Проповедь на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Игумен Андроник (Трубачев)

Проповедь на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Игумен Андроник (Трубачев)

Пророк Давид Святым Духом изрек о Божией Матери: «Вся слава Дщери Царевы внутрь» (Пс. 44:14). Вследствие каких-либо деяний человека его слава распространяется. Но чем дальше отстоит время от его смерти, тем менее его помнят. Однако царь Давид указывает, что закон духовный, по которому жила Пресвятая Богородица, действует противоположно мирскому. На земле Она находилась в безвестности. Лишь со дня преставления к Богу Ее слава стала распространяться по земле. И чем далее, тем более!

Как же объясняется пророчество Псалмопевца? Если посмотреть на самую жизнь Пресвятой Богородицы, то мы увидим, что все Ее добродетели были покрыты глубоким смирением, к которому добавлялся и промыслительный Божий покров, скрывавший славу Дочери Царевы от людских глаз.

Вот хранитель Ее девства смущен: как Та, Которая дала обет, ныне находится имущей во чреве ребенка? Она могла ему рассказать о явлении Архангела и сошествии на Нее Святого Духа. Бог удостоверил бы Ее слово! Но Она молчит и смиренно скрывает Свое девство, скрывает Таинство Благовещения, чтобы Бог Сам открыл ее. И вот ангел является Иосифу и говорит: «Не бойся, твоя Обручница не нарушила обета! Прими и оставь Ее в доме, потому что от Нее произойдет Бог, Который должен спасти род человеческий».

Рождается Спаситель, ангелы благовествуют, приходят волхвы и пастухи воздать славу родившемуся Христу. Казалось, вместе с прославлением Сына должна коснуться слава и Самой Богородицы – как Матери… Но Ее ожидает тяжкое гонение Ирода и бегство в Египет.

Может быть, коснулась Ее слава Христа во время Его проповеди? Мы видим, как некая жена, пораженная величием и чудесами Спасителя, восклицает: «Блаженно чрево, которое Тебя носило и сосцы, которые питали Тебя!» (Лк. 11:27). Божия Матерь остается для нее неведомой. Иначе она сказала бы: «Блаженна Мария, Которая Тебя родила!»

Близкие знали Ее имя, но оставались в неведении, что Она принадлежала к царскому роду. Удивляясь чудесам и премудрости Спасителя, они говорили: «Не плотников ли Он сын и той Марии, Которая жила среди?!» (ср. Мф. 13:55).

Может, слава Божией Матери открылась через непосредственное указание Ее Сына? Но Христос сокрывает ее. Когда к Нему пришли люди и сказали: «Вот Матерь Твоя и братья хотят Тебя видеть», Он говорит: «Кто Моя Матерь? Тот, кто слушает Слово Божие!» (ср. Мф. 12:33-35). А мы знаем, что не было на земле человека, более послушавшего Христа, чем Его Пречистая Матерь.

Пресвятая Богородица находится рядом со Своим Сыном преимущественно в Его уничижении. Она стоит у Креста всей Его проповеди и Креста Его Распятия.

В Евангелии мы не находим ни одного слова о том, когда Божия Матерь узнала о Воскресении Ее Сына. Церковное Предание говорит, что первым Ей возвестил об этом ангел. Даже Священное Писание покрывает смирением то, что слагала в Своем сердце Богородица!

Божия Матерь была душою апостольской общины. Она рассказала апостолам о многом, чего они не могли знать. К Ней обращались как к Божией Матери, но Сама Она занимала место самое последнее – ниже всех апостолов. Хотя Она первая среди апостолов является проповедницей Воскресения Христова.

Только в смертный час Та, Которая едва упоминается в проповеди апостольской, получает необычайную славу! Предание рассказывает, что Богородица как бы тихо, безболезненно уснула. Сам Христос явился, чтобы принять душу Своей Матери в Небесные Селения.

Во время погребения Богородицы не было апостола Фомы. Когда для него открыли пещеру, то обнаружили, что она не содержит тела Божией Матери. Оно было вознесено на Небо и принято Самим Спасителем. Она пришла к Богу ранее Страшного Суда, и ходатайствует о нас, как Всесильная Матерь.

Апостолы за трапезой обычно оставляли часть хлеба в память о невидимо трапезующем с ними Господе. Однажды, когда они вознесли эту часть хлеба в память Своего Учителя, внезапно на Небе явилась Пресвятая Богородица и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни, до скончания века!» Апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Когда слава Богородица была прославлена на Небе, Господь благоволил распространиться Ее славе и на земле.

В Успении, как и во всей Своей жизни, Богородица дает нам великий урок, чтобы никто не заботился, а, наоборот, скрывал свою славу при жизни. Мы же в этот праздник с чистым сердцем обратимся к Ней с апостольским восклицанием: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Аминь.


28 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.