к главе III – 241

Глава III

С. 28. Радуйся, приобретения ради Христа уметы вся быти вменивый.  – В этом славословии из акафиста преп. Сергию использованы слова св. апостола Павла (Флп. 3, 8): вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу  – «все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (ц.-слав. уметы  – сор, то, что выбрасывается как ни к чему не пригодное).

С. 29. …там они и душу свою полагали за веру Православную...  – Среди претерпевших в Орде мученическую кончину за православную веру к лику святых причислены Церковью князь Черниговский Михаил Всеволодович и боярин его Феодор (1245; память 20 сентября) и князь Рязанский Роман Ольгович (1270; память 19 июля), которым после ужасных истязаний были отсечены головы.

Народ страдал от своеволия... татарских численников и баскаков…  – Численники и баскаки  – татарские чиновники, участвовавшие в сборе дани. Численники (счетчики) проводили перепись всего населения Руси для определения размера взимаемой дани, получившей название «выход»; баскаки собирали ее, используя татарские военные отряды. И перепись населения и особенно сбор дани сопровождались грабежом и жестокостями со стороны татарских чиновников, уводом русских людей в рабство в Орду. Права отвечать за поступление «выхода» в Орду самостоятельно, без участия татарских баскаков, добился Вел. князь Иоанн Калита (1328–1340). После его смерти это право осталось у Великих князей, но во время преп. Сергия Радонежского память о бесчинствах баскачества еще существовала в народе.

«<…> От времен Василия Ярославича до Иоанна Калиты (период самый несчастнейший!)...»  – В приводимой архим. Никоном цитате из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (см. указ. в примеч. 25 источник) говорится о времени между великими княжениями костромского князя Василия Ярославича (1241–1277), занимавшего великокняжеский Владимирский стол с 1272 по 1277 г., и московского князя Иоанна I Даниловича Калиты (годы великого княжения 1328–1340). Три главных беды обусловливали тяжесть этого времени: жестокая княжеская междоусобица, произвол татарских баскаков и бесчинства чрезвычайно размножившихся шаек разбойников. Помимо права доставлять «выход» в Орду без татарских баскаков, Иоанну Калите удалось существенно приглушить княжеские усобицы и очистить русские земли от «татей» и «лихих людей». С началом его княжения, по словам летописца, «бысть... тишина велика по всей Русской земле на 40 лет, и престаша Татарове воевати Рускую землю» (Никоновская летопись  – ПСРЛ. Т. X. С. 198 ).

...наши первосвятители...  – Здесь подразумеваются святые Митрополиты Киевские и всея Руси  – Петр (1308–1326; память 21 декабря) и Алексий (1355–1378; память 12 февраля).

С. 30. ...прозорливый Святитель Петр...  – Митр. Киевский и всея Руси Петр, святитель Московский, чудотворец, канонизирован в 1339 г. (первым из русских митрополитов причислен к лику святых). Успенским постом 4 августа 1326 г. святитель Петр заложил в Москве «на площади» первый каменный храм, в честь Успения Пресвятой Богородицы,  – предшественник Успенского собора в Московском Кремле. В этом же храме, тогда еще недостроенном, Митр. Петр, предвидя близкую кончину, устроил своими руками себе гробницу, где и был погребен после своего преставления 21 декабря 1326 г. Впоследствии в Успенском соборе удельные князья русские целовали крест Великому князю Московскому в знак признания его власти над собой, а самодержцы российские венчались на царство.

…выдал своих дочерей одну за Василия Давидовича Ярославского, а другую за Константина Васильевича Ростовского…  – Летописи содержат скудные сведения об этих удельных князьях. Василий Давидович, с 1321 г. князь Ярославский, скончался в 1345 г. Новгородская летопись под 1339 г. сообщает, что князь Иван Калита выслал отряд из 500 человек против Василия Давидовича, для того чтобы перехватить его, когда тот, сопровождая вызванного ханом князя Тверского Александра Михайловича, направлялся в Орду (ПСРЛ. Т. III. С. 350). Российские историки Н. М. Карамзин (История государства Российского. Т. IV. Гл. IX [31]), С. М. Соловьев (История России с древнейших времен. Кн. II. С. 227), А. А. Горский (Москва и Орда. С. 64) единодушно утверждают, что князь Василий, хотя и был зятем Вел. князя Иоанна Калиты, одновременно был союзником Александра Михайловича Тверского, соперника Иоанна Калиты в борьбе за великое княжение.  – Константин III Васильевич, князь Ростовский, сын Василия Константиновича Ростовского (см. комм. к с. 31, к словам: «…князем Василием Константиновичем…» ), владел в 1328 г., на момент своей женитьбы на дочери Иоанна Калиты Марии, половиной Ростовского княжества; в 1340 г. по повелению татарского хана в составе русской великокняжеской рати принял участие в походе на Смоленск; в 1360 г. попытался в Орде получить ярлык на все Ростовское княжество, но за это был лишен и своего удела князем Московским Дмитрием Ивановичем, в том же году вынужден был уехать в Устюг, где и скончался в 1365 г. со всей своей семьей от морового поветрия.

С. 30–31. …потягнули к Москве (ц.-слав.)  – подчинились Москве.

