Церковная свеча

Церковная свеча
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры! Случалось ли вам, стоя в храме за тихим вечерним богослужени­ем, вдруг почувствовать всей глубиной души, как дорог вам этот дом Божий, как все в нем близко ва­шей душе, как все в нем прекрасно, возвышенно, свято, таинственно, назидательно? Случалось ли вам живо ощутить глубокий смысл и назначение всего, что совершается в храме Божием? Увы, доро­гие мои. Мы часто приходим в храм, стоим, ничего не сознавая, не стараясь проникнуть в смысл бого­служения, даже не внимая чтению и пению. А меж­ду тем в храме даже самая малая деталь может дать великое назидание.

Вот маленькая церковная свечечка. Пришли, взяли ее, зажгли, поставили перед иконой, и горит она. Принесли свой небольшой дар в подкрепление мо­литвы. Что обозначает это тихое маленькое пламя свечи, поднимающееся к небу?

Свеча свидетельствует, во-первых, о нашей любви к Господу. Пришли в храм, принесли ее в дар своей любви. Но горит ли наша душа так, как эта тоненькая свечечка? Поднимается ли пламя нашей молитвы к небу? Устремляемся ли мы всем своим существом ввысь, к небесам, к святости, к красоте вышней жиз­ни, посвященной Богу?.. Но свеча не только горит и светит, она еще и греет, изливает хотя бы немного тепла на окружающих. А мы? Согреваем ли мы своей любовью тех, кто находится возле нас, наших близ­ких, родных, всех, с кем мы живем и общаемся? Или же застыли во льду греха, самолюбия, замкнулись и лежим, как холодная, остывшая головешка?..

Преподобный Серафим, сравнивая жизнь человека со свечой, говорит, что воск в ней — вера, светиль­ня — надежда, а огонь — любовь. Если нет веры, на­дежды, то нет и жизни. А если нет любви, то жизнь пустая, бесцельная, бесплодная. Как плохая свеча коптит, трещит, а то и совсем гаснет, так порой и на­ша жизнь излучает не свет добра, а смрад греха и без­законий. Так что же наша жизнь? Горит или только коптит, а может, совсем угасает?

Эта маленькая свеча говорит еще и о том, возлюб­ленные, что и мы с вами хорошо ли, плохо ли про­живаем свой короткий земной срок. «Прогорим» очень быстро, и что же после нас останется? Оста­нется ли хотя бы капелька света — добра от наших дел? Останется ли хотя бы капелька тепла и доброй памяти о нас?

С плачем рождается младенец. Святая Церковь да­ет ему духовное рождение, омывает Святым Креще­нием. В руках восприемника горит свеча и роняет свои восковые слезы, как живая плачет перед Богом о новом маленьком человеке, о его немощи, слабости и многих тяготах предстоящей ему жизни.

А когда человек вырастает, то может в вихре жиз­ни запятнать свою душу грехом. И тогда приходит он к святому Таинству Покаяния, зажигает свечу, ставит ее на подсвечник. Эта свеча проливает свои горючие слезы о нашей греховности, о холоде и мраке нашей беззаконной жизни.

Когда жизнь человека освящается брачным сою­зом — молодые держат в руках зажженные свечи... Своим пламенем они напоминают о любви в семье, о том, что и семейное счастье не долговечно, что и оно неожиданно угаснет, как эта зажженная свеча...

Когда человек в болезни обращается к Богу, собо­руется, помазывается святым елеем, рядом с ним пла­менеет свеча, как бы вознося к небу его молитву, хо­датайствуя за него.

Когда человек оказывается на смертном ложе, то у его изголовья ставят свечу, как символ его бессмер­тия, как свидетельство того, что душа его продолжает жить и вечно пламенеет пред Богом... Когда на мо­гилку придут родные, они тоже зажгут свечу в знак своей любви к умершему и памяти о нем.

И так всю жизнь, да и после смерти рядом с нами горит свеча, незаметная, маленькая. С какой верой мы в горе, в затруднении ставим перед иконами Спа­сителя, Матери Божией или угодников Божиих све­чи, с такой же милостью Отец Небесный утешает на­ши скорбные души, ниспосылая Свою помощь. Мы ставим свечку, а она будто говорит нам: я горю, и ты, потухшая душа, зажгись, зажгись, не бойся жизнен­ных бурь, зажгись, хотя и колеблет тебя ветер, но го­ри, свети и согревай.

Дорогие мои, мы, может быть, особенно счастли­вы, что стоим и молимся все вместе, что наши малые молитвенные вздохи сливаются в один общий вздох, устремляющийся вверх, как пламя свечи, которое достигает неба, престола Божия. Что не в силах осве­тить, согреть слабый свет нашей малой, одиночной молитвы, то может воспламенить, переплавить боль­шое пламя общей молитвы. Может быть, рядом с на­ми стоят неведомые нам молитвенники, великие пе­ред Богом духовные люди. Вместе с их молитвой и наша, слабая, холодная, молитва идет от земли к не­бу, к самому престолу Господа.

Мы должны быть тем более счастливы, что стоим и молимся на святом месте, согретом и освященном молитвенным подвигом Преподобного Сергия, вели­кого нашего аввы. Некогда на этом самом месте сто­ял малый деревянный храм, и освящала его даже не свеча, а простая лучина, но ярче светильников горе­ли сердца подвижников, ревнителей благочестия и спасения, собравшихся сюда, привлеченные сиянием Сергиевых добродетелей.

Теперь он и сам, как великая свеча, горит и не уга­сает, пламенея своей молитвой пред престолом Свя­той Троицы, и тем светом просвещает нашу жизнь, порой такую нелегкую и запутанную, согревает наши души, холодные, нерадивые, унылые...

Возлюбленные братия и сестры, почаще ставьте хотя бы маленькие восковые свечи. Они горят огнем большой несомненной веры, напоминая как бы две лепты бедной вдовы... Будем помнить, что церковная свеча — это наша жизнь. Церковная свеча — это наша любовь к Богу и ближним. Церковная свеча — это сила, помогающая нам в трудные минуты жизни и смерти. Аминь.

Источник: Архимандрит Тихон( Агриков).Жизнеописание, проповеди, письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. С. 260-264


STSL.Ru


24 февраля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.