Житийная икона преподобного Сергия Радонежского мастера Феодосия около 1510 г. из собрания музея имени Андрея Рублева

Житийная икона преподобного Сергия Радонежского с 17 клеймами [1] написана для местного ряда иконостаса каменного Успенского собора Дмитрова – удельного города князя Юрия Ивановича, сына великого князя Ивана III и великой княгини Софии Палеолог. Завершение возведения каменного Успенского собора исследователи относят к началу 1510-х годов [2]. Икона написана, по всей видимости, по заказу князя Юрия, который был тесно связан с Троицкой обителью и особо почитал преподобного Сергия.

Преподобный Сергий Радонежский.jpg

Житийная икона преподобного Сергия Радонежского. Мастер Феодосий

Создателем дмитровской иконы можно считать мастера Феодосия – сына Дионисия. С дмитровской иконой обнаруживают сходство выполненные Феодосием миниатюры Евангелия 1507 г. (РНБ. Погод. 133) [3]. Они близки иконе по цветовому решению, мотивам изображения архитектуры. К первому десятилетию XVI в. Феодосий был зрелым мастером. Он принимал участие в росписях Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря (где писал с Дионисием также иконы), Рождественского Ферапонтова монастыря, в 1508 г. руководил работами по росписям Благовещенского собора Московского Кремля. По сравнению с иконами Дионисия и его мастерской художественный язык дмитровской иконы имеет некоторые отличия. При близкой манере письма личного живопись отличается большей контрастностью цвета, жесткостью рисунка и симметрией в построении композиций. Изображение святого Сергия в среднике дмитровской житийной иконы ориентировано на ростовой образ преподобного Кирилла Белозерского рубежа XV-XVI вв. кисти Дионисия (ГРМ). Другие иконы, которые можно было бы приписать Феодосию, в настоящее время неизвестны

Житийный образ преподобного Сергия Радонежского из Дмитрова имеет уникальную иконографическую программу, что отличает его от более ранних житийных икон святого Сергия конца XV – начала XVI в. с 19-ю клеймами из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, с поясным изображением святого Сергия в среднике (СПМЗ) и из Успенского собора Московского Кремля, с ростовым изображением святого Сергия в среднике (ГИКМЗ «Московский Кремль»), а также более поздних житийных икон преподобного Сергия. Аналогий дмитровской иконе по составу и расположению клейм неизвестно [4].

Состав клейм: 1. Рождество Святого. 2. Старец благословляет отрока Варфоломея. 3. Пострижение. 4. Изгнание бесов молитвами Святого. 5. Поставление в дьяконы. 6. Поставление в иереи. 7. Изведение источника. 8. Моление Святого над умершим младенцем. 9. Святой возвращает живого младенца отцу. 10. Служение божественной Литургии святым Сергием с Ангелом, видение Божественного огня на Литургии. 11. Явление Богородицы Святому. 12. Приход послов от патриарха Константинопольского Филофея. 13. Исцеление ослепшего греческого епископа. 14. Исцеление За-харии Бороздина. 15. Исцеление бесноватого вельможи. 16. Погребение Святого. 17. Исцеление слепого у гроба Святого.

Среди клейм дмитровской иконы нет традиционных: «Приведение Варфоломеем старца к родителям», «Чудо о некоем земледельце», «Обретение святых мощей преподобного Сергия», «Исцеление Симеона Антонова». При этом в верхнем ряду добавлено «Поставление в дьяконы», а в нижнем «Исцеление бесноватого вельможи». В клейме верхнего ряда «Пострижение святого» (клеймо 3) Сергий изображен в рост, а не коленопреклоненным, как на других иконах. Его склоненная вправо фигура соответствует его же склоненной влево в сцене «Поставление в дьяконы» (клеймо 5). Этими «зеркальными» композициями выделяется находящееся между ними среднее клеймо верхнего ряда - «Изгнание бесов молитвами святого Сергия» (клеймо 4). В «Молении над умершим младенцем» (клеймо 8) преподобный Сергий представлен на фоне горок (обычно в этом клейме изображаются палаты-келья), как и в симметричном левом клейме «Изведение источника» (клеймо 7). Горки в обоих клеймах направлены вверх, к центру. В нижнем ряду в центре помещено клеймо «Исцеление бесноватого вельможи» (клеймо 15), в соответствии с текстом Жития преподобный Сергий благословляет бесноватого и осеняет его крестом. Таким образом, в верхнем и нижнем рядах клейм дмитровской иконы композиционно выделяются сцены с изображением изгнания бесов преподобным Сергием.

