Выставка изразцов в Конном дворе: «Сие нам на пользу»

25 марта 2016 года в музейном комплексе «Конный двор» состоялось торжественное открытие межрегиональной выставки «Образцы печные, рельефные и расписные». 



Это первая в Сергиевом Посаде выставка, посвящённая изразцам. В выставочном зале Восточного корпуса в этот день собралось немало людей, интересующихся этим видом искусства. За 95-летнюю историю музея была собрана большая коллекция архитектурных и печных изразцов, в том числе самые ранние находки – изразцы XV в., украшавшие Духовскую церковь, редчайшие рельефные терракотовые и муравленые (зеленые) изразцы XVII в., изготовленные в Троице-Сергиевом монастыре, редкие архитектурные изразцы, украшавшие храмы Троицкой обители, Москвы, подмосковных усадеб. Есть изразцы с сюжетными композициями, в том числе посвященные военной теме, а также яркие расписные, украшенные цветочными букетами и гирляндами, созданные на знаменитых предприятиях М. С. Кузнецова. Наряду с древними есть изразцы современные, изготовленные в наши дни для реставрации памятников архитектуры Троице-Сергиевой Лавры и Москвы, выполненные в керамической мастерской Лавры.  

 
Заместитель генерального директора Сергиево-Посадского 
историко-художественного музея-заповедника, 
кандидат исторических наук Светлана Викторовна Николаева      

Из собственных фондов Сергиево-Посадский музей отобрал 300 экспонатов. Экспозицию дополнили другие музеи и институт археологии, с которыми музейщики проводили совместные раскопки. Представлены предметы из МДА и Троице-Сергиевой Лавры. Откликнулись на приглашение Сергиево-Посадского музея-заповедника коллеги из Московского музея Коломенское, который славится своей коллекцией изразцов. Представлены предметы из фондов областных музеев - музейного комплекса Новый Иерусалим, в котором в прежние века был создан центр производства изразцов. Привезена коллекция из Зарайского музея, относящаяся к усадебным собраниям. Участвует в выставке своими экспонатами Александровский художественный музей. А керамическая мастерская Лавры согласилась показать, как делаются изразцы. Не остались в стороне и частные коллекционеры. 


Виталий Владимирович Щербаков,
старший научный сотрудник археологического отдела музея,
хранитель выставки

«Подготовительный этап был достаточно большой - несколько месяцев, - объяснил Виталий Владимирович Щербаков, старший научный сотрудник археологического отдела, хранитель выставки, - возможно, в будущем будет издана книга и в нее войдут все отснятые материалы по этой теме. На выставке мы хотели показать многообразие изразцов от самых древних до наших дней на примере изразцов усадьбы князей Голицыных, сохранившейся в Сергиевом Посаде на Вифанской улице. Это единственная сохранившаяся усадьба в Подмосковье, построенная еще в 1823 году. На выставке представлены уникальные изразцы с изображениями святых собственноручной работы мастера Яна Флегнера, шведа, который попал к нам в плен во время Северной войны. Он стал работать в Ново-Иерусалимском монастыре и одним из первых создал расписные изразцы в России. С его именем связаны и красные изразцы и эмблематы. Оказывается, к первым комиксам можно также отнести изразцы XVIII века. Это открытие сделали ученые, разглядев нарисованную надпись из летящих букв на уровне рта у маленького человечка на одном из изразцов. Именно так и рисуют современные комиксы». 

 

На Сергиево-Посадской земле изразцы впервые встречаются на территории Троице-Сергиевой Лавры – на фасаде Духовской церкви (XV век) и алтарном поясе Введенского храма (XVI век), а также элементы красно-глиняного декора. Изразцы есть на церкви Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637 гг.) – муравленые (зеленые) с растительным орнаментом, двуглавыми орлами, воинами и пушками. Древние изразцовые панно из Пскова на выставку представлены ЦАКом МДА. В зале представлены полихромные муравленые изразцы московского производства (1670-1680 гг.), которые являются единственным вещественным доказательством существования царского путевого дворца в селе Слотино, стоявшего на дороге в Александровскую слободу, где тоже изготовлялись похожие образцы. Из полихромных рельефных изразцов в конце XYII века были сложены печи Троицкой обители. В монастыре находится одна из самых древних печей начала XVIII века с изображением медальонов с росписью в церкви Рождества Иоанна Предтечи. Похожая печь сохранилась и в Александрове. Уникальные печи XVIII века с расписными изразцами находится в Митрополичьих покоях и Царских чертогах Лавры. Фасадные изразцы с этих памятников культуры также представлены на выставке. Кроме образцов Троице-Сергиевой Лавры на выставке экспонируются работы московских мастеров, хранящиеся в музее-заповеднике в Коломенском. Они находились на памятниках Москвы и Костромы. Украшением выставки является наличник с декором из церкви Параскевы Пятницы, стоящей в Охотном ряду в Москве (1687 г.). Изразцы усадебных печей представлены экспонатами, хранящимися в Зарайском музее. Это многоцветные изразцы из несохранившейся усадьбы Гончаровых (с. Ильицыно Зарайского уезда), а также более простые, характерные для многих домовых печей из усадьбы князей Голицыных в Сергиевом Посаде. 


Профессор Леонид Андреевич Беляев

В настоящее время интерес к этому ремеслу возрождается. Доктор исторических наук, главный редактор журнала «Российская археология», руководитель Ново-Иерусалимской экспедиции института археологии, профессор Леонид Андреевич Беляев очень высоко оценил представленную на выставке экспозицию:

- Честно говоря, таких изразцов нет нигде в мире. Мы не просто переняли это ремесло у других народов и у себя в России произвели. Мы это придумали и воплотили сами. Изразец – наша национальная гордость. На эту выставку мы привезли материалы, которые дал Новый Иерусалим. Этот монастырь сейчас восстанавливается, и в процессе реставрации мы обрели огромное количество экспонатов. Мы и сами не представляли себе, до какой степени нам будет интересно. Наши специалисты на протяжении шести лет работают все 12 месяцев в году и даже 24 часа в сутки, оставаясь вместе со строителями, архитекторами и всеми другими на объектах. Сотрудники научной экспедиции не уходят в отпуск на зимние месяцы, как это принято в археологии, а продолжают работать, изучая лабораторию, в которой рождался русский изразец. И результатов добились фантастических! Мы представляем здесь только маленькую часть этих находок. И они позволяют сделать вывод, что наш русский изразец жил очень долго – всю вторую половину XVI века в разных местах страны – в Казани, в Свияжске, в Ярославле, в Сибири… Он жил в XIX и XX веках до Врубеля. Очень много свидетельств об этом в Новом Иерусалиме. Он и сейчас не умер. Нам интересны его истоки. Троице-Сергиева Лавра – тоже очень важное место в изучении изразца. В Лавре есть терракотовые плиты, они, может быть, и более интересные, чем изразец XVII-XVIII веков. Их изучают пристально, специально, очень серьезно. Терракотовые плиты – самая ранняя стадия изразца, это даже не совсем еще изразец. Эти плиты дают понять, что именно Лавра стоит у истоков этого древнего ремесла, ставшего искусством. 

Не меньшее открытие сделала и Ольга Николаевна Глазунова – сотрудник экспедиции в Новом Иерусалиме. Занимаясь изразцами, она глубже стала понимать церковную историю:

- В этой коллекции есть очень интересные изразцы, которые дают возможность лучше понять церковную историю. Это, в первую очередь, два изразца с изображением человека и рака на кувшинке. Есть изразец с символом праздника Пасхи и с изображением престольного праздника. Такие вещи стояли в монастыре. В них есть очень глубокий смысл – это понимаешь, когда начинаешь их изучать.

Несколько лет назад вместе с Виталием Щербаковым Ольга Николаевна Глазунова занималась изучением изразцов, которые были изготовлены в Лавре и использовались как подушечки для изголовья при захоронении умерших священников. Была в Сергиевой обители такая традиция. Обычно под голову священнослужителям клали кирпич, но в Лавре стали изготавливать специальные изразцы. И для этого из Нового Иерусалима были приглашены мастера, потому что при Патриархе Никоне в Новом Иерусалиме этим ремеслом уже занимались. Этот факт выяснили специалисты во время подготовки этой выставки. Чтобы наладить производство, в Новом Иерусалиме собрали мастеров из разных мест – из Москвы, из Литвы, с севера Европы, с юга Европы, из Троице-Сергиевой Лавры. Огромное количество мастеров варилось в этом котле, и они смогли создать непохожее ни на что новое явление – русский изразец.

