Значение духовного наследия преподобного Сергия Радонежского в патриотическом и нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел России

Значение духовного наследия преподобного Сергия Радонежского в патриотическом и нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел России
Доклад протоиерея Сергия Привалова, и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами на заседании секции МВД XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее».

Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского – это образец служения Богу и образец духовной жизни человека на все времена до скончания века. Господь одарил преподобного Сергия многими духовными дарами: святость его жизни была очевидна всем, молитвенность, прозорливость, духовная свобода и созерцательность, простота и доступность, жертвенность служения и готовность оставить все ради послушания воли Божией. Все это – духовное наследие игумена Земли Русской.

Троице-Сергиева Лавра недаром считается духовным сердцем России. Нескончаемый поток людей, идущих приложиться к раке преподобного и помолиться, постоять, очиститься по его молитвам и предстательству, восстановить свое духовное единение с Богом, получить дары утешения, а порой и исцеления – все это реальность сегодняшнего дня, которая будет продолжаться, Бог даст, до скончания века.

Русь строилась монастырями, духовная жизнь зарождалась монашеством, а ученики преподобного Сергия, разлетевшись из Троицкой обители объединили Русь духовно. В этом служении весь преподобный. Он не передавал своим ученикам какое-то тайное знание, не привлекал к себе зазывными речами. Он просто жил с Богом и в Боге, и люди стремились быть рядом. Лучшие из них были готовы идти дальше, нести свет христовой истины и светоносного жития народам Святой Руси.

Служить Богу – великий смысл человеческой жизни, сокрытый в треволнениях мира сего под спудом разных дел и переживаний. Преподобный Сергий был облагодатствован Духом Святым. Видевший «огнь с неба», сходящий в потир в соприсутствии ангельских чинов, удостоившийся видения Пресвятой Богородицы, он при всем этом был не понят и отвергнут братией монастыря, и даже своим родным братом.

Для преподобного Сергия не было законов выше, чем закон Божий, закон благодати и истины. Ведомый Духом Святым игумен Радонежский оставляет стены монастыря, дабы в уединении и молитве продолжать служение Богу. Оскудел духом монастырь, ушла благодать, и братия начинает поиски преподобного Сергия. Изгнав своего игумена, насельники обители потеряли связь с Богом, которую надо заслужить отвергнувшись себя через преодоление духовного наваждения и бесовских искушений, соединив свою волю с волей Божией, а не с благами мира сего.

Преподобный Сергий совершает непонятное для нашего современного восприятия действо, благословляя отвергнувшихся «мира» монахов взять оружие и выступить с войском на битву с монголо-татарами. Схимонах Александр Пересвет копьем убивает Челубея – тибетского монаха, который считался непобедимым, внося тем самым смятение в стан противника. А преподобный с братией молится об упокоении душ воинов, произнося имена в тот миг убиенных.

Победа духа – вот источник всех побед нашего оружия и объединения Руси в Святую Русь, устремленность к высшим ценностям бытия, к служению Богу в любви и святости, к преображению себя и освящению своего духа Благодатью Божией – вот источник как нашей государственности так и нашего миросозерцания. Духом осознавая правоту, душой определяя главное, желая жить по совести и чести, мы и сегодня все меряем этим законом, разделяя добро и зло, истину и ложь, во что бы она ни облекалась.

Солдат правопорядка в этой системе облечен не только государственной властью, не только государственным законом, определяющим его полномочия и статус, но в первую очередь внутренним желанием бороться со злом и охранять наши духовные ценности. Мы не часто об этом говорим, но душой чувствуем свою правоту. Добро должно быть с кулаками, но такими, которые внутри себя имеют веру и любовь.

Научиться этому искусству можно, только став духовно сильным, чистым внутри и любящим врага, понимающим, что он сейчас находится в том состоянии духовного порабощения злыми силами, которое лечится только молитвой и заступничеством пред Богом. А это значит, что путь к победе над силами зла, над противозаконными действиями наших сограждан лежит в духовной сфере.

«Вы сильные должны немощи немощных носить», «по Мне идите», «стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — вот только несколько духовных рекомендаций, которыми живут православные христиане и которыми должны руководствоваться солдаты правопорядка.

