к главе XX – 287

Глава ХХ

С. 185–186. ...в дикую тогда страну Галицкую.  – Страной Галицкой (Галицкими землями) во времена преп. Сергия называли окрестности городов Галич (на берегу Галичского оз.) и Чухлома (на берегу Чухломского оз.), находящихся в нынешней Костромской обл. Населенные в основном языческими племенами меря и чудь, Галицкие земли в серед. XIII в. составляли обособленную часть Галицко-Дмитровского княжества в междуречье Унжи и Костромы, а с 1335 до 1360 г.  – отдельное Галицкое княжество под властью Москвы. С 1363 г. окончательно подчинились Москве.

С. 186. ...обрел чудотворную икону Богоматери «Умиление сердец»...  – Галичская (Чухломская) икона Божией Матери «Умиление» была обретена преп. Авраамием в 1350 г., празднование ее совершается 28 мая, 20 июля и 15 августа.

...Галицкому князю Димитрию Феодоровичу...  – О галицком князе Дмитрии Феодоровиче источники ничего не сообщают. Речь идет, возможно, о князе Дмитрии Борисовиче, занимавшем Галицкий престол в 1360–1363 гг.

...монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы...  – Авраамиев Успенский Богородицкий мужской монастырь был основан преп. Авраамием Галичским на северном берегу Галичского оз., в 7 верстах к северо-западу от Галича, предположительно около 1350 г. Монастырь был упразднен в 1764 г. В конце XIX в. на месте его располагался погост Заозерский-Авраамиев, или Новый Монастырь (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 46, № 598).

...другая обитель  – Положения пояса Богоматери...  – Мужской монастырь Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы (Авраамиева Великая Пустынь) был основан преп. Авраамием Галичским в XIV в. в 30 верстах к востоку-юго-востоку от Чухломы при речке Мелше. Обитель упразднена до 1764 г., в конце XIX в. на месте монастыря располагалось с. Великая Пустынь Костромской губ., Чухломского уезда (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 3. С. 133, № 1915).

...на реку Вига...  –Вига  – правый приток впадающей в Волгу реки Унжи  – протекает по северу Костромской и югу Вологодской областей.

...монастырь во имя Собора Богоматери.  – Обитель в честь Собора Пресвятой Богородицы (Авраамиева Верхняя Пустынь) основана преп. Авраамием в 12 верстах к юго-востоку от Чухломы (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 3. С. 160, № 2031). Упразднен, по-видимому, после 1764 г. В конце XIX в. на его месте располагалось с. Верхняя Пустынь.

...построил четвертую обитель  – в честь Покрова Пресвятой Богородицы...  – Свято-Покровский Авраамиев Городецкий монастырь основан преп. Авраамием Галичским около 1360 г. на северном берегу Чухломского оз., в 11 верстах от г. Чухломы и в 180 верстах от г. Костромы. Был закрыт в 1928 г., возрожден в 1991 г. Храмов три: соборный в честь Галичской иконы Божией Матери «Умиление» (с двумя приделами  – во имя преп. Авраамия, чухломского чудотворца, и во имя св. пророка Илии); в честь Покрова Божией Матери (1608–1631); во имя свт. Николая Чудотворца (XVII в.). В Ильинском приделе соборного храма покоятся под спудом мощи преп. Авраамия. Там же находится чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Сохранился ископанный преп. Авраамием кладезь.

Преподобный Павел Обнорский...  – Как пишет Е. Е. Голубинский (Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. 2-е изд., с. 81 [12]), преп. Павел родился в Москве от благородных и благочестивых родителей в 1317 г.

С. 187. ...в Комельском лесу.  – Комельский лес, располагающийся на юге Вологодской области, получил свое название от протекающей там р. Комелы. Непроходимые леса в Вологодских, Костромских и Ярославских пределах, пересекаемые реками Обнорой, Нурмой, Унжей, Костромой, со 2-й пол. XIV в. становятся излюбленным местом совершения отшельнических подвигов для многих русских святых, в том числе и учеников преп. Сергия.

...на реку Нурму...  – Нурма  – приток впадающей в реку Кострому реки Обноры, протекающей по нынешним Вологодской и Ярославской областям.

Вот жизнь невинного первого человека!  – Здесь подразумевается первосозданный человек  – Адам, его жизнь в Раю и состояние до грехопадения, когда вся тварь Божия повиновалась Адаму как своему владыке.