Уникальность иконографической программы дмитровской житийной иконы преподобного Сергия подтверждает авторство Феодосия. «Феодосий Иконник» был духовным сыном преподобного Иосифа Волоцкого, о чем известно со слов самого Иосифа [5]. В Иосифо-Волоколамский монастырь Феодосий вложил высоко ценившиеся иконы письма Андрея Рублева. Дмитровский князь Юрий Иванович также почитал преподобного Иосифа, который помог ему примириться с братом, великим князем Василием III Ивановичем. К князю Юрию обращены два послания волоцкого игумена. Вместе с преподобным Иосифом – главным обличителем ереси жидовствующих – Феодосий вел борьбу с ересью. С его слов в текст Жития преподобного Иосифа Волоцкого помещен рассказ о неистинно покаявшемся новгородском еретике-священнике, вылившем Святые Дары после Литургии в горящую печь (6).

Выделение клейм с изгнанием бесов преподобным Сергием на дмитровской житийной иконе выражало мысль о борьбе Русской Церкви с ересью жидовствующих, отрицавших Святую Троицу, иконопочитание, церковные таинства (преподобный Иосиф Волоцкий часто сравнивал в своих посланиях еретиков с бесноватыми). Антиеретические иконографические программы известны в это время и во фресковых циклах.

Как и радонежский игумен, преподобный Иосиф Волоцкий (+ 1515) являлся защитником церковного и государственного единства Руси. Создание мастером Феодосием уникального житийного образа преподобного Сергия Радонежского – почитателя Святой Троицы – подчеркивало важнейшее значение святого Сергия в духовной жизни русского государства начала XVI в.

Н.Н. Чугреева


Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов VIII международной конференции. – Сергиев Посад: "Ремарко", 2013. С. 323-327.

Примечания

[1] ЦМиАР. кп 3395, инв. 2859-1. Дерево, левкас, темпера. 136 x 97,5 см. Икона реставрирована в 1928 – 1929 гг. В.О. Кириковым в Дмитровском краеведческом музее, три нижних клейма им же в Музее имени Андрея Рублева в 1966-1967 гг. В среднике по контуру фигуры святого Сергия утраты красочного слоя и остатки записи. На золоте мелкие остатки охряной записи, многочисленные чинки левкаса в местах от гвоздей басмы с остатками синей записи и охры. Тонировки в местах утрат и потертостей красочного слоя, особенно значительные на одеждах святого в среднике, на поземе около фигуры. Потертости золота фонов, киновари (огня из потира) в 10-м клейме, креста в руке святого Сергия (в 15-м клейме), надписей.

[2] Яганов А.В., Рузаева Е.И. Успенский собор в Дмитрове. - М., 2003. С. 61. Предлагаемая датировка строительства собора – между 1507 и 1511 гг.

[3] Кочетков И.А. Житийная икона Сергия Радонежского из собрания Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева // Древнерусское искусство XV-XVII веков. Сб. статей. - М., 1981. С. 97-107. Ил. 33.

[4] Иконы Москвы XIV-XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Вып. 2 / Ред. – сост. Л.M. Евсеева, В.М. Сорокатый. Отв. ред. Г.В. Попов. - М., 2006. Кат. № 66 (Н.Н. Чугреева). С. 119-127. Ил. на с. 119, цв. на вкладках; Иконы XIII-XVI веков из собрания Музея имени Андрея Рублева. М., 2007. Кат. № 29 (Н.Н. Чугреева). С. 190, 193, 200. Ил. нас. 191-192, 194-199, 201; Чугреева Н.Н. Преподобный Сергий Радонежский. Житие в иконе. М., 2007.

[5] Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик. - М., 1999. С. 84.

[6] Послания Иосифа Волоцкого. -М.-Л., 1959. С. 232-236.

[7] Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. - СПб., 1868. Сентябрь, дни 1-13. Вып. 1. Стлб. 474-475.


STSL.Ru


10 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.