30 марта 1865 года в собственность Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой обители перешло лаврское урочище Корбуха с прудами, плотинами и мостами.
Гефсиманский скит, обыкновенно называемый просто Скитом, без прибавления Гефсиманский, находится в двух с половиной верстах от лавры к востоку, в местности, которая называется Корбухой, и за прудом, который от местности называется Корбушным.
По мысли наместника лавры архимандрита Антония и с одобрения митрополита Филарета, скит начал быть устрояем в качестве общежитного отделения Лавры в 1843 году, а устрояется в том смысле, что расстраивается и перестраивается, можно сказать, и до настоящего времени (и благодаря усердию и щедрости московских монастырелюбцев и монастырелюбиц в настоящее время уже вовсе не представляет из себя той малой обители под сению обители великой, о которой думал митрополит Филарет).
В Вифанию ездят между прудами; в скит ездят через плотину, разделяющую два пруда. Местность по обе стороны середнего пруда, который на левой руке от дороги в Вифанию и на правой руке от дороги в скит и который в недавнее время отделен от верхнего, или скитского, пруда (когда строен был скит и когда нужно было сделать через пруд мост в него, причем мост сделан на плотине, проведенной через пруд и разделившей его на две части, или отделившей от него нижнюю часть в особый пруд), называется Корбухой (от речки Корбушки, которая течет под водой прудов мимо скита и у Вифании впадает в Кончуру) и представляет собою местность историческую.
Схема Гефсиманского скита с урочищем Корбуха
Вот что читаем о ней в Кратком описании Лавры: «На восток по Александровской дороге от лавры близ двух верст с половиною, есть загородный дом с садом и березовою немалою рощею; при них два больших пруда. Все сие место, которое называется Корбуха, с южной и западной сторон до верхняго пруда (разумеется та часть верхняго пруда, которая составляет теперь особый середний пруд), и с восточной обнесено каменною оградою, слишком на 650 саженях по нынешней 1808-й год, вышиною в 3 аршина с половиною, тщанием преосвященнаго митрополита Платона. Место сие прежде было незнатно: ибо на нем были, на ближней к лавре стороне, деревянной двор с чердаком и скотской двор; но с 1742-го года со времени настоятельства архимандрита Кирилла, ближняя к лавре сторона начата приводима быть в порядок; на ней построен дом большой деревянной со службами, а по обе стороны того дома разведены регулярные сады и цветники и в пристойных местах сделаны беседки и все место обнесено полисадником; но бывший в лавре настоятелем архимандрит Гедеон в 1759-м году приказал сделать за прудом на дальней стороне Корбухи (понеже то место гораздо возвышеннее) деревянной дом на каменном фундаменте на 20 саженях, которой и построен был в 1760-м году, а со всею внутреннею уборкою к окончанию приведен так, как он ныне есть, в 1762-м году уже при архимандрите Лаврентии. А преосвященный митрополит Платон оное место украсил долгими просеками в рощах, поставив на концах оных беседки и пирамиды. Сие место во время высочайших в лавре присутствий блаженныя и вечной памяти достойныя государыни императрицы Елизаветы Петровны и государыни императрицы Екатерины Алексеевны всегда посещаемо было их императорскими величествами».
Митрополит Филарет в одном из своих слов, говоренных в скиту, обращаясь к воспоминанию о прошлом той местности, на которой поставлен скит, рассказывает:
«Здесь был дом изящнаго зодчества, который устроением своим показывал, что он назначен был не для постояннаго жительства, а только для летних увеселительных посещений; здесь был сад, в котором растительная природа слишком много страдала от искусства, ухищрявшагося дать ей образы ей несвойственные... урочище сие было украшено для царских посещений».
В начале ХIХ, должно быть, столетия, как сообщает тот же митрополит Филарет, Корбушный дом, находившийся по ту сторону пруда, отдан был под дачу наставникам и ученикам лаврской семинарии, ибо говорит: «Здешний царский дом и сад делаются (потом) местом скромнаго отдохновения наставников и учеников духовнаго училища, которое лавра основала в своих стенах, на своем иждивении, в дни своего изобилия».
Когда не стало дома на этой стороне пруда – не имеем сведений, а дом, который находился на той стороне пруда, употреблен на какие-то другие постройки в 1822 году, причем митрополит Филарет в своем письме к наместнику Афанасию от 22 августа 1822 года дает знать, что тогда на Корбухе был один только кирпич от фундаментов зданий и от стены развалившейся (знаменитая архимандричья и, вероятно, вообще властиная летняя, как это говорит митрополит Платон в своей автобиографии, Корбушская баня оставалась целою до зимы 1821 года, ибо от 17 ноября сего года Филарет пишет Афанасию: «Корбушскую баню сломать надобно»). Некоторый остаток каменной стены, которою обнесена была Корбуха по ту сторону нынешнего середнего пруда, уцелел до настоящего времени – это у Александровской, или Вифанской, дороги при выезде на нее из скита.
Е. Голубинский
15 мая 2024 г. (2 мая ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра