Бронзовый голос России: крестный путь лаврских звонарей

В этой статье мы расскажем о тех звонарях Троице-Сергиевой Лавры, кому довелось пережить уничтожение колоколов в 1929 году, когда, казалось бы, навсегда онемела Лавра. Тогда были закрыты последние скиты близ Лавры, сброшены и разбиты лаврские колокола. Также расскажем о тех, кто через многие годы, на победную Пасху 1946-го, снова поднялся на звонницу, и оставшиеся в живых колокола пропели миру пасхальную радость. Недавно победившая фашизм страна поднималась с колен, и духовным знаком этого, символом этого стал тогда для всех верующих тот первый пасхальный звон в возрождающейся обители.

Старшим звонарем Лавры перед ее закрытием был некий отец Пахомий, про которого практически ничего неизвестно, а про старейшего по опыту звонаря обители преподобного Сергия известно намного больше. Им был тоже Сергий, слепой инок, или «Сережа слепой» – так все его звали. Этот пожилой уже, умудренный Богом слепец был регентом левого хора в Троицком соборе, уставщиком, а также главным звонарем большого праздничного звона, когда звонило одновременно двенадцать звонарей. И отец Пахомий, и инок Сергий после закрытия Лавры в 1919 году в конце концов перебрались вместе с частью оставшейся братиии в Гефсиманский Черниговский скит, или, как еще его иногда называют, малую Лавру. В 1925 году отец Пахомий отошел ко Господу. А инок Сергий прислуживал в еще не закрытых храмах Сергиева Посада. С 1918 по 1928 год это был храм святой мученицы Параскевы Пятницы прямо у стен Лавры, в 1928-1932 годах Сережа-слепец трудился в церкви в честь апостолов Петра и Павла, а с 1932 по 1942 год – в Ильинском храме, который долгое время оставался единственным действующим храмом Сергиева Посада. Скончался инок Сергий в 1942 году.

Удивительно в истории Лавры советского периода то, что Божиим Промыслом связь времен не прервалась, сохранилась преемственность поколений лаврских звонарей. К слепому иноку Сергию приходил учиться звону мальчик Костя Родионов, который жил в Сергиевом Посаде на улице Болотной, 49. Монах передавал свое мастерство из рук в руки, как это всегда было принято на Руси. И старательный, ревностный мальчик хорошо запомнил все, чему учил его старый звонарь.

Костя Родионов родился 3 июля 1903 года в Сергиевом Посаде, окончил мужскую гимназию. После закрытия Лавры уехал в Ростов Великий, где работал на железной дороге. В Ростове Константин Иванович продолжал звонить. В 1927 году вернулся в Сергиев Посад, работал на Московской железной дороге, со временем стал начальником станции Софрино, затем работал на почте техником по ремонту аппаратуры. Постоянно посещая Ильинский храм, Константин Иванович познакомился там с архимандритом Гурием, будущим настоятелем вновь открывшейся послевоенной Лавры.

Официальной датой открытия Лавры считается Пасха 1946 года, но оживать монастырь начал еще в 1944 году, а Ильинский храм за Лаврой, как уже упоминалось, открытым оставался всегда. В 1944 году начались реставрационные работы в Успенском соборе. В конце 1944 года заработали на колокольне часы с боем и перезвоном четвертей часа. Восстановил их надсмотрщик за часами Владимир Чернохвостов. На колокольне у него была комната. Все звали его запросто: Володя-часовщик. 

В конце 1945 года начались работы по реставрации и установлению центрального креста на большом куполе Успенского собора. Работу проводили мастера из Загорского оптико-механического завода во главе с бригадиром Владимиром Алексеевичем Лошкаревым – уникальным мастером, умельцем на все руки. В бригаду Лошкарева входил и его родной брат Леонид, а также жена брата - Ульяна Терентьевна, которая золотила купола Успенского собора. Владимир Алексеевич составлял специальную мастику, секрет которой знал только он, а потом на нее накладывали сусальное золото. В 1946 году в бригаду Лошкарева вошел и Володя-часовщик, став его правой рукой.

Наконец, наступила Страстная седмица 1946 года. В Великий Четверг, 5 апреля по церковному календарю, когда Константин Родионов поднялся на колокольню, чтоб оценить степень готовности колоколов к звону, хотя разрешения на звон еще не было, то увидел, что в оставшиеся колокола звонить нельзя! У «Лебедя» хомут из воловьих жил, на котором держится язык, был весь в глубоких трещинах, оттянулся, отвис так, что ударные его места оказались ниже края колокола. У трех трезвонных колоколов и вовсе нет языков. Нет и трезвонной площадки с лесенкой к ней. Владимир Алексеевич Лошкарев, узнав от Родионова о разрухе на колокольне, вызвался помочь и исправить все к Великой Субботе.

В Великую Субботу днем из Москвы пришло разрешение на звон! Константин Иванович в радостном волнении со связкой веревок с нетерпением ждал, когда же можно будет подниматься на колокольню. Понятно волнение звонаря, ведь когда в 1920 году закрывали Лавру, последний прощальный звон вел он – 16-тилетний Костя Родионов, и теперь начинать, «открывать» звон ему, уже 43-летнему Константину Ивановичу Родионову! Значит, верно будет говорить о преемственности колокольного звона в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, о том, что, несмотря на закрытие Лавры, традиция колокольного звона сохранилась, ведь открывал звон ученик старейшего лаврского звонаря, слепого инока Сергия, – Константин Родионов.

После 26-тилетнего онемения в обители преподобного Сергия в пасхальную ночь зазвонили колокола: сразу, неожиданно. Народ, заполнивший под колокольней площадь, стоял с зажженными свечами.

Вскоре наладили колокол «Переспор» на третьем ярусе, подключить его к звону получилось уже на Пасхальной седмице.

После открытия Лавры Константин Родионов стал постоянно звонить. Кроме того, пел в хоре, читал. В 1950 году Константин Иванович перенес операцию и посещал Лавру уже как прихожанин. В 1963 году он вышел на пенсию. Скончался Константин Иванович Родионов 15 декабря 1981 года, отпевали его в Ильинском храме.

Константина Ивановича сменил монах Александр (Кумачев), родом тоже из Сергиева Посада. С 1946 года он нес послушание закупщика. В 60-е годы был звонарем Лавры, а за два года до кончины был пострижен в монахи и назначен старшим звонарем. 

Отец Александр вместе с Константином Ивановичем Родионовым воспитали впоследствии удивительного звонаря, ставшего целой эпохой в истории лаврского колокольного звона. Имя ему – игумен Михей.

В 1951 году в Лавре появился Иван Михайлович Тимофеев. 28 февраля 1958 года Иван Тимофеев был пострижен в монахи с именем Михей и в том же году посвящен во иеродиаконы. Долгое время отец Михей нес послушание благоукрасителя цветочных клумб. Отец Михей с детства страдал набором тяжелых болезней, и врачи рассказывали о нем своим студентам как о необъяснимом чуде — по всем предположениям медицины, жить с такими болезнями просто невозможно. Ходил он с двумя палочками.

Отец Михей рассказывал, что еще с юности у него было горячее желание звонить в колокола. После окончания семинарии, оставшись послушником в Лавре, он начал понемногу приобщаться к звонарному делу; ему очень хотелось научиться звонить так, как звонил отец Александр (Кумачев). Отец Михей смотрел, как звонит отец Александр, затем отец Александр помогал звонить отцу Михею. Самостоятельно звонить отец Михей стал в 1962 году.

Звон отца Михея слушали и Константин Иванович Родионов, и отец Александр, и оба подтвердили, что отец Михей звонит правильно, как в Лавре звонили, что он их последователь. Это значит, что сохраняется преемственность, что сохраняются традиции Лаврского колокольного звона. Отец Михей становится главным звонарем Лавры, а в 1992 году получает сан игумена.

Наладил он также звон на древнейшей звоннице Духовского храма, там 5 колоколов основных и 8 трезвонных. При его же участии приладились устраивать согласие при звоне в «Переспор». Игумен Михей обладал уникальным музыкальным слухом, чутьем и безупречным чувством ритма. Он создал на уцелевших колоколах собственную мелодию звона, в настоящее время широко известную как «Звон Свято-Троицкой Сергиевой Лавры». В последний раз этот удивительный человек звонил 18 июля 2007 года, на праздник преподобного Сергия. Он был уже совсем немощным, и преодолеть путь на вершину колокольни ему помогали трое.

Игумен Михей (Тимофеев) отошел ко Господу 22 марта 2009 года. Похоронен он на Деулинском кладбище — там же, где покоится вся братия монастыря. Его имя отлито в бронзе на новом Царь-колоколе как знак его высочайшего вклада в возрождение колокольного звона в России.

С его уходом завершилась целая эпоха в церковно-звонарской профессии. В России не осталось более ни одного звонаря, который бы прямо учился у церковных звонарей, звонивших до революции 1917 года. В Лавре теперь звонят ученики игумена Михея.

Конечно, отец Михей звонил не один. В Лавре многие из братии несли это удивительное послушание. Это отец Петр, игумен Порфирий (Клеменко), игумен Андроник (Трубачев), игумен Серафим (Дыбов), иеромонах Иннокентий и другие. В «Лебедя» звонили отец Макарий – сейчас он является духовником Пантелеимонового монастыря на Афоне, игумен Илиан, игумен Питирим, иеромонах Феодосий, иеромонах Амвросий.

Трагична судьба еще одного лаврского звонаря того времени, иеромонаха Мефодия (Кухара). Впоследствии его назначили секретарем Русской Духовной миссии в Иерусалиме. 29 июня 1987 года он был убит близ Геннисаретского озера.

В настоящее время главным звонарем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры является ученик игумена Михея - игумен Антоний (Зинин). Со звоном он познакомился еще в раннем детстве. В Лавру будущий монах ездил с малых лет. С 1979 года начал ходить на колокольню и смотреть, как звонят. Отец Михей приметил мальчика и, как вспоминает отец Антоний, как-то сказал: «...ходи, учись, я буду старый, не смогу лазить на колокольню, ты меня заменишь». Отец Антоний пришел в монастырь, когда отец Михей уже слабел силами и все реже поднимался на колокольню. Когда отец Михей заболел и лежал в больнице здесь же, в Лавре, на территории семинарского корпуса, отец Антоний звонил самостоятельно, это было в начале 80-х годов. Когда отец Михей вышел из больницы, то он продолжил обучение. Старый звонарь очень требовательно и строго относился к звону. Видя ревность отца Антония к звону, другие звонари, отец Мефодий и отец Петр, разрешали ему звонить. В 1988 году отец Антоний поступил в семинарию. Случалось, что на занятия прибегал иеромонах Амвросий, снимал отца Антония с уроков, и они бежали звонить. В 1991 году отец Антоний был принят в число братии монастыря.

Отец Антоний говорит: «Я свое служение Богу исполняю таким образом: поднимаюсь в любую погоду, и в дождь, и в снег, на колокольню и звоню». Конечно, сейчас он имеет своих учеников.

Вот и прошла перед нами череда старших лаврских звонарей. Все эти люди пронесли свою жизнь, свою веру как свечу, через беспощадное двадцатое столетие, и, когда догорала одна свеча, от нее Божиим Промыслом зажигалась другая. Будем надеяться и просить Господа, чтобы в обители преподобного Сергия так было до скончания века.

Максим Назаренко


9 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.