(Сентября 11-го; напечатан
в Чтениях Общ. Л. Д. П. 1863 г. и в Страннике 1864 г.)
Приветствую, Отцы и Братия, Ваш новый добровольный союз, в который собрала и соединила Вас любовь к духовному просвещению, заключающая в себе любовь к Богу, к вере, к благочестию, к православной церкви, любовь к Вашим собратиям также сознающим нужду и питающим желание углубить и расширить свои духовныя понятия, но не имеющим для того средств и пособий, наконец вообще любовь к чадам церкви и желание оказать духовную помощь людям, при некоторой теплоте веры нуждающимся в чистом свете истины, или преследующим призрак истины и мечты благополучия, но лишенным, или самих себя лишающим, жизни по вере и надежды блаженства.
Не сомневаюсь, что так понимаете Вы настоящий союз Ваш: и в сем значении с надеждою призываю ему благословение Отца светов.
Вспомним некоторыя черты, которыми духовное просвещение, или что тоже, духовную мудрость изображает Апостольское слово: яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива (Иак. III. 17). Не подумаем, что это выше настоящаго Вашего предприятия, потому что Апостол говорит о премудрости свыше. Всякое даяние благо и всяк дар совершен есть сходяй от Отца светов (Иак. I. 17). Не только совершенную Господь дает премудрость, но и в малом начатке от лица Его познание и разум (Прит. II. 6). И так, трудящиеся в пользу истиннаго просвещения должны иметь в виду и в соображении черты отличающия истинную мудрость, дабы произведение труда их не оказалось обезображенным, и дабы вместо истинной мудрости не явилось у них ложное мудрование.
Мудрость Христианская должна быть чиста, чиста по ея источнику, по ея побуждениям и цели. Ея чистый источник есть Бог, Его слово, заключенное в священных писаниях, уясненное церковными определениями, учением и духовными опытами Богомудрых мужей. Ея чистая цель также есть Бог, Его познание во Христе, и Ему благоугождение блаженнотворное. Деятельное нужно внимание для охранения сей чистоты от нечистых влияний не смиреннаго разума, который сам хочет быть источником истины, который не признает своих пределов пред безконечным и непостижимым, который истину вечную находя старою, имея побуждением любопытство и целию тщеславие, без разбора гоняется за новым, и, как руководительному началу, следует духу времени, хотя бы это было время предпотопное, который, ленясь потрудиться, чтобы возникнуть в истинную область духа, погружается в вещество, и здесь погрязает.
Мудрость христианская мирна и подвизающийся для нея должен быть мирен. Он должен быть мирен в себе, не взволнован страстями. Только в тихой, а не волнуемой воде отражается образ солнца: только в тихой, неволнуемой страстями душе, может отразиться вышний свет духовной истины. Мирным нужно быть любителю мудрости и в отношении к другим, не словопретися, как учит Апостол, ни на кую же потребу, на разорение слышащих (2 Тим. II. 14), и, если нужно стать за истину против нападающих на нее, должно делать сие с спокойною твердостию, без раздражения, так, чтобы можно было потом сказать себе в совести: с ненавидящими мира бех мирен (Псал. CXIX. 6).
Мудрость Христианская кротка. О сем качестве,
кажется, особенно нужно в настоящее время напомнить имеющим
Летят с разных сторон стрелы порицания и на наше звание. Примем их бронею правды (Еф. VI. 14) и постараемся отвечать на справедливыя порицания, по возможности, исправлением, на несправедливыя терпением.
Прискорбно, что даже внутри нашего стана явились господие стреляний (Быт. XLIX. 23), которые иногда против братий своих наляцают лук, в повременных изданиях и в книгах. Вы, братия, не допускаете и не допустите подобнаго. Не забудете слов Премудраго: кроткий муж сердцу врачь (Прит. XIV. 30), так как и напротив, жестокое слово не врачует, а прилагает к болезни болезнь.
Мудрость христианская благопокорлива. Она проповедует и дарует свободу: но с тем вместе учит повиноваться всякому начальству Господа ради (1 Петр. II. 13). Нынешнее мудрование много разглагольствует о свободе; но не редко забывает о повиновении Господа ради, и производит непокорливость. Ревнители истинаго просвещения должны поднимать дух народа из рабской низости и духовнаго оцепенения к свободному раскрытию его способностей и сил: но в тоже время утверждать его в повиновении законам и властям, от Бога поставленным, и охранять от своеволия, которое есть сумасшествие свободы.
Вот мысли, которыя встретились мне при Вашем, Братия, вступлении на новое поприще деятельности, близь котораго и меня поставили Вы Вашим избранием.
Что скажу в ответ на сие избрание? Уже не время мне обещать Вам удовлетворительную, в отношении к Вашему Общесту деятельность; и потому, может быть, справедливо было бы отказаться от Вашего избрания. Однако не
21 апреля 2024 г. (8 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра