Беседа в день рождения Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича

CDXXIV.

335. Беседа
в день рождения Благочестивейшаго
Государя Императора Александра Николаевича.

(Говорена апреля 17-го; напечатана в
Твор. Св. Отц. 1857 г. и в собр. 1861 г.)

<1857 год>

Встречаем новый год жизни Благочестивейшаго Государя нашего Императора Александра Николаевича. Годы Царя принадлежат не одному Ему, но и всему царству: и потому не может без участия смотреть на их движение верный Царю, желающий блага отечеству.

Какими же взорами, какими мыслями и чувствованиями проводим год Царя, переходящий1 ныне на земли – в область исторических событий, и выше земли – в область сокровенных Божиих судеб? – Без сомнения, можем проводить его воспоминаниями приятными, чувствованиями благодарения к Богу. Как после бурной ночи тихое утро, с началом сего года просиял2 мир, вожделенный человеколюбивому сердцу Цареву, благопотребный для Империи, после крепкаго3 подвига защиты от многочисленных врагов, почти на всех пределах ея от запада до дальняго востока, от юга до глубокаго севера. Как полуденным солнцем, озарен был сей год высоким светом торжественнаго венчания и священнаго помазания Благочестивейшаго Самодержца нашего и Благочестивейшия Супруги Его. То был свет Царскаго благочестия и благодати свыше, – свет народной любви к Царю и радости о Нем, – свет Царевых щедрот и милосердия, которое озарило не только грады и веси, но и темницы, и давно утративших жизнь гражданскую воскресило в оную, и в звания ими утраченныя.

А какими взорами и мыслями надлежит нам встретить наступающий год Царя? – Взорам нашим не надо проникать в будущее: мы можем только простирать в оное наши желания, наши молитвы, наши надежды.

Ты над всеми начальствуеши, Господи, Начало всякаго начала, и в руку Твоею крепость и власть, и в руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличити и укрепити вся (1 Пар. XXIX. 12). Благослови начало, и течение и венец лета Царева. Дни на дни Царевы приложиши, лета Его до дне рода и рода (Псал. LX. 7). Даждь Твою крепость Царю нашему и вознеси рог Помазанника Твоего (1 Цар. II. 10). Изостряй и углубляй взор мудрости Его, чтобы и сокрытое не редко, доброе и полезное открывать, и изводить на свет, чтобы крадущееся злое издалека усматривать, и возвращать на главы духов лукавствия. Возставляй неоскудно в державе4 Его и крепкаго, и смотреливаго, и дивнаго советника, и разумнаго послушателя (Иса. III. 2. 3), ибо спасение есть во мнозе совете (Притч. XI. 14). Возвесели Благочестивейшаго Царя благоденствием благовернаго царства, и благоверное царство благоденствием Благочестивейшаго Царя.

Такия и подобныя желания, конечно, каждый из нас, Россияне, питает в сердце, и соединяет ныне с общею молитвою Церкви. Довершением сего должно быть то, чтобы желания перешли в надежду, чтобы молитва могла почить в чаянии исполнения желаемаго и просимаго. Как бы сего достигнуть? – Это для нас предмет особеннаго внимания, труда, подвига.

Со стороны Подателя всех благ, Бога, не может быть препятствия тому, чтобы наши желания и молитвы, если только имеют предметом доброе и непротивное премудрости5, правде и благости Божией, обращались в надежды, и чтобы надежды сопровождались исполнением чаемаго. Всеблагий желает даровать нам блага; Его всемогущество не имеет недостатка в силе, и Его премудрость в средствах, для исполнения наших благих желаний. Отец ваш небесный даст блага просящим у Него (Матф. VII. 11), уверяет единородный Сын Его.

Христос Спаситель, обещая нам даяние благ от Отца небеснаго, не ограничивает обещания сего никаким условием со стороны Дающаго. Посему с Его стороны даяние благ просящим готово быть всегдашним, повсемственным, без умаления6, без изъятий: потому что не яко человек, Бог колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется: Той глаголаше, не сотворит ли (Числ. XXIII. 19)? Итак если видим иногда просящаго у Бога не получающим просимаго, и молитвы неуслышанными: то причины сего должно искать не в Боге, верном и неизменном в Своих обещаниях, а в просящем человеке, который колеблется и изменяется, и не редко сам воспящает молитву, которую простирает к Богу. И потому надобно нам внимательно наблюдать, что споспешествует молитве, и что ей препятствует, не лишать ее свойственных ей принадлежностей и подкрепляющих пособий, и освобождать ее от препятствий.

Молитва смиреннаго пройде облаки (Сир. XXXV. 17), говорит проницательный наблюдатель путей Божиих и человеческих. Итак молись со смирением; и твоя молитва пройдет облаки, и отверзется ей щедрая рука Отца небеснаго.

Апостол, поучая христианина молитве, заповедует, да просит верою, ничтоже сумняся: сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему (Иак. I. 6). Итак молись с простосердечною верою, с искренним признанием своего недостоинства, но не возмущай себя, и не ослабляй молитвы сомнением о милосердом призрении Божием: и будет по вере твоей; и молитва веры будет тебе во спасение.

К пособиям для успеха в молитве относится и следующее наставление Премудраго: помолися пред лицем Господа; и умали претыкания (Сир. XVII. 22). То-есть: вместе с тем, как ты желаешь открыть себе путь к Богу, и с надеждою стать в молитве пред лицем Его, деятельно устраняй7 претыкания, находящияся на твоем пути, препинающия твое стремление к Богу. Какия претыкания? – Страсти, пороки, любовь к миру, пристрастие к чувственным удовольствиям. Если не можешь все сие вдруг пресечь и отвергнуть: по крайней мере употреби возможныя для тебя усилия противоборствовать страстям, не попускать себе дел порочных, охладить в себе любовь к земному, расторгнуть узы пристрастий. Умали претыкания.

Кто не старается Свой путь к Богу очистить от нравственных претыканий: тот сам для себя уменьшает надежду достигнуть желаемаго. Привычные помыслы страстей и пороков следуют за его молитвою, и смущают ее, ослабляют, воспящают; неумиренная совесть лишает молитву свободы и дерзновения пред Богом; неочищенное сердце просит благ от Отца небеснаго не для того, чтобы употребить их по воле Его, но для того, чтобы свободнее удовлетворять своим страстным и пристрастным желаниям. Молитвенников сего рода и участь их молитвы строгими чертами изображает апостольское слово: просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете (Иак. IV. 3).

Братия! Недавно было время, когда Провидение Божие, более нас пекущееся о нашем спасении, посылало нам особенно сильныя и даже скорбныя побуждения к умножению молитв о Царе и отечестве, с благоденствием которых связано8 благоденствие каждаго из нас. И умножены были молитвы. И – благословен Бог! – являлась и дивная помощь Божия, особенно там, где более возбуждалась молитва. Довольно ли воспользовались мы наставлением Провидения? После возбужденной молитвы о избавлении от бед, так же ли возбуждена молитва, да сохраняемы будем избавленные? Умалены ли претыкания на пути нашем к Богу? Меньше ли страстей, неправедных дел, корыстолюбия, расточительности, праздности, суеты, алчности к чувственным и мечтательным удовольствиям? Больше ли ревности ко благу общественному? Больше ли усердия благоугождать Богу Избавителю и Спасителю? – Пусть каждый испытает себя по сим вопросам, и утвердится во благой надежде, или даст себе благоразумный совет для утверждения благой надежды.

Мы же со Апостолом всех9 молим творити молитвы, моления, прошения, благодарения, за вся человеки, за Царя и за вся, иже во власти суть, – не для того, чтобы при безопасности от бед10, жить в безплодном самоугождении11, в разсеянности, в безпечности, в забвении о Боге, но – да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. II. 1. 2). Аминь.



Оглавление

Богослужения

21 апреля 2024 г. (8 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.