...у Митрополита Фотия...  – Святитель Фотий, Митр. Киевский и всея Руси, грек по происхождению, занимал Всероссийскую митрополичью кафедру в 1408–1431 гг.

...монастыря во имя Живоначальныя Троицы.  – Троицкий Павло-Обнорский Комельский монастырь, основанный преп. Павлом Обнорским в 1414 г., располагался в 15 верстах от г. Грязовца Вологодской губ., на левом берегу реки Нурмы, в живописной долине, окруженной со всех сторон отлогими горами. В приделе преп. Павла разрушенного после закрытия обители в 1924 г. Троицкого собора (1605–1610) покоились под спудом мощи святого основателя обители, обретенные в 1546 г. (Известия Археологического общества, 1861. № 2, с. 371; № 3, с. 142). Монастырь начал восстанавливаться в 1994 г.

В его обители... хранится крест, данный ему Преподобным Сергием...  – Как сообщает прот. С. В. Булгаков в Настольной книге священно-церковнослужителя (М., 1993. Т. 2. С. 1431), «хранившийся в Павло-Обнорском Троицком монастыре медный восьмиконечный крест (благословение преп. Сергия) расплавился во время пожара в 1909 г.».

...монастырь Преображения Господня.  – Спасо-Преображенский Нуромский монастырь основан преп. Сергием Нуромским к юго-юго-востоку от г. Грязовца Вологодской губ., в 4 верстах от обители Павла Обнорского (см. выше, комм. к словам: «…монастырь во имя Живоначальныя Троицы»), вниз по реке Нурме. Был упразднен в 1764 г. и обращен в приход. В конце XIX в. на месте монастыря располагался Спасо-Нуромский погост, в Преображенской церкви которого под спудом покоились мощи преп. Сергия Нуромского (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 332, № 1172).

...обитель Воскресения Христова...  – Воскресенский Обнорский мужской монастырь, находившийся на реке Обноре, в 16 верстах к северо-западу от г. Любима Ярославской губ., основан в XIV в. В 1764 г. обитель была упразднена и обращена в приход. С 1825 г. в приходской церкви Воскресения покоились под спудом мощи основателя монастыря. В конце XIX в. на месте Воскресенского монастыря находился погост Воскресенский (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 109, № 746).

С. 188. …Преподобный Савва…  – Память преп. Саввы Московского  – 13 июня.

       ...Андрей Рублев и Даниил, которые расписывали придворный Благовещенский собор и соборные храмы во Владимире и Сергиевой Лавре.  – Росписи Андрея Рублева в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенском соборе) в Московском Кремле не сохранились. Согласно Троицкой летописи, Андрей Рублев совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывали Благовещенский собор в 1405 г. (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 459). В 1484–1489 гг. на месте старого было возведено новое здание Благовещенского собора (как придворная церковь Вел. князя). От старого собора в современном Благовещенском соборе сохранилась только нижняя его часть  – подклет.  – Успенский кафедральный собор во Владимире (XII в.) начали расписывать, как сообщает Троицкая летопись, «повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев» в 1408 г. (Там же. С. 466).  – В Троице-Сергиевой Лавре, как сообщает Житие преп. Никона Радонежского, незадолго до кончины преп. Андрея Рублева († 1430) им и преп. Даниилом был расписан Троицкий собор (Житие преподобного Никона // Троицкий сборник, №2. С. 29).

С. 189. ...за рекою Яхромою...  – Яхрома  – река на севере Московской области.

...где теперь стоит эта обитель.  – Дмитровский Пешношский (или Песношский) Мефодиев мужской монастырь в честь святителя Николая, архиеп. Мир Ликийских, был основан преп. Мефодием в 20 верстах от г. Дмитрова, при впадении речки Пешноши в Яхрому. Обитель была закрыта после революции 1917 г.

Оттого обитель получила наименование Пешношской, а речку прозвали Пешношей.  – Е. Е. Голубинский возражает против подобной этимологии названия монастыря. По его мнению, название монастыря происходит от названия речки Пешноши (или Песноши), которая пишется через букву «е», а не через «ять», как было бы, если оно происходило бы от слова «пеший», писавшегося через «ять» (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. 2-е изд. С. 79 [12]).