Патриотизм и нравственность сотрудников органов внутренних дел России начинается со знания не только профессиональных истин, но и духовных основ служения Отечеству. Понимая законы мира, профессионал органов внутренних дел должен обращать внимание на духовный смысл происходящих событий и греховные наклонности криминального элемента. Главная их задача посеять в человеке страх, вызвать гнев, злость, раздражение, ненависть, обиду, привести людей в состояние безверия, апатии, подавленности. Все, чем питаются бесовские силы, будет повторяться вновь и вновь, пока мы не научимся бесстрастию и закону любви, который в послании св. апостола Павла к Коринфянам звучит так: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 4-8).

Чтобы жить и служить по закону любви, надо самому становиться святым. Это делание, которое занимает всю жизнь, но тем и благороднее задача, тем и ярче миссия, тем и радостнее жизнь, когда через преодоление себя, своих немощей и эгоизма, своей самости и гордыни, ты становишься нравственным ориентиром для близких и родных, для сослуживцев, и для тех людей, которые оценивают эффективность государственного устройства по потенциалу органов внутренних дел.

Патриотизма без духовности не бывает, нравственности без духовности не бывает. Это не отвлеченные категории, это мировоззренческие ориентиры, которые возникают из закона духовной жизни, который выше любых ограничений правовой системы. Сотрудники органов внутренних дел стоят на последней черте, дальше которой скатывание чревато распадом государственного устройства, которое определяет внешние границы сосуществования людей в сообществе себе подобных.

Бог, который есть Любовь, в высшем проявлении этого слова объединяет. Ненависть и жестокость человека к человеку разъединяют. В святоотеческих изречениях есть такая фраза «человек человеку дается в радость». О какой радости может идти речь, когда мы дошли до такого состояния, когда человек радуется полному отсутствию общения с другим человеком, заборы, шлагбаумы, колючая проволока стали естественной защитой от себе подобных, и по другому нельзя, ведь есть чего опасаться. Просто удивляешься порой, как уязвим твой личный мир, все сметается ненавистью и братоубийством. Пример тому Украина, на ситуации в которой мы должны сделать соответствующие выводы, чтобы остаться цивилизацией, сообществом людей ищущих и желающих познать Бога.

Времени на благодушие не осталось, стоит присмотреться ко всему процессу духовно-нравственного воспитания солдата правопорядка. Русская Православная Церковь предлагает вышеестественный путь развития человечества, предлагает обожение человеческой природы, преображение души через покаяние и «рассматривание» своего сердца. Что исходит из него? Почему в нем вновь и вновь зарождается не то, что ждет от нас Господь? Духовная жизнь человека — это наука из наук и искусство из искусств. Именно в ней таится самое главное, именно в духовном делании человек находит себя и смысл своего бытия. Но мир во зле лежит и будет всячески противиться вашим устремлениям. Этот мир будет подбрасывать новые и новые увлечения, лишь бы ум человека перестал следить за тем, что у него на сердце. Голос совести – глас Божий в нашей душе должен проснуться и в первую очередь у тех, кто должен стать во главе борьбы со злом – у сотрудников органов внутренних дел.

Задача решаемая, задача разрешимая, задача посильная, если уповать на помощь Божию, а не только на свои немощные силы. В духовной жизнь крайне тяжело без духовного наставника, и священнослужители, окормляющие сотрудников органов внутренних дел, должны стать доступны для сотрудников полиции, дорога к храму должна быть изучена лучше любого патрульного маршрута.
Отрадно было слышать на открытии Рождественских чтений в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пожелание о скорейшем введении штатного духовенства во внутренних войсках МВД России, которые выполняют важную задачу по охране мира и спокойствия страны.

Министерство внутренних дел России принимает соответствующие усилия по возрождению духовных основ служения Отечеству. Строятся храмы и часовни, открываются факультеты православной культуры, священнослужители участвуют в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сотрудников органов внутренних дел.

Искренне надеюсь, что духовное возрождение сотрудников органов правопорядка станет добрым примером всему народу нашего Богохранимого Отечества. Помощи всем нам Божией, и по молитвам преподобного Сергия, игумена Радонежского, да дарует нам Господь милость мирного существования и братского единомыслия.

Источник: kapellan.ru

31 января 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.