Вера в Бога

Вера в Бога

Наша земная жизнь уподобляется морю, которое бывает тихим и мут­ным, встревоженным, покрытым седой пеной. «Тишина и буря сменяют одна другую, а время уходит, уходит, стремится погрузиться в бездну вечности. Блажен тот пловец житейского моря, который часто устрем­ляет взоры к небу. По светилам небесным он направляет путь свой, не унывает при бурях, не доверяет и тишине моря: оно — так изменчиво! Взоры, для которых доступно небо — вера; ею мы усматриваем духовное небо: учение Христово. На этом небе сияет Евангелие, как солнце, Вет­хий Завет, как луна, — писание святых отцов, как звезды».

Вера, по определению святоотеческому, есть «око, озаряющее всякую совесть, она сообщает человеку ведение» (св. Кирилл Иерусалимский). Следуя этому определению, свт. Игнатий восклицает: «Вера, святая вера! Вера — око, которым одним ум человеческий может усмотреть и зреть Святую Истину!.. Шествие ее по пути узкому и прискорбному, ведуще­му в живот, по пути, почти безлюдному, шествуемому весьма немноги­ми». Она свята и истинна, но только тогда, «когда она — вера в свя­тую Истину, когда она — вера, принесенная на землю вочеловечившейся Божественною Истиною, Господом нашим Иисусом Христом».

Действие веры велико. Она способна поднять с земли, освободить от оков, изъять из среды мучений, вознести к небу, ввести в покой духов­ный. «Вшедшие в этот покой почивают прохладно, насладительно на роскошно постланных, драгоценных одрах Боговидения». Взяв человека за руку, вера «поставляет его перед Богом». У нее нет гра­ниц — как безграничен и Бог. «Разум, как ни разумен, — ограничен: не годится для дел Божиих. Все Божие, всякое знамение он встречает от­талкиванием: «как?» «неужели?» почему?»— Прочь— непотребный от­верженный Богом!.. Придите — святая вера и буйство проповеди Христо­вой — спасите нас!»

В духовной брани со злой силой вера служит непобедимым оружием. «Для верного успеха в невидимой брани с князьями воздушными, с ду­хами злобы, темными миродержителями, — учит Святитель, — нужно взяться за оружия, подаемые верою, подаемые буйством проповеди Хри­стовой... Странными и страшными кажутся для плотского разума стезя и учение веры; но едва увидит человек на самом опыте, увидит внутрен­ним душевным ощущением могущество веры, — немедленно и радостно предается ее водительству, как обретший неожиданно бесценного на­ставника, с презрением отталкивает от себя отверженную Богом премуд­рость человеческую».

Чтобы нагляднее показать силу веры, Святитель рассказывает один чудесный случай, бывший в древнее время в Египетском женском мона­стыре. Разбойничий атаман, переодетый в иноческое платье, пришел в монастырь с целью осмотреть его, чтобы потом привести сюда свою шайку и ограбить. Игуменья и сестры, приняв атамана за старца, ока­зали ему истинно монастырское внимание: игуменья сама умыла ему ноги, а этой водой потом окропила инокинь. Среди них была и слепая. И как только вода коснулась ее глаз — она прозрела. Разбойник, увидев чудо, покаялся и сам ушел в монастырь. «Так, — заключает Святитель свое обращение к духовному чаду и к себе самому, — ваша вера и многих других, послужив вам во спасение, да послужит и мне возбуждением к оставлению нерадения моего и расслабления».

Вера приносит истинное счастье человеку. «Наружное счастье не может вполне напитать человека; источник истинного счастья должен быть в его сердце, а эти святые, чистые воды дарует Христианину — ве­ра».

Вера порождает смирение — это необходимейшее духовное состоя­ние для спасения, ибо «смирение примиряет приявшую его душу с небом и землею».

Вера приводит человека ко спасению и спасает его. «Не должно чело­веку отчаиваться, — учит свт. Игнатий, — как бы велики грехи его ни были: ибо человек спасается не своими добрыми делами, единою верою во Христа Спасителя; а делами должно доказывать свою веру».

Но чтобы вера имела такое действие, она должна быть живой — «нет Бога для того, кто не верует живой верой в Бога!»

Потому-то Святитель и взывает: «Верою возвеличь в себе Бога и Он возвеличит тебя бесстрастием и духовным разумом». «Киньтесь в спасительную бездну веры, как бы в море — с утеса!».


Источник: К.Е. Скурат. Избранные труды. Святитель Игнатий (Брянчанинов) наставляет. - Сергиев Посад, 2008. 


STSL.Ru


Теги: Скурат К.Е.
12 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...