Вся вера, все упование

Протоиерей Артемий Владимиров


Память обретения мощей преподобного Сергия Радонежского 
Проповедь после всенощного бдения 7 октября 1999 года

Поздравляем Вас, дорогие братья и сестры, с праздником преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, которого единственного из святых земли нашей народ церковный с любовью именует аввой (т.е. отцом) [1] Сергием. И в этом обращении «авва» запечатлелась вся любовь, вся вера, все упование людей на молитвенное предстательство печальника Русской земли.

Прп. Сергий11.jpg

Прп. Сергий Радонежский.
Мозаика в апсиде храма свт. Стефана Пермского в Бутове

И когда мысленно вспоминаешь его житие, прислушиваешься к словам церковных песнопений, вникаешь в прекрасный акафист, составленный митрополитом Платоном Левшиным [2], подвижником благочестия XVIII-го столетия, убеждаешься, что воистину над преподобным Сергием сбылись слова, сбылось обетование Господа Иисуса Христа: «У верующего в Меня из чрева, из сердца истекут источники воды живой» [3]. Господь говорил о благодати Духа Святого, которую верующие во Христа приняли в день Пятидесятницы, которую каждый из нас воспринял в день нашего духовного рождения в купели крещения. Но сколько нужно трудов, молитв, какое подобает приобрести смирение, стяжать чистоту сердца, дабы эта вода живая – благодать Святого Духа, дарованная нам, – пробилась сквозь коросту наших грехов, страстей и излилась таинственно. Насытив, освятив наше сердце, излилась и чрез нас во благо всем, кто верует в благодать, во славу Господа, во спасение нашей души.

У преподобного Сергия это таинство, это рождение свыше, свершилось еще в относительно юные годы жизни. Это излияние воды живой умножилось со временем, так что уже в преполовение его жизни, в последней трети его жизни не было на Руси великой человека, который бы не ощутил в себе веяние этой благодати, не воспринял хотя бы несколько капель ее, если сравнивать благодать с живой текущей рекой.

И мы с вами, никогда телесными очами не видя преподобного Сергия, созерцая лишь его святые мощи, а духовными очами предстоя ему, как и прочим святым, в Церкви Божией, и мы с вами являемся свидетелями той полноводной реки Духа Святого, которая и поныне изливается из его любвеобильного отеческого сердца. И мы с вами можем, если имеем веру, когда угодно, в любой день и час, находясь на любом месте, припадать к этой реке и пить из нее, насыщая свое сердце, просвещая свою душу во славу Господа, даровавшего преподобному эту благодать. И, прежде всего, благодать эта бьет ключом в самом сердце России – Троице-Сергиевой Лавре, где телесно и духом находится святый угодник Божий. Тот, кто когда-либо входил расписными вратами в Лавру, молился под сенью Троицкого собора, где почивают святые мощи, в Успенском соборе, где хранится первый найденный поначалу гроб преподобного Сергия, тот, кто вкушал от ключевой воды, бьющей здесь со времен преподобного, тот, кто приступал в его Лавре к Святой Чаше, вкушал от просфор, посещал иной источник, удаленный от Лавры, дышал ее атмосферой, созерцал красоту ее, – не сможет не согласиться с тем, что вода живая и поныне орошает обильно всех имеющих правую веру, кающихся, верующих в предстательство преподобного Сергия.

А когда мы воспомянем с вами учеников аввы Сергия – преподобных отцов, прямо или косвенно воспринявших от него благодать Духа, и впоследствии возгнезди́вшихся (слав. – поселившихся) в иных местах, уголках необъятного нашего отечества, выстроивших монастыри, большие и малые, ушедших на уединенное скитское житие, когда вспомним, как вокруг этих отдаленных и поначалу немногочисленных, малолюдных обителей затем появлялись посады, города, то увидим, что святый Сергий есть воистину отец русского народа. Святый Сергий воистину есть учитель нашего народа. Благодаря ему наш народ окреп и превозмог иго татарское. Благодаря преподобному Сергию наш народ осознал свою мощь, вошел в полноту самосознания национального. Благодаря преподобному Сергию народ наш стал великой нацией, собранной в единую державу под скиптром русских царей. И все это свершила незримая отшельническая молитва, житие святого Сергия.

Когда мы с вами подумаем о том, что и сегодня каждый инок или инокиня, принимая постриг, воспоминает преподобного Сергия – он действительно после святых Антония и Феодосия Киево-Печерских является подлинным духовным отцом нашего монашества – то уразумеем, что и ныне его влияние, его руководство духовное незаменимо и неповторимо. И ныне он пестует и возраща́ет (слав. – взращивает, растит) птенцов, которые как бы вылетают из-под его крыла, из-под его монашеской схимнической мантии, разливая вокруг себя, если речь идет о богобоязненных иноках, свет богопознания.

