Введенский приход в XIX веке

Введенский приход в XIX веке

Проведенная в первой половине XIX в. реконструк­ция и перепланировка г. Сергиева Посада никак не отрази­лась на Подольных церквах. Это объясняется тем, что всё капитальное строительство в городе, в основном, вела Лав­ра, а территория вокруг монастыря по-прежнему остава­лась в фактическом распоряжении монастыря. В 1794 г. при митр. Платоне произошел обмен землями между мона­стырем и городом, когда Сергиевскому Посаду было пере­дано 57 десятин и 36 кв. сажен монастырских земель, а вза­мен получено 145 десятин и 1038 кв. сажен заливных лугов по реке Воре. По настоянию митрополита вся Красногор­ская площадь и близлежащие территории были оставлены в ведении монастыря.

При проведении реконструкции города это вызы­вало определенные трения с Комиссией для строений Мо­сквы, которая занималась перестройкой Сергиева Посада. Разногласия дошли до такой степени, что в 1836 г. потре­бовалось созвать специальное совещание с участием ми­трополита Филарета. На нем в числе мер, предпринимае­мых «для приведения строений в Сергиевом Посаде в законный порядок», определено было и место для строи­тельства «подвижных лавок» по проектам Комиссии – «у ограды монастырской по скату горы, которое должно быть засыпано и спланировано», т. е. вниз от Пятницкой баш­ни, близ Введенской и Пятницкой церквей.

Прокладка в 1845 г. нового шоссе, связавшего Сер­гиев Посад с Москвой, и последовавшее затем в 1862 г. от­крытие железной дороги значительно увеличили число троицких богомольцев и вызвали ответное почти не прекращающееся строительство Лаврой гостиниц, лавок, до­ходных домов и подобных им зданий. К сожалению, зачас­тую выбор места для них определяли соображения чисто коммерческого характера, так что бережно сохранявшаяся еще со времен митрополита Платона свободная зона вокруг монастыря была застроена рядом довольно посредственных в архитектурном отношении сооружений.

В самом городе велась очень оживленная деятельность по обслуживанию приезжающих паломников. Магазины, лавки, склады, трактиры и другие торговые постройки, несмотря на неоднократные запреты властей, окончательно заполонив Красногорскую площадь, стали спускаться вниз, в район Введенской и Пятницкой церквей, образовав вокруг храмов торговые ряды. Через до­рогу от них, на небольшой живописной лужайке у часовни Пятницкого колодца, находились блинницы со знамени­тыми на всю Россию троицкими блинами, а также бани со специальными номерами. Своеобразный колорит Посада того времени очень хорошо сумел передать художник К. Ф. Юон, а описанию троицких блинниц посвятил от­дельные страницы своих произведений И. С. Шмелев.

Столь бурная деятельность, развернутая вокруг подольных церквей, не затронула Введенский приход — поч­ти всё XIX столетие он жил тихой, размеренной жизнью прихода провинциального города, какой, впрочем, и жили тогда все остальные приходы Сергиева Посада. Поэтому неудивительно, что почти во всех работах, посвященных истории Подола, практически не содержится сведений о церквях XIX в., за исключением статьи Ф. Преображен­ского, который в числе прочего упоминает и Высокопреосвященных митрополитов Московских и Коломенских, посетивших Подольные храмы в XIX в.: в 1838 г. — святитель Филарет (Дроздов); в 1876 г. – митро­полит Макарий (Булгаков) (1816-1882 гг.); 1882 г. — Высокопреосвященнейший Иоанникий (Руднев) (1826-1900 гг.). В сентябре 1892 г. перед празднованием 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Сергия, Введенский храм «изволил посетить Высокопреосвященнейший Леон­тий, митрополит Московский и Коломенский» (Лебедин­ский) (1822-1893 гг.).

Единственным значимым событием середины XIX в. стало возведение в 1845-1847 гг. внутренней ка­менной ограды, которая окружала Пятницкую и Введенскую церкви, отделяя церковный двор от огородов, а также передача Пятницкой часовни, пре­жде относившейся к Введенскому приходу, в ведение монастыря.

В 1857 году благодаря упорству Ризничего соборного иеромонаха Савватия, который направил два рапорта в Духовный Собор, Пятницкая часовня была возвращена Троице-Сергиевой Лавре. Этот шаг был весьма своевре­менным, так как небогатый Введенский приход не мог со­держать здание в подобающем виде. Памятник утратил многие элементы своего первоначального убранства. Ко времени описи 1859 г. часовня стояла «с постаментами без колонн», «у окон кронштейнами тоже без колонн», а «от ка­менной ограды были видны только следы ее фундамента». Состояние здания во второй половине XIX в. наглядно видно из рапорта лаврского послушника Алексея Давыдова от июля 1866 г.: «сруб сгнил... пол опал искривился... на стенах живопись и штукатурка потрескалась... ограды нет». В ноябре 1867 г. Собор велел эконому, соборному иеромонаху Агафангелу, «осмотреть часовню совне и внутри, и, какие окажутся в ней ветхости, донести Собо­ру». Эконом в рапорте от 20 декабря 1867 г. смягчил поло­жение, указав, что здание «внутри исправно», «крыша ис­правна», «лишь тумбы для колонн требуют малого исправ­ления» и рекомендовал «для уничтожения разной нечисто­ты обнести часовню решеткой». Позднее была осуществ­лена еще одна перестройка здания – заложена часть окон, перестелена кровля, а интерьер разделен на этажи.

К концу XIX столетия на Подоле началось некото­рое оживление. В 1873 г. в Пятницкой церкви были уст­роены 4 контрфорса, предназначенные для упора стен и столбов колокольни. Помимо этого, была пробрана «трещина в церкви Пятницы шириной 1/2 вершин». Спустя два десятилетия в 1891-1894 гг. вокруг храмов была возведена новая каменная ограда с железными решетками в модном тогда «русском стиле». Возможно, к ее созданию был причастен известный лаврский архитектор А. А. Латков. Параллельно было решено обновить и церковь Пара­скевы Пятницы: перестелить пол и устроить духовое отопление.

Ф. Преображенский пишет, что в «настоящее время (т. е. 1892 г. – игум. Г.) причт состоит из двух лиц: священника и псаломщика. Принадлежащих к приходу дворов по клировым ведомостям 1890 года значится 48; в них значится душ: мужского пола 266, женского 351. Земли при церквах имеется причтовой 1030 квадр. сажень. Около церквей погост». При Подольных церквях с 1889 г. существовала смешанная одноклассная церковно-приходская школа, размещавшаяся в доме священника.

Источник: Игумен Гедеон (Губка). Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пятницкое подворье. Сергиев Посад, 2007.


26 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.