Всегда с небожителями. Архимандрит Тихон (Агриков)

Всегда с небожителями. Архимандрит Тихон (Агриков)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные братия и сестры! Нам хорошо, когда мы находимся в приятном обществе, с хорошими людьми. Мы любим бывать там, где получаем пользу или даже просто развлечение и удовольствие. И долго потом остается это приятное воспоминание, долго храним в памяти виденное и слышанное. Да, очень хорошо, очень полезно общаться с хорошими людьми. «С преподобным преподобен будеши...», – говорит Писание.

Вот сейчас мы с вами находимся в храме Божием, некоторые из нас бывают здесь часто, каждый день, но почему-то все, что мы слышим и видим в этих стенах, забывается легко и быстро. Казалось бы, лучше этого места нет на свете. Храм – небо на земле. Храм – жилище Божие, тихое пристанище для наших душ. Сама обстановка, иконы и все окружающее напоминает нам, что мы находимся перед ликом Самого Бога, под Покровом Матери Божией, в присутствии ангелов и всех святых. Здесь все свято, прекрасно, возвышенно, таинственно и значительно. Благодатью Божией тут совершаются святые Таинства, каждый день приносится великая Жертва Голгофская за наши грешные души и за весь мир. Здесь служат ангелы, архангелы чистые, легкие... «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат».

Сколько радости, какой трепет для нас, людей, в этом невидимом, таинственном присутствии небожителей! С нами стоят и невидимо служат ангелы, и не только наши ангелы-хранители, но и целые сонмы Небесных Сил присутствуют здесь и с трепетом служат Царю сил. Стоят рядом с нами... а мы их не видим и, что еще горше, не ощущаем своей душой, которая даже здесь, на святом месте, никак не оторвется от земли с ее тщетными делами и заботами.

Когда служил Литургию преподобный Сергий, то ему всегда сослужили ангелы. Однажды ученик его, молчальник Исаакий, увидел служащим вместе с аввой дивного мужа в светлых, блистающих одеждах. Когда преподобный совершал великий вход, этот муж следовал за ним. Понял Исаакий, что это небесный служитель, и, нарушая свое обычное молчание, обратился к другому ученику, Макарию, тоже высокому подвижнику: «Видишь ли, брат, что происходит?» – «Вижу и ужасаюсь», – ответил тот.

А преподобный Сергий еще иеродиаконом был, когда в храме во время богослужения увидел Господа и с Ним множество ангелов. Такое глубокое впечатление оставило у него это видение, что он не мог говорить, не мог продолжать службу и несколько дней как бы не замечал ничего земного.

Почему же мы с вами ангелов не видим, возлюбленные братия и сестры? Не видим святых наших сослужителей и хранителей? Потому что недостойны. Грубы мы душой, бесчувственны. Не то что ангелов видеть, даже стоять здесь, на святом месте, мы недостойны по своей жизни. Святые наши... Как они пламенели в молитве, насколько высоко и свято жили! Они сами были «земные ангелы» и «небесные человеки», и им легко было общаться с духовным миром. Он был им знаком и близок более даже, чем земля, на которой они пребывали телом.

А мы? Мы только место в храме занимаем. Стоим небрежно, без страха, без внимания, мысли где попало, по сторонам озираемся, толкаемся, вперед лезем, а то и поругаемся и подеремся в храме-то Божием. Святые отцы учат со страхом и трепетом переступать порог церковный и стоять сзади, в уголочке, не глядеть на других, а свои грехи оплакивать, дорожить каждой минуткой в храме Божием.

Вот выносят Святые Дары – страшный, величественный момент! Идет Царь славы, Сам Господь идет в жертве великой, тайной. Как на небе ангелы со страхом предстоят престолу Божию, славословя Творца и Владыку всяческих, так и здесь в этот момент ангелы с трепетом «дориносят» и ужасаются величию премудрости Божией, Его снисхождению к человеком. Мы должны падать ниц, и трепетное безмолвие должно водворяться в храме. А мы даже не все кланяемся в землю, а некоторые и не знают даже, что надо падать ниц. Какая непозволительная небрежность, какое бесстрашие, какое преступное нерадение!

«Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат...» Но и не только ныне, а и за каждым богослужением, в каждом храме Божием присутствуют и служат святые ангелы. Насколько же сильно вредят себе и грешат пред Богом те, кто предпочитает богослужению мирские забавы, развлечение и увеселительные собрания. Там бывает народу, что и сесть негде, а в храме святом – пусто. Там человек часами напрягает внимание, а здесь сразу начинает дремать. Впечатления от тех зрелищ долго помнится, а из храма выходим и все сразу забываем, теряем в суете. О том рассказываем другим, где были и что видели, а из храма выйдем и боимся, как бы кто не увидел, как бы кто не посмеялся над нами. Ведь в домах увеселения тоже служат, но только не Небесные ангельские Силы, а некто другой... другие, темные, силы там заправляют весельем. Там даже Ангелов Хранителей нет, они печально стоят у дверей и плачут о вверенных им душах.

Какая пагубная ошибка, какое неверное предпочтение, какое унижение святыни! Отчего так происходит, откуда такое извращение понятий и пренебрежение к дивным, святым ангелам и небожителям? Конечно, от нерадения, от небрежности, от бесстрашия нашего, а у иных, может быть, и от незнания.

Помните всегда, возлюбленные братия и сестры, за богослужением Силы Небесные с нами невидимо служат и радуются нашему присутствию, нашей усердной молитве и трепетному отношению к святыне. Что может быть выше и радостнее этого сознания?! Чье общество может быть прекраснее, полезнее и спасительнее для нас?

Рассказывают, как однажды экскурсанты зашли в пустой храм. Богослужения не было давно: храм был недействующим. Их привели, чтобы осмотреть шедевры церковного искусства. Войдя, они увидели через открытые Царские двери, в глубине алтаря, яркий луч света. Между тем день был совсем не солнечный, а даже шел мелкий дождь. Вглядываясь в таинственный луч, они ясно увидели в нем светлый облик юноши дивной красоты. Лик его был скорбный... Когда они подошли ближе к алтарю, то никого не оказалось, никакого света не было, всюду царил полумрак. Окна все были забиты. Потом они выражали крайнее изумление, поскольку все видели это чудо. Старый сторож пояснил им, что у алтарей Божиих, хотя и разрушенных, неотступно пребывают ангелы, охраняющие святыни Господни.

Вот так, дорогие мои, если даже в разрушенных храмах остаются святые ангелы, сколько же их невидимо присутствует при наших богослужениях?

Будем же дорожить этим соприсутствием святых ангелов. Будем искать их невидимого, но такого высокого, такого дивного общества. Будем учиться у них предстоянию Царю славы. Будем хранить страх Божий, внимание, будем бодрствовать, чтобы удостоиться пребывания с ангелами не только здесь, но и на небе, и вечно служить с ними и вечно воспевать ангельскую хвалу Господу славы. Аминь.

Источник: Тихон (Агриков), архим. Жизнеописание, проповеди, письма. СТСЛ, 2008. – С. 343-347.


24 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.