...избранное им… место для обители.  – Основанная в 1370 г. преп. Феодором обитель была названа по имени владельцев места первоначального ее нахождения, происходивших из рода Головиных «что на Симонове»,  – Московский Симонов монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Позднее монастырь преп. Феодором был перенесен в другое место и стал Симоновым Успенским монастырем, а за прежним монастырем осталось название Рождественского Старого Симонова. Когда монастырь был упразднен  – неизвестно. В конце XIX в. на его месте, сохранившем название Старого Симонова, находилась приходская церковь Рождества Богородицы (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 3. С. 150, № 1990). В 1927 г. храм был закрыт, в нем разместился заводской цех. Возвращен Церкви и вновь освящен в 1989 г.

Великий Князь избрал себе Феодора в духовники...  – Преп. Феодор Симоновский был духовником Вел. князя Дмитрия Донского.

С. 190 ...в день Преполовения Пятьдесятницы сюда бывает крестный ход для освящения воды.  – В день Преполовения Пятидесятницы вспоминается учение Спасителя о благодати Святаго Духа, которую Он уподобил таинственной воде, подающей жизнь жаждущим спасения, и совершается освящение воды, а в некоторых церквах совершается и крестный ход на водные источники.

...впоследствии был Архиепископом в Ростове...  – Преп. Феодор «хиротонисан в Константинополе в 1390 г. из архимандритов Симоновских, сперва во епископа, а потом пожалован Архиепископом, а иные пишут, что прямо из архимандритов в архиепископы посвящен...» (История российской иерархии. Т. 1. С. 118–119 [6]).

...основанием Богородицерождественского женского монастыря.  – Ростовский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы основан первым архиепископом Ростовским Феодором в 1391 г. В обители два храма  – соборный (XVII в.), в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и надвратный, построенный в честь чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, написанной самим святителем Феодором и подаренной им монастырю. Монастырь был закрыт в 1926 г. Обитель возрождается с 1997 г.

...на Старом Симонове...  – О Старом Симонове см. выше, в комм. к с. 189, к словам: «...избранное им… место для обители».

С. 191. ...пределы Белозерские.  – Земли на севере Заволжья в Вологодской обл. вокруг Белого оз.

...основание общежительной обители Успения Пресвятой Богородицы...  – Успенский Кирилло-Белозерский монастырь основан преп. Кириллом в 30 верстах к югу от Белого оз., на берегу оз. Сиверского, при речке Свияге. Наряду с Троице-Сергиевой Лаврой был крупнейшим монастырем Московской Руси, богатейшим городом-крепостью. Его постриженники основали многие русские обители. Монастырь разделяется на два  – Большой (Успенский) и Малый (Иоанновский). Храмов в нем  – 11 (кроме приделов). В 1924 г. Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт, а на его территории расположился музей-заповедник. В 1998 г. Церкви возвращена часть обители  – Малый Иоанновский монастырь, где возрождается монашеская жизнь.

монастырь... Рождества Богородицы...  – Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтов мужской монастырь был основан в 15 верстах от Кирилло-Белозерского монастыря, при озерах Бородавском и Ферапонтовском. В 1798 г. упразднен и превращен в приходскую церковь, а в 1903 г. восстановлен как женский. Закрыт после 1917 г., ныне на его территории музей-заповедник.

...Преподобный Ферапонт, по желанию Можайского князя Андрея Димитриевича, перешел в Можайск...  – Можайский князь Андрей Дмитриевич был одновременно князем Белозерским, о нем см. комм. к с. 151, к словам: «...сына Андрея...».

...основал Лужецкий монастырь...  – Можайский Лужецкий Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтов монастырь основан преп. Ферапонтом в полуверсте к северу от Можайска, на высоком правом берегу Москвы-реки. Некоторое время настоятелем монастыря был архимандрит Макарий, впоследствии Митрополит Московский и всея Руси (†1563; память 30 декабря). Монастырь был закрыт в 1926 г. Возрождается с 1993 г. В 1999 г., 26 мая, обретены мощи преп. Ферапонта, покоящиеся ныне в надвратной Преображенской церкви.

…Преподобный Кирилл скончался в 1427 году...  – Преп. Кирилл, принадлежавший к московскому боярскому роду, родился в 1337 г. В монашество был пострижен в 1380 г. в Симоновом монастыре племянником преп. Сергия, преп. Феодором. Архимандритом Симоновского монастыря стал после возведения преп. Феодора в 1390 г. во архиепископа Ростовского. Об обстоятельствах удаления преп. Кирилла на Белое оз. Е. Е. Голубинский сообщает: «От другого монаха Симонова монастыря, по имени Ферапонта, посланного в Белозерье за монастырским делом, он узнал, что в этом Белозерье есть место, удобное для безмолвствования, и, согласившись с тем же Ферапонтом, он решил удалиться туда» (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. 2-е изд. С. 85 [12]).

...игумен разделял скорби Святителя, сопутствуя ему в Киев и Царьград.  – Святитель Киприан был удален Вел. князем Димитрием Иоанновичем в Киев в 1382 г. В 1385 г., в обстоятельствах церковной смуты в Русской митрополии, был вызван в Константинополь.

С. 191–192. ...в Константинопольском Предтечевском монастыре...  – Имеется в виду константинопольский Студийский (по имени основателя монастыря  – Студия; 2-я пол. V в.) монастырь Иоанна Предтечи, знаменитый учеными занятиями своих подвижников и строгим иноческим уставом. Е. Е Голубинский считает, что Предтеченским монастырем, в котором купил себе келлию преп. Афанасий, был константинопольский монастырь Иоанна Предтечи, носивший название «Богом богатый», откуда Афанасий перешел в другой монастырь  – Перивлепт: «В 1401 г., находясь в монастыре Перивлепте, Афанасий перевел с греческого языка на славянский церковный устав Саввы Освященного (или же только написал список готового перевода, чего, по неясности и неопределенности его послесловия решить нельзя)» (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. 2-е изд. С. 78 [12]).

С. 192. «Око Церковное»  – Под этим названием известен один из переводов на ц.-слав. яз. Иерусалимского устава (о нем см. комм. к с. 109, к словам: «устав Иерусалимский»), выполненный преп. Афанасием Высоцким.

...его преемником по игуменству был соименный ему ученик Афанасий...  – Преп. Афанасий Высоцкий мл. скончался в 1395 г. (12 сентября).

Из других его учеников известен преподобный Никита.  – Среди учеников преп. Сергия Никиту называет преп. Иосиф Волоцкий (см.: Он же. Отвещание любозазорным и сказание в кратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих [28, стб. 549–550]). По-видимому, речь должна идти о преп. Никите Серпуховском (Боровском), скончавшемся после 1421 г., бывшем учителе преп. Пафнутия Боровского. Как свидетельствует преп. Иосиф, старец Никита был архимандритом монастыря Высоцкого, под которым, предположительно, следует понимать Покровский Высоцкий монастырь, располагавшийся в одной версте от г. Боровска, при реке Протве, в двух верстах от Пафнутьево-Боровского монастыря (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Ч. 2. С. 113, № 754).

...обители на Киржаче.  – Киржачский Благовещенский (он же Введенский-Троицкий) монастырь был основан ок. 1376 г. на левом берегу реки Киржач, в 38 верстах от г. Покров Владимирской губ. (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 162, № 864). Соборная Благовещенская церковь и храм преп. Сергия Радонежского существовали уже в 1562 г. В 1764 г. монастырь был упразднен и обращен в Благовещенский приход. В советское время большая часть монастырских строений уничтожена: в 30-е годы взорваны храм преп. Сергия Радонежского с трапезной (XVI в.), монастырские стены, каменная часовня над источником, изведенным преп. Сергием. Обитель возрождается как женская с 1995 г. Мощи преп. Романа Киржачского были обретены в 1997 г.

...Стромынский монастырь Успения Богоматери на реке Дубенке...  – Стромынский Успенский (Троицкий Дубенский) мужской монастырь был расположен близ села Стромынь, в 27 верстах к северу от г. Богородска Московской губ. В 1616 г. пришел в запустение и был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, в 1764 упразднен. В конце XIX в. на месте монастыря  – часовня и старое кладбище (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 348, № 1212; см. также комм. к с. 150, к словам: «Стромынский Успенский монастырь...»).

...преподобный Леонтий...  – Память преп. Леонтия Стромынского  – 20 июля; скончался после 1380 г.

...другой Дубенский Успенский монастырь, что на «острову»...  – Успенский Дубенский на Острову монастырь находился в 64 верстах к северо-западу от Александрова, на острове, образуемом речками Дубной, Дубенкой, Быстрицей и Бытараской. Одно время игуменом монастыря был святитель Серапион, архиеп. Новгородский († 1516; память 16 марта), мощи которого почивают в Троице-Сергиевой Лавре. Монастырь был упразднен в 1764 г.(См.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 386, № 1310; см. также комм. к с. 150, к словам: «Стромынский Успенский монастырь...»). Первым игуменом этого монастыря был преп. Савва Сторожевский, а не преп. Савва одноокий (как несколько ниже утверждает архим. Никон). В летописном свидетельстве об основании преп. Сергием Успенского Дубенского монастыря говорится: «И постави единого от ученик своих игумена в том манастыре, именем Саву, еже бысть преже в его манастыри великом духовник всему братству, старец честен и учителен зело» (ПСРЛ. Т. XI. С. 145). Но как известно (и об этом говорит сам архим. Никон, см. с. 108 наст. изд.), одним из первых духовников Троицкой обители был Савва Сторожевский, а не Савва одноокий.

...преподобный Савва... изображенный в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.  – Память преп. Саввы Стромынского (Саввы одноокого; † 1392) празднуется 20 июля.

Преподобный Афанасий пустынник...  – Память преп. Афанасия († 1388), по прозвищу «Железный посох», совершается 25 сентября и 26 ноября.

...на месте, где потом был основан Череповецкий Воскресенский монастырь и где теперь Воскресенский собор...  – Время основания Воскресенского монастыря, располагавшегося на крутом мысу, образуемом впадением речки Ягорбы в реку Шексну, неизвестно, но он, несомненно, существовал в 1449 г., когда ему была дана грамота князем Михаилом Андреевичем Белозерским. Монастырь был упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь бывшей около него Подмонастырской слободы. В 1780 г., при преобразовании Подмонастырской слободы и села Федосьева в город Череповец, Воскресенская церковь сделана собором (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 103, № 738).

Преподобный Ксенофонт Тутанский...  – Общецерковная память святого совершается в Соборе Тверских святых в первое воскресенье после 29 июня.

…Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы…  – Дата основания монастыря неизвестна, но не позже XV в. Вознесенский Тутанский мужской монастырь в 1571 г. был передан в управление Троице-Сергиеву монастырю. После литовского разорения в Смутное время пришел в упадок, так что в 1640 г. в нем было не более 4 иноков. Упразднен до 1764 г. (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 3. С. 45, № 1517).

...основатель Успенского Боровенского монастыря…  – Как пишет В. В. Зверинский (Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 386, № 1310), Успенский Боровенский (в 10 верстах от Мосальска Калужской губ., при речке Боровенке) мужской монастырь неизвестно когда основан старцем Ферапонтом... «несомненно существовал в XVI ст., что доказывается сохранившеюся игуменскою грамотою, данною в 1599 г. Мосальского уезда Боровенского монастыря старцу Евфимию, и в нем была церковь Успения Божией Матери». Монастырь упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь с. Боровенского.

С. 193. ...на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы...  – Рождества Богородицы Саввино-Сторожевский монастырь основан в полутора верстах от Звенигорода на левом берегу Москвы-реки, при впадении в нее речки Разварни. Наиболее вероятной датой основания монастыря является 1398 г.: монастырь был основан преп. Саввой Сторожевским спустя шесть лет после кончины преп. Сергия, в течение которых он был игуменом Троицкого монастыря (см.: Смирнов С. К. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. С. III. Примеч. 8 [65]). Имеющиеся указания на год основания 1380-й вызваны были тем, что летописные свидетельства под этим годом упоминают Савву как игумена Успенского Дубенского монастыря (см. комм. к с. 150). Монастырь был закрыт в 1919 г. В 1995 возвращен Русской Православной Церкви. В 1998 г. в Саввино-Сторожевский монастырь из Московского Свято-Данилова перенесены сохранявшиеся в нем с 1985 г. мощи (честная глава) преп. Саввы.

Преподобный Иаков Железноборский…  – Память  – 11 апреля и 5 мая.

...в Предтеченском под Бором монастыре.  – Московский Предтеченский под Бором монастырь находился за Москвой-рекой, к востоку от Кремля (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 3. С. 135, № 1926).

...Софья Витовтовна, супруга Великого Князя Василия Димитриевича...  – Софья Витовтовна  – дочь вел. князя Литовского Витовта Ольгердовича. Умерла в 1453 г., приняв перед смертью монашеский постриг с именем Синклитикия. Вел. князь Василий I Дмитриевич (1371–1425; второй сын Димитрия Донского), получивший по завещанию (1389) отца в качестве вотчины великое Владимирское княжение, женился на Софье Витовтовне в 1390 г.

...Великий Князь дал Иакову средства построить монастырь во имя Предтечи...  – Преп. Иаков Железноборский основал Предтеченский монастырь в 16 верстах от г. Буя по дороге в Кострому, при речках Тебзе и Колотовке. В 1429 г. обитель разрушена татарами и вновь восстановлена преп. Иаковом. В этом монастыре принял постриг Григорий Отрепьев, который затем перешел в Чудов монастырь в Москве. В 1699 г. обитель приписана к московскому Донскому монастырю, с 1764 г.  – заштатный монастырь. В соборном храме монастыря за левым клиросом почивали под спудом мощи преп. Иакова. (Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 132, № 796).

С. 194. Преподобный Григорий Голутвинский...  – Память  – 6 июля, в Соборе Радонежских святых.

...Голутвинского монастыря в Коломне.  – Богоявленский Голутвин-Старый мужской монастырь основан по просьбе Димитрия Донского преп. Сергием, который поставил здесь игуменом своего ученика Григория. Место для монастыря было найдено в 4 верстах к югу от Коломны, при слиянии Оки и Москвы-реки. Деревянный посох преп. Сергия, о котором говорит архим. Никон, хранился в храме преп. Сергия (XV в.) при храмовом его образе (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 1. С. 96, № 72). Монастырь обладал богатым собранием древних рукописных книг. В 1912–1913 гг. настоятелем обители был оптинский старец схиархим. Варсонофий (Плеханков). Монастырь закрыт в 1929 г. В 1994 г. передан Русской Православной Церкви.

Преподобного Пахомия Нерехтского...  – Преп. Пахомий (в миру Иаков; память 15 мая, 21 марта) родился во Владимире, постриг принял во владимирском Рождественском монастыре. По мнению Е. Е. Голубинского (Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Изд. 2-е. С. 87 [12]), нет достаточных оснований причислять преп. Пахомия Нерехтского к ученикам преп. Сергия, как это сделал впервые архим. Леонид (Кавелин) в его приложениях к «Историческому описанию Свято-Троицкия Сергиевы Лавры» А. В. Горского (1879. Ч. 2. С. 114 [13]).

...Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты...  – Нерехтский Сыпанов Троицкий мужской монастырь, или Пахомиева пустынь, основан преп. Пахомием в двух верстах от г. Нерехты в урочище Сыпаново. В церкви Святой Троицы под спудом покоятся мощи преп. Пахомия Нерехтского. Монастырь упразднен в 1764 г. (См.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 377, № 1283). Возрожден в 1992 г. как Троице-Сыпанов Пахомиев-Нерехтский женский монастырь.

Преподобного Никиту Костромского...  – О преп. Никите Костромском Е. Е. Голубинский пишет (Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Изд. 2-е. С. 87 [12]), что о нем нет никаких биографических сведений, кроме того, что он жил при Вел. князе Василии Васильевиче Темном (1425–1462).

...Богоявленского монастыря в городе Костроме...  – Согласно некоторым историческим свидетельствам, Богоявленский мужской в г. Костроме монастырь был основан около 1426 г. на речке Суле, неподалеку от Костромского кремля, учеником и сродником преп. Сергия, иноком Боровского Высоцкого Калужского монастыря Никитой (см.: Монастыри. Энциклопедический справочник. С. 140). Е. Е. Голубинский, однако, полагает, что не следует считать основателя Богоявленского монастыря учеником преп. Сергия, потому что в «Историческом известии о Костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век» (1837) нет никаких свидетельств о существовании соответствующего предания. И, кроме того, нельзя объединять Никиту Костромского с Никитой Серпуховско-Боровским, о котором преп. Иосиф Волоколамский в своем «Отвещании любозазорным» [28, стб. 549–550] говорит, что он был учеником преп. Сергия и учителем преп. Пафнутия Боровского (Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Изд. 2-е. С. 87 [12]; о преп. Никите Серпуховском см. также комм. к с. 192, к словам: «Из других его учеников известен преподобный Никита») . После пожара 1847 г., истребившего половину Костромы, монастырь был упразднен. С 1863 г. монастырь стал возрождаться как женская обитель  – Крестовоздвиженский Анастасиин Богоявленский монастырь. Его насельницы в 1891 г. основали в Эстонии Пюхтицкий монастырь. После революции Богоявленский Анастасиин монастырь был закрыт. Обитель передана Церкви в 1991 г., в Богоявленский кафедральный собор перенесена Феодоровская чудотворная икона Божией Матери  – родовая святыня Дома Романовых.

Преподобного Никифора Боровского...  – Память  – 9 февраля и 6 июля в Соборе Радонежских святых, скончался до 1414 г., других биографических сведений о преп. Никифоре нет.

...поставили его над ликом иночествующих...  – Здесь лик (ц-слав.)  – «сонм», «собрание».

...обители Прилуцкой, близ самой Вологды.  – Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь основан преп. Димитрием Прилуцким на излучине («при луке») реки Вологды, на левом ее берегу, в 5 верстах от г. Вологды. Соборный Спасский храм монастыря выстроен в 1542 г. (и восстановлен в 1817 г. после пожара 1811 г.) в два этажа (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 332, № 1174). В нижнем храме собора под спудом покоятся мощи преп. Димитрия Прилуцкого. В 1924 г. монастырь был закрыт и открылся вновь в 1991 г.

...в... Никольском монастыре на берегу Переяславского озера.  – Николаевский (Никольский) на Болоте Переяславский мужской монастырь был основан (1350) преп. Димитрием Прилуцким на восточном болотистом берегу Плещеева (Переяславского) оз. Обитель дважды разорялась до основания  – во время нашествия Тохтамыша (1382) и в Смутное время польско-литовскими интервентами (1611)  – и восстанавливалась до цветущего состояния. С 1898 г. монастырь преобразован в женский. В 1923 г. закрыт, в стенах монастыря располагалась животноводческая база. Монастырь возрождается с 1993 г. как женская обитель.

С. 195. Давая место гневу, кроткий Стефан тайно ушел...  – Преп. Стефан, узнав, что он вызвал гнев братьев Юрковских, по своей кротости покинул место, первоначально избранное им для обители.

...на реке Авнеже... обитель Пресвятыя Троицы.  – Авнежский Троицкий Сергиев монастырь, основанный преп. Стефаном Махрищским в 1370 г., располагался в 150 верстах к юго-западу от г. Тотьмы и в 60 верстах от г. Вологды, при речке Авнеже, впадающей справа в реку Сухону. В 1392 г. обитель была уничтожена татарами и находилась в запустении. В 1560 г. воздвигнута вновь игуменом Махрищского монастыря Варлаамом. В 1764 г. монастырь был упразднен (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 44, № 595).

...вызванный Великим Князем Московским...  – Как свидетельствует Житие преподобных Григория и Кассиана Авнежских (см.: Троицкий патерик. С. 324 [82]), преп. Стефан возвратился в Махру с Авнежи в 1386 г., т. е. при Вел. князе Московском Димитрии Иоанновиче.

…Григория и Кассиана.  – Ученики преп. Стефана, Григорий и Кассиан Авнежские, в 1392 г. претерпели мученическую кончину от казанских татар и вятичей, грабивших вологодские пределы. Память их совершается 15 июня.

...Борисоглебский монастырь.– Борисоглебский на Устье Ростовский монастырь основан по благословению преп. Сергия Радонежского старцами Феодором (память 22 октября и 23 мая, в Соборе Ярославских святых) и Павлом (память 22 октября) в 18 верстах к северо-западу от г. Ростова Ярославской губ., на возвышенном берегу реки Устьи (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 80, № 676). Монастырь был очень богат, занимал особое положение в связи с покровительством ему рода Рюриковичей, из которого происходили сами святые страстотерпцы Борис и Глеб. После реформы 1764 г. положенный во 2-й класс монастырь начал быстро приходить в упадок. После 1917 г. обитель была упразднена, в 1924 г. ее строения переданы в распоряжение Ростовского государственного музея. Монастырь возвращен Русской Православной Церкви в 1995 г.

...Никольский монастырь на реке Ковже...  – Николаевский (Никольский) Ковженский Курюжский, или Курдюжский, мужской монастырь был основан в 44 верстах к северо-западу от г. Белозерска, при впадении реки Ковжи в Белоозеро. Несомненно, существовал в нач. XV столетия, упразднен между 1703 и 1764 гг. (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 3. С. 107–108, № 1805).

Преподобный Дионисий, Архиепископ Суздальский  – святой Русской Православной Церкви (память 26 июля), друг и собеседник преп. Сергия Радонежского. В архиепископа Суздальского был рукоположен святителем Алексием в 1374 г.

...Печерского Вознесенского монастыря на берегу Волги...  – Печерский Вознесенский Нижегородский мужской монастырь основан в 1330 г. в 2 верстах к востоку от Нижнего Новгорода, на крутом правом берегу Волги. В 1597 г. гора, на которой находился монастырь, сползла в Волгу, и обитель была перенесена ближе к городу, а на прежнем месте была построена церковь для поминовения усопшей братии (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 269, № 1055). Монастырь был закрыт в 1928 г. С 1994 г. возрождается.

Преподобный Евфимий <...> основал две обители  – Васильевскую… и Спасо-Евфимиев монастырь…  – Васильевский-Мячков мужской монастырь основан преп. Евфимием († 1404; память 1 апреля и 4 июля) в серед. XIV в. на левом берегу р. Клязьмы, в 7 верстах к северо-востоку от г. Гороховца. В 1764 г. упразднен и обращен в приход (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 87, № 692).  – Спасо-Евфимиев Суздальский, или Спасский Суздальский, мужской на реке Каменке монастырь основан преп. Евфимием в 1352 г. Назывался по соборному храму Спасским или Преображенским, но с 1511 г., после открытия мощей преп. Евфимия, стал называться Спасо-Евфимиевым. Мощи преп. Евфимия открыто почивали в Преображенском соборе, в приделе св. Евфимия (1596). Здесь же, в родовой усыпальнице князей Пожарских, был похоронен кн. Дмитрий Пожарский, предводитель 2-го земского ополчения, освободившего в 1612 г. Москву от поляков (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 322–325, № 1158).

…Стефан Пермский, основал 3 обители  – на устьях Выми, Вычегды и Сысоли.  – Усть-Вымская Архангельская пустынь была основана для распространения христианства среди зырян, живших по рекам Выми и Вычегды, святителем Стефаном Пермским († 26 апр. 1396 г.) во 2-й половине XIV в. при впадении реки Выми в Вычегду, в 83 верстах к востоку-северо-востоку от г. Яремска. До нач. XVI в. Архангельская пустынь была кафедрой епископов Пермских. В 1503 г. епископия переведена отсюда в Вологду. В 1764 г. монастырь был закрыт (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 2. С. 393, № 1330). Возрожден в 1996 г. как Михаило-Архангельский Усть-Вымский мужской монастырь (см.: Монастыри. С. 138).  – Усть-Вычегодский Троицкий Ульяновский Стефановский Спасский монастырь был основан близ впадения речки Якшоры в Вычегду с правой ее стороны (в 192 верстах к востоку-северо-востоку от г. Усть-Сысольска (совр. Сыктывкар)). В 1764 г. монастырь упразднен и превращен в приходской храм Ульяновского погоста. В 1860 возобновлен по ходатайству местных жителей и духовенства, пожертвовавших в пользу его по 2% из жалованья в течение 10 лет (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 1. С. 270, № 524). В 1918 г. монастырь был закрыт, почти все насельники обители репрессированы и расстреляны. В 1994 г. возрожден как Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь (см.: Монастыри. С. 136).  – Усть-Сысольская Стефановская мужская пустынь располагалась в 77 верстах к юго-западу от Усть-Сысольска, при впадении речки Вотчи (Ожины) в реку Сысолу справа. Обитель была основана святителем Стефаном около 1390 г. для распространения христианства среди зырян, живших в этих местах. Она существовала еще в 1-й пол. XVIII в., и богослужение в ней совершалось на зырянском наречии (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 3. С. 179, № 2094). Возобновлен для монашеской жизни в 1996 г., в 1999  – преобразован в Стефано-Афанасиевскую Вотчинскую женскую обитель (см.: Монастыри. С. 136).

С. 196. Святитель Михаил Смоленский...  – Святитель Михаил рукоположен во епископа Смоленского в начале 1383 г. «из иеромонахов Симоновских». В 1396 г. сменен и 7 октября 1397 г. прибыл в Москву. Скончался 6.05.1402 в Троицком монастыре (см.: Строев П. М. Списки иерархов. Стб. 589 [73]). Память  – 28 ноября и 6 июля (в Соборе Радонежских святых).

…положил основание Георгиевской пустыни в Гороховецком уезде...  – Георгиевская Сергиева-Троицкая мужская пустынь основана в 15 верстах к западу от г. Гороховца, близ левого берега р. Клязьмы. В XV в. была разорена казанскими татарами и запустела, около 1590 г. восстановлена старцем Троице-Сергиева монастыря Варсонофием Якимовым и приписана к Троицкому монастырю. Обитель была упразднена до 1764 г. (см.: Зверинский В. В. Материал для исследования о монастырях. Т. 3. С. 54–55, № 1553).

С. 197. ...великому отцу верующих, было некогда сказано…  – Здесь великим отцом верующих назван праотец Авраам.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.