Воин Христов и труженик тыла. Ко дню памяти архимандрита Серафима (Шинкарева; † 09.12.1979)


Архимандрит Серафим (в миру Георгий Романович Шинкарев) родился 12 мая 1888 года в селе Соколовка Корочанского уезда Белгородской губернии в многодетной семье. Его родители, Роман и Пелагия, не думали, что младший из семерых сыновей долго проживет, настолько он был слаб здоровьем. С 1898 по 1901 год Георгий обучался в трехклассной школе в селе Соколовка. С 1891 по 1909 год был послушником в Коренной пустыни Курской губернии. В 1910–1917 годах служил в армии — в 11-м стрелковом полку в Жмеринке. Во время Первой мировой войны в 1914–1915 годах находился на территории Австро-Венгрии. В 1915 году был тяжело ранен в бою с немцами недалеко от Луцка. Демобилизовался в 1917 году. С 1918 по 1922 год Георгий находился дома — крестьянствовал.


В 1922 году он поступил в Троицкий монастырь Белгорода, где был пострижен в монашество архимандритом Никандром. В 1923 году епископ Белогорский Никон (Пурлевский) рукоположил его во иеродиакона, а 14 сентября 1932 года — во иеромонаха. Отец Серафим был келейником владыки с 1930 по 1937 год, вместе с ним в 1930 году переехал в Ржев, а в 1933 году — в Архангельск.

30 марта 1928 года иеромонах Серафим был арестован, провел под стражей почти пять месяцев и 10 августа Особым совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен по ст. 58–10 УК РСФСР к трем годам лишения права проживания в центральных городах и Центрально-Черноземной области.


Архимандрит Серафим (Шинкарев) и архимандрит Кирилл (Павлов)

В 1933 году отец Серафим был возведен в сан игумена и назначен настоятелем Ильинского кафедрального собора в Архангельске. Жил в маленьком домике при кладбище. По воспоминаниям духовных чад батюшки, в годы войны он часто оставался в храме по несколько дней, проводя ночи в молитве. Уже тогда некоторые замечали его прозорливость. Так, однажды, когда ситуация на фронте была критической и прихожане храма сильно унывали, он сказал им: «Молитесь, скоро погонят эту нечисть». И действительно, через несколько дней ситуация изменилась. В другой раз он позвал хозяйку дома Марию помолиться за ее брата Илию и начал служить панихиду. Оказалось, что брат погиб в боях.

В 1944 году отец Серафим был назначен настоятелем храма Всех святых в Архангельске. Храм был построен в середине XIX века. В 1927 году его закрыли и превратили в складское помещение. Через какое-то время в нем расположился тюремный пересылочный пункт. Официально храм был возвращен Архангельской епархии 19 октября 1946 года, но восстановительные работы начались еще в 1944 году. К тому моменту церковь была приведена в полное запустение: по свидетельству очевидцев, купол и звонница были снесены, полы и печи разобраны, проводка обрезана, окна замурованы.


Сразу же по назначении отца Серафима настоятелем был сформирован приходской совет, начались восстановительные работы. За десять дней, до 1 ноября 1946 года, храм подготовили к освящению: поставили в алтаре престол и жертвенник, сделали оконные проемы и рамы, поставили временный иконостас, сложили печи, развесили иконы… В храм вернули из Ильинского собора почитаемые образа: «Всех скорбящих Радость», Тихвинскую икону Божией Матери и икону святителя Николая Чудотворца. Эти иконы находятся в церкви и сейчас. Поначалу иконостас состоял из маленьких образков, пожертвованных открывшемуся храму верующими жителями города. Эти иконки до сих пор хранятся здесь.


Отец Серафим и отец Кирилл

Учащиеся воскресной школы при храме Всех святых в Архангельске донесли до нас рассказ очевидца тех событий — крестницы и духовного чада отца Серафима Миронии Германовны Собининой, с которой дети познакомились в родном храме. Вот что она поведала: «Шел 1944 год. Закончилась Литургия в Ильинском храме, и отец Серафим обратился к народу с просьбой принять участие в восстановлении храма Всех cвятых. В назначенное время на Кузнечевском кладбище собрались женщины, дети, инвалиды. Здоровые мужчины были на фронте. Зазвучали молитвы. Мы думали, что работы начнутся на следующий день, но батюшка взял лопату и среди нечистот глубиной почти до метра стал делать проход в сторону алтаря. Люди приходили каждый день, работали кто сколько мог, — и пятнадцать минут, и пять часов. Всем отец Серафим кланялся в ноги. Его голубые, добрые глаза остались в памяти на всю жизнь. Храм был очень загажен, использовался как отхожее место, жители окрестных домов выбрасывали туда мусор. Отец Серафим и раньше просил позволения у властей на расчистку храма, ведь этот план у него возник еще до начала войны, но разрешение дали только тогда, когда запах от нечистот пошел в город. Каждый метр пола чистили до досок, батюшка каждому определял квадрат рядом с тропкой; так и двигались — от центра к стенам. Была весна, все таяло, и утром не было видно того, что сделано вчера. Отец Серафим установил график работ. Одни копали, другие выгребали руками, кто-то наполнял ведра, дети носили баночками. После работы запах от нас шел невыносимый. Отец Серафим шутил: “Не напастись мне на вас “Шипра”[1]. Иногда дети приходили работать втайне от родителей. Такое было время — опасно было быть православным. Но летом 1944-го власти стали более терпимыми. Они даже направили пожарную команду нам на помощь. Под напором воды с хлоркой отмывали стены. Правый угол был очень грязным. Нам пришлось поработать с большим усердием... Работа продолжалась два месяца. После кропотливых трудов храм был полностью расчищен. Люди начали приносить иконы... Мне тогда было двенадцать лет, помню некоторые имена работавших на расчистке храма: Лида Зеленина, Тамара Зотова, Юра Анучин (живы ли они, не знаю), Ювеналий Федотов, Римма Катугина — умерли. Уже в преклонном возрасте, служа в Троице-Сергиевой Лавре, отец Серафим вспоминал о том, как тогда дружно работали: шли с охотой, никто никого не заставлял, благословение просили, молились, домой уходили одухотворенные»[2].


