Внутреннее убранство и святыни Подольных храмов Лавры в середине XVII в.

Как свидетельствует лаврская опись 1642 г., Введенский храм был «крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом».


Фото 1881—1891 годов.

Иконостас, находившийся во Введенском храме, был пятиярусным и состоял из «большого Деисуса», 13 праздничных икон, 15 икон пророческого ряда, 13 икон праотцев, а также икон местного ряда. Все иконы «писаны на празелени», царские врата, сень и столбы были резные, позолоченные. Образ Живоночальной Троицы находился в местном ряду по правую сторону от царских врат, далее располагалась икона Введения, обложенная серебряной и позолоченной басмой, с басменными венцами и серебряной резной позолоченной цатой у Богородицы. Далее следовал образ Богоматери на престоле с предстоящими преподобными Сергием и Никоном Радонежскими, также «писанный на празелени». Эти три образа были объединены единым кивотом, украшенным тканой пеленой с полотняными крестами.

По левую сторону от царских врат располагались следующие иконы: «Предста Царица одесную Бога», с припадающими преподобными Зосимом и Савватием Соловецкими. Икона была также украшена серебряными резными позолоченными венцами. Далее находился образ Божией Матери «Умиление», «писанный на золоте» и образ св. великомученицы Параскевы, писаный на празелени, с новгородком «в прикладе по смете с полтину». Все три иконы также были объединены общим кивотом с пеленой. Северные диаконские врата украшал Животворящий крест с ангелами. На столпе, который впоследствии был демонтирован, находились иконы: Божией Матери «Умиление», «образ владыки Евфимия» (Новгородского), икона Божией Матери «Казанская», икона святителя Николая Чудотворца, а также другие иконы, богато украшенные серебряной басмой и сканью.

На противоположном, левом, столпе находились образ Божией Матери «Одигитрия», «образ Спасов главный, писан на золоте», икона Успения Божией Матери, а также образ трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Все иконы также была богато украшены серебряной басмой. Перед Деисусом висело медное двенадцатисвечное паникадило с шелковой кистью, подаренное в храм Троицким архимандритом Ио ной в 1654 г. Перед местными иконами стояли железные подсвечники и «подсвечник деревянной с яблоки золочены».

Богослужебные сосуды, находившиеся в алтаре Введенского храма, были оловянными. Опись также указывает на выносную запрестольную икону — Умиления с одной стороны, и святителя Николая Чудотворца — с другой. На Престоле находилось печатное Евангелие в бархатном переплете, украшенное серебряным распятием и фигурами евангелистов — вклад пономаря Луки Вереитина.

Опись также приоткрывает нам внутренний облик Пятницкого храма, возможно, не нынешнего, но несохранившегося — если принимать точку зрения В.В. Кавельмахера [1]. Однотябловый иконостас из семя икон, «обложен медью, басмою»; царские врата, столбцы и сень позолочены. По правую сторону от царских врат образ Живоначальной Троицы, «писан на золоте», далее находится образ великомученицы Параскевы. Венцы на главах ангелов и святой резные, «в венце шесть камешков да три жемчужка». Иконы были также украшены басменными цатами и крестами, в том числе и нательными серебряными и золотыми. Слева от царских врат — икона Божией Матери «Коневская», на золоте, также украшенная басменной цатой. Опись также упоминает три железных подсвечника перед местными иконами. Богослужебные сосуды, как и в алтаре Введенского храма, оловянные; запрестольный образ с одной стороны — Богородицы Одигитрии, с серебряными венцами и цатой, с другой — св. великомученицы Параскевы, писаный на празелени.

В трапезной части храма справа находились иконы святителя Николая Чудотворца Можайского, писанного на золоте, с басменными золочеными венцами, также икона преподобного Сергия Радонежского, икона великомученицы Параскевы в кивоте, «в ручке крест, а в другой свиток». Икону украшали три басменных цаты, стремя камнями. В храме также находился «крест синолойной», с одной стороны которого было изображено распятие Господне с двунадесятыми праздниками, с другой — «воплощение» (Рождество?) Пречистой Богородицы, обложенный серебряной сканью. Опись также упоминает «синолойную икону», изображавшую двух неизвестных святых — «подписей незнать». Дальнейшее описание представляет сложность .для понимания: «понагея резь на древе: не рыдай Мене Мати, да воплощение Преч. Богородицы, да копеек в прикладе на нитках по смете рубля с два». Поскольку далее идет речь о написанных «на притворех» клейм с мучениями св. Параскевы, возможно, вышеупомянутые святыни находились внутри просторного кивота вместе с иконой св. великомученицы Параскевы, украшенной снизу двумя пеленами.

В северной стороне трапезной Пятницкого храма находились две иконы, писанные на золоте, святой равноапостольной Марии Магдалины и преподобной Ксении Римляныни. Опись также упоминает о пяти колоколах на колокольне, «а что в них весу, и тово неведомо, потому что колокола не подписаны». [2]


Игумен Гедеон (Губка). Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - Сергиев Посад, Пятницкое подворье, 2007.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Кавельмахер В. О времени построения... С. 248.

[2] Опись Троице-Сергиева монастыря. 1641, л. 610-6Н| см. Приложение I.


STSL.Ru


4 декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.