А когда мы вспомним, что преподобный является истинным покровителем учащихся, и нет такого православного школьника, гимназиста, лицеиста, возрастного или малого, который не ставил бы свечу угоднику Божию, прося его о просветлении разума, о даровании премудрости, о закреплении знаний, о благополучных испытаниях по учению, – то поймем, что имя святого Сергия освящено и детскими сердцами. И как ни скуден ныне благочестием наш народ, но самое святое, что есть у него – православные дети – дружно чтут и молятся святому Сергию и в день его празднуют свой школьный праздник. Так и в нашей школе при Церкви – выходной день, и дети будут дружно молиться, приобщаться Святых Таин Христовых.

Но не только дети, не только монашествующие, а и простой народ, и мужи и жены, и юноши и престарелые и немощные, обращаясь к святому Сергию, чувствуют на себе его отеческую заботу, его нежность духовную, его попечение, исповедуют в его лице врача недугов душевных и телесных, защитника, заступника, кормильца, того, кто, верим, и сегодня не оставляет наш страждущий народ, праведно бичуемый всеми несчастиями за грехи наши, еще не осознанные, нераскаянные, не выплаканные, не прощенные. Вот почему в этот день собранные вкупе под сводами храмов Божиих, мы ощущаем себя воистину чадами, сиротами, которые вновь узрели своего отца. Ибо преподобный Сергий обещался не забывать чад своих, посещая их благодатию Христовою. Вот почему сегодня все мы утешены, увеселены духовно, ощущаем прибыток жизненных нравственных сил, чувствуя по благодати праздника неложное соприсутствие, близость духу нашему святого угодника Божия.

Несомненно, что в преподобном Сергии – образ, идеал для всякого русского духом человека, для всякого православного христианина, взрощенного этой семьей.

Воздадим же ему, братья и сестры, благодарение и будем готовиться к участия завтра в праздничной Божественной Литургии. Молитвами преподобного аввы Сергия, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!


Источник: Слава, пережившая века / Сб. проповедей, посвященных прп. Сергию Радонежскому. – СТСЛ, 2014. С. 186-191.


Примечания

[1] А́вва или А́ба (арам. אבא /ʔabɑʔ/, греч. ἀββᾶ) – арамейско-сирийское слово, обозначающее «отец», однокоренное с еврейским אב aḇ, арабским أب ab и амхарским አባት abat с тем же значением. Служит обращением, выражающим высшую форму доверия, искренней любви, сыновней покорности, а также дружеского расположения. В молитве христианин обращается к Богу как ребенок к отцу. Впервые как форма уважительного обращения к монашествующим слово «а́вва» встречается в трудах прп. Ефрема Сирина. Это древнее наименование настоятеля православного монастыря – игумена, архимандрита, получившее распространение с IV века. В настоящее время особенно распространено на западе (в латинской транскрипции – абба́т) – титул настоятеля католического монастыря, который носили и немонашествующие духовные лица. Может также применяться для называния старших монахов, а иногда и вообще любого монаха. А́вва – церковно-литературное наименование старцев-подвижников. В Сирийской, Коптской, Эфиопской Церквах этим словом (в форме «абу́на» – отец наш) обращаются к священникам, монахам и архиереям. Во Франции авва – титул любого католического священника.

[2] Митрополит Платон (в миру – Петр Георгиевич Левшин; 1737-1812) – митрополит Московский и Коломенский (с 1787 г.), придворный проповедник, законоучитель наследника императорского престола, член Святейшего Синода, священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского монастыря. Преподавал в Славяно-Греко-Латинской академии и Троицкой лаврской семинарии, в последней впоследствии стал ректором. Автор труда «Краткая церковная российская история» (М., 1805, в 2-х частях), ставшего первым по времени систематическим курсом русской церковной истории, в котором впервые был отражен критический подход к источникам и историческому преданию. Скончался в Вифанском монастыре, похоронен в пещере нижней церкви Лазарева воскресения. Когда храм был уничтожен в 1950-е годы, останки митрополита удалось перезахоронить в Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. В сентябре 1997 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II комиссия под руководством археолога С.А. Беляева вскрыла место погребения митрополита Платона. Его останки были переоблачены, а 7 октября того же года, после и соборной панихиды, совершенной патриархом Алексием, прах иерарха был погребён в заново устроенном склепе, внутри Духовской церкви, у северной стены. Памятник митрополиту Платону работы скульптора А.А. Бичукова находится в Николо-Перервинском монастыре. Надпись на постаменте гласит: «Митрополиту Платону от благодарной Перервы».

[3] Ср.: Ин.7, 38.


7 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...