«Выставка очень хорошая, подобной выставки еще не было, - говорит Ольга Николаевна. - Но я бы еще добавила предметы, которые представляют технологию изготовления изразца. Есть современные технологии. Я бы показала старые технологии. Они у нас тоже есть: и плошки для варки поливы, и разделители изразцов, штампы изразцовые, чтобы наглядно показать своеобразную производственную историю изразца. Она с годами менялась. Если сравнивать одинаковые по употреблению вещи XVII и XVIII веков, то видишь, что они сделаны по-разному. В XVII веке были так называемые разжигатели пламени горна – большие глиняные горшки с дырочками, которые в XVIII веке заменили на колпачки. Эти вещи помогают представить, как видоизменялось производство».  


Хранитель фонда «Изразцы» музея «Коломенское» 
Светлана Измаиловна Баранова

Хранитель фонда «Изразцы» музея «Коломенское», доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теологии МГУ Светлана Измаиловна Баранова – одна из тех специалистов-коллег, которые помогали подготовить выставку, предоставив свои материалы:

- Археологическая экспедиция, которая работает на территории Ново-Иерусалимского монастыря, не выставляет пока своей коллекции, но она щедро показывает вам свои находки в этом зале. Мы в своем музее даже сняли со стен экспозиции наличники и привезли их вам. Это подлинный и отреставрированный наличник с барабана церкви святой Параскевы Пятницы, которая стояла в Охотном ряду. На этом месте, где стояла церковь, сейчас находится Государственная Дума. Москва много утратила в 1928 году, не только эту церковь, исчез и дворец Василия Васильевича Голицына. В напоминание о прошлом остались долговечные изразцы. Интерес к ним растет во всем мире. Мы раньше никуда не выезжали. А в последнее время побывали со своей коллекцией в Лувре, и этот музей отобрал для себя изразцы. Мы собираемся ехать в Дюссельдорф, где будет специальная выставка, посвященная русскому изразцу. Мы участвуем в трудных, многосложных проектах и рады любому приглашению. 

- Светлана Измайловна, чем важна для Вас эта выставка? Что бы Вам хотелось сказать людям, которые придут взглянуть на ее экспонаты?

- Важность этой выставки в том, что на этой небольшой площади изразец представлен в самых разных ракурсах. Есть изразцы в археологической грубой склейке, которая наглядно показывает, в каком состоянии предмет был найден. Представлены крупные архитектурные объекты, показывающие историю создания изразцового декора. Мы видим и новоделы – попытку обращения современных мастеров к традициям прошлого. Хотелось бы, чтобы выставка побудила желание собирать изразцы. Этот процесс очень доступный. Мы иногда изразец просто попираем ногами. А теперь уже видно, что и он исчезает. Поэтому важно изменить сейчас к нему отношение. Выставка делает это. Благодаря своим качествам - долговечности глазури, крепости черепка, умению русских мастеров делать эти выдающиеся произведения, которые переживают столетия - он дошел до нас со всем своим блеском, со всем своим орнаментом и по-прежнему радует. Поэтому я прошу всех: собирайте изразцы, приносите в музеи, пополняйте наши фонды. Особенно, если известно, где найден этот кусочек. Для нас очень важна привязка к месту. Очень долго изразец воспринимался как что-то слишком простое по сравнению, например, с фарфором, хрусталем. Их часто находили на земле, под плугом даже. В моей жизни был такой случай. Гуляя однажды по городу Ярославлю, который славен своими изразцовыми декорами, я в темноте под фонарем увидела белеющий кусок. Подняла. Оказалось, что это сюжетный изразец, на котором сохранилась надпись: «Сие нам на пользу». Очевидная польза таких исследовательских выставок в том, что они дают представление об изразце как о непременной части русской жизни и почти заставляют нас собирать их, хранить и изучать.

- О чем может рассказать печной изразец специалисту своим внешним видом? И может ли изразец вписаться в нашу современную жизнь, стать популярным в XXI веке?

