Царский поход к преподобному Сергию

С момента своего основания Троице-Сергиева Лавра играет огромную роль в жизни нашего государства. Издавна, в поисках защиты и духовного наставления в обитель на поклонение мощам преподобного Сергия собирался не только простой люд, но и русские государи. К сожалению, о такого рода походах исторических документов практически не сохранилось, но есть довольно интересное описание «Троицкого похода» – так называлось паломничество в обитель царя Алексея Михайловича, начатое 19 сентября и оконченное 30 сентября 1675 г. Описание составлено секретарем австрийского посольства в России Адольфом Лизеком. Оно ценно тем, что автор сам присутствовал при описываемых событиях, а подробность этого описания, где до мельчайших подробностей рассказывается почти о всех событиях похода, не оставляет возможности сомневаться в его подлинности.

Прежде чем начать поход, за несколько дней царь отправлял в монастырь подьячего с грамотой к архимандриту и братии монастыря, в которой сообщал о своем скором прибытии в обитель. Помимо этого, по приказу царя начинали поспешный ремонт дороги, где государь собирался совершить паломничество: засыпали ямы, ремонтировали мосты, ставили указатели. Отправляясь в подобные паломнические походы, государь отдавал распоряжения относительно управления государством и распоряжения в отношении семьи, если по каким-либо причинам члены семьи не могли поехать вместе с ним.

По обыкновению в день отъезда государь приходил в Успенский собор, и там его встречал Патриарх, а хор пел многолетие. Царь прикладывался к иконам и мощам Московских святителей, после чего Патриарх благословлял царя и свиту и кропил их святой водой. Получив благословение, государь выходил из собора, садился на коня или в карету и прощался с народом. По словам Адольфа Лизека, в тот день собралась почти вся Москва, чтобы проводить государя в поход. Людьми была заполнена не только площадь, но и крыши близлежащих домов и церквей. Лизек упоминает, что «на одной крыше сидел на ковре персидский посол со всею свитою». Так начиналось паломничество к мощам преподобного Сергия.

Особое внимание в описании автор уделяет церемониалу и торжественности, с которыми всё это проводилось. С самого утра воевода с полутора тысячами лучших московских стрельцов готовил путь для государя. Впереди шествия везли большую пушку, которую сопровождали два заряжающих. У одного была секира, а другой нес копье, увенчанное двуглавым орлом с фитилем в когтях. По бокам двигалась фаланга стрельцов в красной суконной одежде, за ними шли знаменосцы, трубачи и барабанщики.

Это шествие остановилось в поле, где в ожидании царя было построено 14-тысячное войско – отряд, который посылали вперед всей колонны, чтобы подготовить место для остановки государя. С этим отрядом передвигалось более 30 обозов с продовольствием, оружием, деньгами для пожертвований, а также повозки с царскими вещами: платьями, бельем, посудой и прочими предметами царского быта.

С особым величием и торжественностью ехала украшенная золотом и серебром царская карета, возглавляемая кавалькадой из 62 всадников и запряженная шестью рослыми жеребцами. По бокам от кареты шли личные охранники царя с пищалями и слуги.

Карета царицы была больше и величественнее кареты царя, ее везли 12 лошадей. За ней ехала карета царевича, запряженная четырьмя маленькими лошадьми, и ее сопровождали четыре карлика. После карет царской семьи следовали бояре, окольничьи, думные дворяне, стольники и слуги.

По пути царь делал остановки для смены белья и отдыха. Первая такая остановка на пути из Москвы в Лавру в походе 1675 г. была сделана близ Троицкой заставы у креста, который назывался Филипповым, в память обретения на этом месте мощей митрополита Филиппа в 1652 г. Недалеко от этого места было раскинуто множество палаток и шатров. Шатер для государя был обтянут тонкой тканью алого цвета с вышитыми на ней узорами, а изнутри он был обит дорогими серебряными и «золотными» тканями. Сменив платье и отдохнув, царь отправлялся в дорогу. Следующая остановка была в с. Алексеевском, или Тайнинском, потом Большие Мытищи, Пущино, Братовщина. Последним местом остановки было с. Воздвиженское, в которое царь прибыл 24 сентября.

Когда царь делал остановки в тех или иных населенных пунктах, то люди, жившие там, с хлебом и солью, а иногда и с более богатыми подношениями, встречали государя. Царь одаривал людей деньгами и приказывал хорошо накормить их. Также государь щедро раздавал милостыню беднякам и нищим. Следует сказать, что раздавать щедрую милостыню во время паломничеств по святым местам было традицией русских государей. Так, в окрестностях Дивеево до сих пор вспоминают рассказы бабушек и прабабушек о раздаче милостыни царской четой в 1903 г. Тогда многие крестьянские семьи смогли значительно поправить свое материальное положение за счет царских червонцев.

Но вернемся к походу Алексея Михайловича. Во время пути царь посылал своих приближенных к царице и Патриарху, если они ему не сопутствовали, с намерением выяснить состояние их здоровья. Это было проявлением не только заботы, но и вежливости, а в отношении к подданным – большой наградой.

В с. Воздвиженском государя ждали архимандрит, келарь и казначей с иконами и просфорами. Они били челом и звали государя на богослужение в собор. Приняв приглашение, царь отпускал их и повелевал ожидать своего прибытия.

За четыре версты до Троице-Сергиевой Лавры, близ Клементьевской слободы, раскидывались шатры, где царь менял свое платье и оставшийся путь, по традиции, преодолевал пешком.

Прошлым летом группе арсеньевских учителей, проходивших обучение на курсах в Троице-Сергиевой Лавре, довелось жить в большом гостеприимном доме на Клеменьтевской слободе.

В воротах Лавры государя встречал архимандрит с братией, поднося государю монастырский посох – знак того, что он передавал царю всю власть как Патриарху. После этого царь направлялся в Троицкий собор, где слушал ектению и, приложившись к мощам преподобного Сергия, отправлялся в свои покои.

Во время пребывания в монастыре царь посещал службы, ходил в монастырскую больницу и раздавал щедрую милостыню. В день праздника, после службы государь совершал пышную трапезу и раздавал братии деньги. Монахи подносили государю изделия из дерева, выполненные своими руками – впоследствии эти изделия использовались царем в быту. По окончании праздника государь уезжал в Москву. На подъезде к Москве государя встречало духовенство и сопровождало в Успенский собор, где Патриарх благословлял царя и кропил его и бояр святой водой. После чего царя сопровождали во дворец. Подобная пышность и торжественность этих походов в Троице-Сергиеву Лавру удивляла и завораживала иностранцев. Главным в походах было то, что государь совершал их не ради забавы или демонстрации своего величия. Это была его дорога к Богу.

Так проходили Троицкие походы русских царей. И традиция испрашивать благословения у Господа и просить молитв святых угодников на благое дело – традиция, укоренившаяся в сознании нашего народа, как ничто другое определяет главную черту русского человека, самосознание которое не мыслится без Бога.


А. Голосных

Источник: Покров [журн. дух.-нравст. культуры]. Спец. вып. – М.: Покров; ОРОиК РПЦ, 2014. С. 65-69.




25 ноября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.