Игумен Марк (Лозинский) и архимандрит Серафим (Шинкарев)

С первых дней Великой Отечественной войны отец Серафим организовал в Архангельске работу среди населения в помощь воинам. При Ильинском соборе был создан комитет верующих, который занимался сбором средств и распределял трудовые поручения среди прихожан. Сотни верующих и сочувствующих приносили в храмы свои сбережения, ценности, теплые вещи, постельное белье, ткани... Были организованы группы надомниц: вязали теплые носки, шарфы, кофты, шили одежду. Все это сразу отправлялось на фронт.

После назначения отца Серафима настоятелем Всехсвятского храма работа по сбору средств на нужды фронта не прекратилась. Отец Серафим сумел дважды собрать большие денежные суммы, которые пожертвовал на формирование танковой колонны «Димитрий Донской», создававшейся тогда по инициативе Московской Патриархии на средства верующих и переданной в 1944 году танковым войскам СССР. За это батюшка получил от Сталина две благодарственные телеграммы.


Благодарственная телеграмма от Сталина

В 1947 году игумен Серафим стал насельником Троице-Сергиевой Лавры. Здесь он проходил различные послушания: с 1949 по 1954 год — свечника и эконома, с 1954 по 1959 год — благочинного, с 1959 года — старшего духовника на исповеди мирян. В сан архимандрита был возведен 23 апреля 1950 года Святейшим Патриархом Алексием I. Обладая выдающимися организаторскими способностями, неоднократно собиравший значительные денежные суммы для фронта, сам батюшка жил очень скромно. Также он заботился о сохранении нестяжательности у братии — не разрешал никому из монахов жить в одной келье больше трех месяцев, чтобы никто не накапливал имущество.


Отец Серафим был человеком деятельным, внимательным к духовным нуждам людей и смиренным молитвенником. Однажды он сказал маме двадцатилетней студентки медицинского института Александры Конковой, будущей игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Сергии, что та будет монахиней. Сама матушка вспоминала о нем: «Мой будущий духовник архимандрит Серафим (Шинкарев)... поступил в Лавру и больше никогда не выходил за пределы обители. Даже родную сестру, монахиню Агнию, которая свои последние дни доживала возле Лавры, он не пошел хоронить. сначала кивал-кивал, соглашался, а потом отвечал: “Деточка, я же за стены Лавры не выходил никогда”. Примечательно, что он всех называл “деточками”, даже моего папу, и часто повторял: “Деточка, слушайся своих родителей! Послушание всему научит”. <...> У него был дар рассуждения. Сила его духа была такова, что Господь открывал ему многие тайны. Бывали случаи, что придешь к нему, а батюшка молится, и пока ожидаешь, все твои вопросы разрешаются. Отец Серафим молился о своих духовных чадах, и все ему было открыто».

Старец преставился 9 декабря 1979 года на 92-м году жизни. Отпевание совершил наместник Лавры архимандрит Иероним (Зиновьев) в сослужении братии накануне празднования иконы Божией Матери «Знамение», которую батюшка особенно почитал. Архимандрит Серафим был погребен на Северном городском кладбище, а осенью 2007 года его останки были перенесены и погребены на братском кладбище в селе Деулино.

Источник: В служении Пресвятой Троице и преподобному Сергию. Братия Троице-Сергиевой Лавры XX–XXI веков. Избранные жизнеописания / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2024. С. 60–65.


[1] Одеколон, отличавшийся стойкостью аромата.

[2] Исторические зарисовки: Храм Всех святых 40-х годов ХХ века / А. Помазкина, Л. Бердина, А. М. Арония. Науч. руководитель: Н. В. Маркова. Архангельск: Воскресная школа храма Всех святых, 2011 г.




8 декабря 2023

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.