- Изразец внимательному взгляду может рассказать о многом. Через изразец мы можем реконструировать дом, мы можем точно сказать, какие печи были в нем. По этим печкам мы можем судить о состоянии этого дома, о состоятельности владельца, его вкусах, о его возможностях и вообще об истории. Мы можем рассказать о том, как менялись эти печи. Они разбирались, на них существовала своя мода. Иногда маленькая кучка черепков, которая на первый взгляд кажется мусором, может оказаться свидетелем печной истории и расскажет всю историю дома, даже когда этот дом уже перестал существовать. Не зря в последнее время вновь появилась мода на керамические печи. И русский изразец стал востребованным. Вновь декорируются дома особыми вставками, керамическими панно. Наши мастерские, особенно в северных регионах, где печь нужна для отопления, просто завалены заказами. Несмотря на то, что это удовольствие дорогое, люди идут на это, они видят красоту изразцовой печи и ее комфортность. 

- В чем заключается комфортность изразцовой печи?

- Во-первых, она гигиенична, ее можно вымыть. Во-вторых, безопасна. Сквозь ее поры не проходит дым и кирпичи не темнеют. В-третьих, эстетична. О ее красоте нечего и говорить! Мастерские сейчас делают печные наборы, и печи потом выстраивают по габаритам этого изразцового набора. Конечно, все заказы индивидуальные, авторские, оригинальные. Часто заказчики просят уничтожить формы, по которым делались его изразцы, чтобы не было повторов, чтобы не оказалось, что у соседа такая же печка, как у него. Требования эти к мастерам и раньше были, во все века…

Доктор исторических наук, главный редактор журнала «Российская археология», руководитель Ново-Иерусалимской экспедиции института археологии, профессор Леонид Андреевич Беляев обобщил все сказанное на презентации:

- Пожалуй, главным элементом материальной культуры московского государства являлся изразец. Нами это не до конца осознано. Но если мы возьмем русскую культуру XIX века, допетровскую эпоху, то все русское в то время воспринималось с некоторым подозрением, как какое-то неправильное, заскорузлое, убогое, не отвечающее европейскому стандарту того времени. Когда стали определять свой национальный путь, то на первый план вышел изразец, как элемент национальной культуры. Он вошел в палату Романовых, в теремной дворец. В таком виде он дошел до модерна, правда, в небольшом количестве и сохранился до советских времен. Далеко не в каждом российском музее вы увидите эти уникальные экспонаты. Причем, они найдены экспедицией, взяты из погребений, из земельных слоев. На этой выставке наряду с оригиналами есть и копии. И это тоже очень важная вещь. После обрушения Воскресенского собора в Новом Иерусалиме изразцы восстанавливали. Обученные европейские мастера делали русские копии. Это фактически была первая реставрация в России и одновременно это традиция. Изразец всегда актуален. Мы должны помнить, что понимание древнерусской жизни в России нового времени началось с изразцов. В Европе Россию представлял изразец, который соответствовал в то время уровню культуры многих континентов.


Старший научный сотрудник отдела
истории и культуры Сергиево-Посадского края
Нина Викторовна Холодкова

Довольны ли вы первым днем работы выставки? Этот вопрос мы задали одному из создателей выставки Нине Викторовне Холодковой – старшему научному сотруднику отдела истории и культуры Сергиево-Посадского края:

- Мы рады, что все откликнулись на наше приглашение. Отзывы гостей положительные. Интерес у зрителей неподдельный. Мало кто раньше обращал внимание на изразцы. А они такие разные, столько сюжетов. Даже взять птичек – ни одна не повторяется, и такие все трогательные и индивидуальные! Благодаря работе нескольких поколений музейных сотрудников мы имеем коллекцию, которую смогли сегодня представить на обозрение не только специалистов, но и тех, кто любит красоту.


Выставка  открыта до 14 мая 2016 года.

Среда, четверг, суббота, воскресенье - с 10.00 до 17.45
Пятница - с 10.00 до 16.45

2-я среда каждого месяца - с 11.00 до 19.45

Выходные дни: понедельник, вторник и последняя пятница месяца.


Людмила Ковригина специально для сайта STSL.Ru
Фото: пресс-служба Лавры

29 марта 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.