапезу и келии братии, все деревянныя. И по том рукоположенный от Московскаго Митрополита Феогноста во Пресвитера, стал Игуменом своего монастыря. Великий князь Димитрий Иванович пожаловал тому монастырю многия урочища, как то озера и реки для пропитания монашествующим. По смерти Преподобнаго Стефана по прошествии уже многих лет монастырь со всем строением сгорел, а последовавшие настоятели мало имея о нем попечения привели его со всем в запустение.

Но во время государствования царя и великаго князя Иоанна Васильевича стал Игуменом того монастыря Варлаам, который в 1570 году посвящен во Епископа в Суздаль, муж ревностнейший и рачительнейший. При его Игуменстве построена во оном монастыре церковь каменная Живоначальныя Троицы, по указу царя Иоанна Васильевича, царскою его казною, на которое строение пожаловано было денег 200 рублев; так же от других доброхотных дателей подаянием и его Игумена собственным вкладом. Оная церковь освящена была в 1551 году, на которое освящение царица и великая княгиня Анастасия Романовна пожаловала прислала, индитию, воздухи и покров бархатныя и другия вклады.

При вышеписанной церкви имеется еще церковь каменная же построенная над гробом Преподобнаго Стефана во имя Преподобнаго с трапезою, и колокольня которая равно как иконостасы в церквах и другия украшения церковныя, построены подаянием от доброхотных дателей, но когда имянно, записок не отыскано.

Махрищской монастырь со времяни основания своего пребывал сам собою, имея своих Игуменов, располагал вотчинами по своему благоусмотрению. Но как во времена смятений воспоследовавших в Москве по смерти Димитрия самозванца оный монастырь от Литвы и Российских мятежников был разгромлен и разорен; то царь и великий князь Михайло Феодоровичь повелел оный монастырь строить и ведать Троицкия Лавры Архимандриту Дионисию и келарю старцу Аврамию Палицыну, или кто иные по них будут Троицкие Архимандриты и келари. По чему для правления монастыря с того времяни посылалися от Троицкия Лавры строители. В 1764 году, сей монастырь из всех бывших приписных к Лавре один оставлен при Лавре по состоянии штатов. В 1768 и 69 годех, вся деревянная ограда, настоятельския и братския кельи построены вновь от Лавры.

Какия же знатнейшия в оном монастыре были произшествия, кроме сего, что царь и великий князь Иоанн Васильевичь неоднократно посещал сию обитель, записок не отыскано.



Оглавление

Богослужения

28 марта 2024 г. (15 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.