В Сергиево-Посадском музее-заповеднике состоялось открытие выставки «Искусство реставрации»

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике состоялось открытие выставки «Искусство реставрации»

17 мая 2017 года в главном корпусе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника состоялось открытие выставки «Искусство реставрации».

Данная экспозиция представляет более 150 произведений иконописи, шитья, масляной живописи, художественного металла, керамики, которые обрели свое «второе рождение» благодаря работе реставраторов музея. Этапы их восстановления отражены в текстах и фотоматериалах, сопровождающих экспонаты.

Реставраторы участвуют в каждой музейной выставке – они готовят произведения для экспозиции. Но выставки, которая представляла бы самого реставратора, еще не было. Экспозиция «Искусство реставрации» открывает посетителям скрытую от глаз непосвященных жизнь музея, своего рода невидимый фронт, на котором реставраторы отвоевывают у тления и забвения вторую жизнь мировым шедеврам и любым другим предметам, представляющим историческую ценность. И очень часто, раскрывая их красоту, они одновременно делают научные открытия, объявляя имя мастера, имя художника-создателя.

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике экспонаты сохраняют сотрудники отдела научной реставрации (зав. отделом О.Б. Куцель), где в настоящее время работает 10 специалистов. Реставрацию темперной живописи выполняют О.С. Воскресенская, П.И. Прищенко, масляной живописи – Л.А. Гречина, игумен Дорофей (Островский), тканей – Н.Н. Шелонникова, Н.В. Грекова, Ю.А. Махаева, металла – Е.В. Ромашкина, А.В. Ивченко.

Понадобилось много лет, чтобы в музее-заповеднике собрался коллектив ответственных людей, преданных своему делу, профессионалов высокого класса. Все музейные реставраторы имеют высшее или среднее специальное образование, аттестованы комиссией МК РФ, регулярно стажируются в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря и ГосНИИР. Реставрационные работы в музее начались с первого дня его создания.

У реставраторов такие же заповеди, как и у врачей. Известный исследователь искусства художник Игорь Грабарь, имя которого носит Всероссийский реставрационный центр, называл искусство реставрации художественного предмета художественной хирургией. А если учесть, что в своем технологическом процессе реставраторы используют хирургический скальпель, то аналогия уместна.

Насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Дорофей (Островский) почти 20 лет работает реставратором по благословению приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия II. Сначала реставрировал иконы в Патриарших покоях, а когда прошел стажировку во Всесоюзном центре реставрации им. И.Э. Грабаря, получил послушание перейти на работу в музей-заповедник. Последние 5 лет по распоряжению наместника Лавры и директора музея-заповедника архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста Его Высокопреподобие является также духовником работников музея. Вместе с ними выезжает в командировки в другие музеи страны делиться своим опытом и перенимать чужой. Для этой экспозиции он вернул к жизни несколько работ: «В Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», «Поклонение волхвов», «Портрет архимандрита Гедеона (Криновского)», «Портрет императрицы Марии Федоровны» и др. На вопрос, какая из них ему больше по душе, отец Дорофей ответил как ученик Игоря Грабаря:

«Если врач хороший, то все пациенты для него одинаковые. Но если смотреть по сложности, то картина "В Троицком соборе" была очень "капризной", трудной. Начинал ее другой реставратор, и я еще 6 лет над ней работал после него. Хотя не всегда только старые вещи трудны в работе – иногда и современные требуют много времени и сил».

На выставке впервые представлена фелонь преподобного Никона Радонежского. Сшитая в XV веке из итальянского узорного драгоценного шелка, она со временем стала рассыпаться. В 50-е годы фелонь была закреплена на сеточку, но этого было недостаточно. Сверху ее еще нужно было перекрыть тончайшей реставрационной тканью. Реставратор Нина Шелонникова больше года спасала фелонь. И результат теперь может увидеть каждый желающий. Она выставлена в одной витрине вместе с другими уникальными вещами, которыми пользовался преподобный Никон. Как и фелонь, они тоже восстановлены в реставрационной мастерской музея-заповедника.

Икону преподобного Никона в экспозиции вещей святого реставрировала Ольга Куцель:

«Восстановление произведения искусства – это всегда очень сложный процесс, особенно когда речь идет об иконах. Каждый шаг в реставрации очень важен и по-своему уникален. В работе реставратора самое главное не только помочь произведению снова предстать перед глазами людей в своей первозданной красоте, но и ни в коем случае ему не навредить. Работа реставратора делится на несколько этапов: исследование, консервация, укрепление, т.е. восстановление связи между всеми слоями живописи – доской или холстом, грунтом, красочными и лаковыми слоями. Также нужно очистить картину от поверхностных загрязнений и восполнить утраты авторского полотна, грунта, красочного слоя. Главный принцип здесь, как и в медицине, – не навреди! В первом выставочном зале мы подготовили витрину, где показали, как идет процесс реставрации. На стеллаже отчетливо видно, как засияла икона: когда убрали потемневшую олифу, под ней оказался светло-желтый приятный фон».

Особенность данной выставки заключается еще и в том, что в первом выставочном зале, обновленном косметическим ремонтом, выставлены авторские произведения реставраторов, которые тоже впервые представлены на обозрение широкой публике.

«Мы захотели не только рассказать о своей профессии, но и показать свои собственные творческие работы. Хотя, может быть, с нашей стороны это дерзко выставлять свои работы рядом с мировыми шедеврами, но мы решили попробовать – это наш дебют, – пояснила Ольга Куцель. – Когда соприкасаешься в работе с великими святынями, это оставляет след в душе на всю жизнь – чувствуешь себя участником большого и важного дела».

На выставке также присутствуют работы реставраторов музея, которые уже ушли из жизни, например Марины Соболевой. За 20 лет работы Марина Георгиевна освоила все виды работы с керамикой. Игрушки, изразцы XVII–XX веков, археологические сосуды 5–3 тысячелетий до нашей эры, кувшины и миски из разных областей России, изысканная посуда из фарфора XVIII–XX веков, отреставрированные Соболевой, можно увидеть во всех экспозициях музея. Размещены они и на этой выставке – в отдельной экспозиции. В этом году Марине Георгиевне исполнилось бы 60 лет.

Заместитель генерального директора музея-заповедника Светлана Николаева считает, что данная выставка – один из самых удачных проектов последнего времени. «Когда мы ее только задумывали, – поделилась она, – я не сомневалась, что она будет красивой, интересной и удивительной, хотя в процессе подготовки мы все очень волновались. Этот творческий процесс можно сравнить с художником по стеклу, когда он выдувает новое произведение. Он никогда не знает, каким оно получится.

Так же бывает и у нас, когда мы делаем многодельную выставку с очень разным характером экспонатов, с разными авторами. Но сегодня произошло чудо: у нас тактично совмещены предметы самого разного характера: это и произведения древнерусского искусства, это и святые образы, и произведения народного искусства, ткани, керамика, масляная живопись… Поэтому во всех отношениях выставка удачная».

Выставка Сергиево-Посадского музея-заповедника «Искусство реставрации» продолжит свою работу до 30 июля 2017 года.


Людмила Ковригина
Фото автора


19 мая 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.