С. 31. …князем Василием Константиновичем…  – Василий Константинович, отец князя Константина III Васильевича (см. комм. к с. 30, к словам: «…выдал своих дочерей…»), князь Ростовский с 1309 г., преставился до 1328 г. (см. комм. к с. 9, к словам: «…Кирилл состоял на службе...»), наследовал Ростовское княжество после умершего в Орде Константина Борисовича Ростовского. Воскресенская летопись под 1316 г. сообщает, что «того… лета прииде из орды Василий Костянтинович Ростовский, а с ним послы Татарские Сабанчий и Казначий, и много зла створиша Ростову» (ПСРЛ. Т. VII. С. 187). Грабительство и насилие, учиненные приведенными князем Василием двумя монгольскими вельможами, остались в Ростове «надолго памятными. Один из них... в 1318 году... опустошил Ростов огнем и мечом, взял сокровища церковные, пленил многих людей» (см.: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. IV. Гл. VII [31]).

       ...нашествие Туралыково, в 1327 году…  – Туралык, как сообщает под 1327 г. Воскресенская летопись (ПСРЛ. Т. VII. С. 200),  – один из пяти военачальников (темников), посланных зимой 1327 г. ордынским ханом Узбеком (1313–1341) во главе 50-тысячного войска для усмирения непокорной Твери. Ранее, на Успение 1327 г., возмущенными тверитянами был убит двоюродный брат хана Узбека Чолхан (в русских летописях  – Шевкал), прибывший в Тверь, вероятно, для взимания поборов в счет уплаты дани за великокняжеский ярлык князя Александра Михайловича Тверского (Горский А. А. Москва и Орда. С. 61).

С. 31–32. …село… Городок… в древности носило имя Радонеж.  – Ныне селу Городок возвращено его древнее имя Радонеж.

       С. 32. ...назначил «село Радонежское» в удел Великой Княгине Елене... Вскоре… село… перешло... в… собственность младшего сына Иоаннова, Андрея...  – Село Радонежское, входившее по духовной грамоте Иоанна Калиты (1328) в удел его первой жены, Вел. княгини Елены, перешло младшему сыну Иоанна, Андрею (князю Боровско-Серпуховскому; 1327–1353), скорее всего после смерти его матери, последовавшей в 1331 г. (Никоновская летопись  – ПСРЛ. Т. X. С. 204), но после вторичной женитьбы Вел. князя перешло в удел его второй жены, Вел. княгини Ульяны, и лишь после ее смерти (около 1374) владения княгини вернулись потомкам Иоанна Калиты от первого брака: по письменным источникам известно, что третья часть ее удела, в которую, в частности, входила Радонежская волость с Троицким монастырем, досталась сыну Андрея Иоанновича, Владимиру Андреевичу Храброму, князем же Радонежским стал именоваться пятый сын последнего, Андрей Владимирович (1388–1426), который, согласно завещанию отца (1410), стал владеть городком Радонеж с тремя волостями.

В числе… переселенцев Епифаний называет... тысяцкого...  – Тысяцкий  – старший из бояр князя, посредник между князем и народом. Власть тысяцкого по силе приравнивалась к княжеской: выбранный народом, он был воеводой собственно городского ополчения. То, что тысяцкий и боярская знать Ростова покинули город, говорит о степени его упадка и разорения.

...Кирилл должен был получить поместье, но... по старости, уже не мог нести службы…  – Боярину, поступившему на службу к князю, полагалось земельное владение  – поместье, которое выделялось князем из своих вотчинных земель условно, лишь на то время, пока боярин продолжал служить князю.

...для желающего… устроять свое спасение со всех сторон встречаются... соблазны.  – В православной аскетической литературе под соблазном понимается духовное преткновение, то, что пытается отвести человека от истины к заблуждению, от благочестия к нечестию.

С 33. ...угодить… родителям и упокоить их старость...  – То есть до самой кончины родителей своих утешать их, окружая заботами.

...при конце своей… жизни Кирилл и Мария пожелали... воспринять на себя ангельский образ.  – Перед своей смертью родители преп. Сергия пожелали принять схиму (греч. «образ»)  – высшую степень монашества, требующую совершенного отчуждения от мира для соединения с Господом нашим Иисусом Христом. Схима называется ангельским образом потому, что принимающие ее призваны к жизни в совершенной чистоте, нестяжательности, послушании и, что особенно важно, богомыслии, постоянном молитвенном устремлении к Богу.

...Покровский Хотьков монастырь...  – «Женский, 3-го класса (с 1764 г.) Московской губ. Дмитровского уезда, в 32 верстах от Дмитрова, в 45 верстах от Москвы, в 10 верстах от Троице-Сергиевой Лавры... при речке Паже. Основан в XIV столетии Кириллом и Марией, родителями преп. Сергия. До 1504 г. монастырь служил убежищем для мужчин и женщин, но по указу 1504 г. оставлен лишь женским. До 1764 г. состоял приписным к Троице-Сергиевой Лавре, а в этом году положен в 3-й класс. Во время осады Троицкого Сергиева монастыря поляками Хотьков монастырь был совершенно разорен, так что не осталось ничего, что бы напомнило его древнее основание» (Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Ч. 2. С. 399). До революции состоял как женский. В 1921 г. был закрыт. Возрожден в 1992 г. (См. также комм. к примеч. 36 архим. Никона, к словам: «…родители Варфоломея… погребены в Хотькове…».)



Оглавление

Богослужения

18 апреля 2024 г. (5 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.