Троицкий синодик. День памяти схиигумена Дамаскина (Красных, † 2011)


Рядовой Петр Красных во время военных сборов около 1955 года

Схиигумен Дамаскин (в миру – Петр Николаевич Красных) родился 8 июля 1925 г. в с. Путятино Добровского района Липецкой обл., в семье рабочих. Петр окончил семь классов средней школы в г. Лосино-Петровске Московской области и в 1942 г. поступил в ремесленное училище. По окончании обучения в 1945 г. молодой человек был направлен слесарем на завод в г. Калининград [1] Московской области. С 1948 по 1960 гг. будущий священнослужитель работал на Монинском комбинате (Московская область) вначале слесарем 5-го разряда, а затем, после обучения в ФЗУ [2] (1954–1956 гг.), помощником мастера ткацкого производства. В этот период Петр Николаевич проходил 90-дневные военные сборы в звании рядового.

В октябре 1960 г. Петр Красных поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где он впоследствии провел более полувека своей жизни. 11 июля 1964 г. послушник подал наместнику прошение о пострижении в монашество со словами: «Прошу Вашего ходатайства перед Его Святейшеством Святейшим Патриархом Алексием о моем постриге в монашество. Обещаюсь нести послушание в Лавре преподобного Сергия до конца моей земной жизни». Так, 22 июля того же года наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) послушник Петр был пострижен в мантию с наречением имени Прокопий.

9 октября 1964 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры монах Прокопий был хиротонисан во иеродиакона архиепископом Пермским и Соликамским Леонидом (Поляковым, † 1990). А менее чем через два года – 31 января 1966 г. – в Сергиевском Трапезном храме обители епископом Мюнхенским Иринеем (Зуземилем, † 1999) отец Прокопий был хиротонисан во иеромонаха.


После пострига в схиму в келии.1977 год

В 1977 г. наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) инок был пострижен в великую схиму с именем Дамаскин. Восприемником при постриге стал братский духовник архимандрит Кирилл (Павлов, † 2017).


Могила схиигумена Дамаскина на братском кладбище Деулинского подворья Лавры

Многие годы отец Дамаскин совершал требные молебны в крипте Успенского собора Лавры.

Тяжелые хронические болезни в последние годы жизни не позволяли отцу Дамаскину регулярно ходить на богослужения и совершать Божественную литургию. Но с братской помощью батюшка всегда доходил до храма, где причащался Святых Христовых Таин. Главным и единственным послушанием болящего схиигумена в последние годы была молитва.

Рано утром 11 ноября, во время братского молебна преподобному Сергию, в своей келии Варваринского братского корпуса схиигумен Дамаскин преставился ко Господу, исполнив обещание подвизаться в Троицкой обители до конца своей земной жизни.

Облачив почившего насельника в погребальные одежды и совершив литию, братия соборно перенесла новопреставленного старца из келии в храм Сошествия Святого Духа на апостолов, где непрестанно у гроба читалось Евангелие. После заупокойной Литургии в Успенском соборе наместник Лавры епископ Феогност (ныне – архиепископ Каширский) в соборном сослужении братии обители совершил отпевание отца Дамаскина.

Погребен приснопоминаемый схиигумен Дамаскин на братском кладбище у храма Всемилостивого Спаса в с. Деулино.

__________

[1] В 1996 г. Калининград переименован в г. Королев.

[2] Школа фабрично-заводского ученичества.


Из воспоминаний о схиигумене Дамаскине

Отец Дамаскин был настоящим схимником. Любил уединение и ночную молитву. Всегда был сосредоточен. Старец мог пройти по Лавре, ни на что не отвлекаясь, не отвечая ни на какие просьбы, даже не здороваясь. Иногда это выглядело по меньшей мере странным.

Игумен Филарет (Тамбовский), клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, многие годы близко знавший старца, как-то спросил у отца Кирилла: «Почему отец Дамаскин так отрешенно проходит мимо, не благословляет, не отвечает – может, он обижается?» Отец Кирилл тогда сказал: «Ну что ты? Схимник находится в постоянной молитве. Духовная жизнь! Нужно понимать».

Игумен Филарет много лет исповедовался у отца Дамаскина еще до семинарии и потом, уже будучи иеромонахом и игуменом. Каждый раз в конце исповеди отец Дамаскин спрашивал его имя. Отец Филарет как-то помыслил: «Неужели он за столько лет не может меня запомнить? Имена же братии он помнит».

В следующий раз отец Филарет приехал в Лавру на Пасху, подошел к отцу Дамаскину, а тот дает яичко и говорит: «Христос Воскресе! Отец Филарет, я всегда Вас помню и поминаю». Коротко улыбнулся, согнулся и пошел. Он никогда не смеялся, был строг как свт. Василий Великий.

Отец Филарет рассказывал о благодатной помощи отца Дамаскина в 2004 г.:

«Тогда я два года был секретарем епархии в городе С. Думал: “Ну почему я так там устаю?” Приехал в Лавру. Отец Кирилл уже болел. Мне так было скорбно. Думаю: “Куда мне приклонить свою главу? Ну к кому, Господи, ну куда мне пойти?” Короче говоря, скорбь. И не с кем поговорить.

И тут идет отец Наум (Байбородин; ныне покойный):

– О, генерал приехал! – почему-то он всегда называл меня генералом. – Иди к схимнику.

А ходячий-то тогда был только он, отец Дамаскин. Схиархимандрит Михаил уже болел в келии. А отец Дамаскин стоит скромно в храме. Одиноко стоит.

А мне нужно не столько поисповедоваться, сколько выплеснуть всю скорбь, побеседовать, посоветоваться, что мне дальше делать, как жить. Мне было тогда 30 лет.

Подхожу. Он говорит:

– Ну, пойдем.

Мы ушли в Успенский собор, зашли в Ирининский придел. Там никого не было – час проговорили с ним. Он и говорит:

– А ты знаешь, что тебе там не по климату?

Я удивился:

– Батюшка, это же курорт.

– С. – это не курорт. Нет-нет. Это гиблое для тебя место. Проверь давление. У тебя “скрытное давление”. Нет-нет-нет. Если тебе там быть, то жить нужно за городом.

– Ну что мне делать? Я секретарь епархии, архиерей не отпускает от себя.

– Положись всецело на Матерь Божию. И тогда все пройдет, все управится… Если сам начнешь что-то делать, то ничего не получится.

Возвращаюсь в С. Пошел в больницу делать обследование. Разговорились с врачом. Евсеев Николай, раб Божий, говорит: “Ты плохо себя чувствуешь? Знаешь, что С. – 800 метров над уровнем моря. Тут кто не родился, тот не пригодился. Какие ветры здесь. Сам разве не видишь?”

Результаты анализов были плохими. Вскоре, на Никонов день, у меня случился гипертонический криз. Инсульта не было, но в реанимации пробыл пять дней. Тогда и вспомнил “скрытное давление” отца Дамаскина. А потом его молитвами и молитвами отца Кирилла попал в храм на Ордынку. Так я испытал явный дар прозорливости отца Дамаскина».


На исповеди в Крестовоздвиженском храме села Троицкое

По воспоминаниям настоятеля Свято-Богоявленского Кожеезерского монастыря иеромонаха Михея (Разинькова), схиигумен Дамаскин вел подвижническую жизнь, и Господь давал ему силы и духовные, и физические. Когда отец Михей жил с братьями в местечке Котово на берегу Белого моря, очень удаленном от ближайшего поселения, отец Дамаскин приезжал туда семь раз и поддерживал насельников северного монастыря.

«Все дороги он проходил пешком, а это не один десяток километров, – вспоминал иеромонах Михей. – Мы жили с ним в одной келии. Он спал всего три часа в сутки. Всегда читал Евангелие, всегда молился по четкам, посещал службы, ел очень мало. Если на нас нападали какие-нибудь искушения, он говорил: “Надо молиться, надо поститься, не есть день-два хотя бы”. И во всем подавал благой пример. Он привез с собой книгу “Цветник священноинока Дорофея”, которая стала для всех настольной. Он мало говорил, но от его молчания было не тяжело, а, наоборот, легко на душе. Так и запомнился он мне молчаливым молитвенником».


Схиигумен Дамаскин (Красных)

Благая молчаливость отца Дамаскина назидала многих. Как рассказывал его келейник, старец мог полдня просидеть с книгой в руках в присутствии нескольких людей, не проронив ни слова.

Другой его отличительной чертой была любовь к богослужению. На одной из проповедей владыка наместник как-то сказал: «У нас есть такие немощные монахи, которые за год не пропускают ни одного братского молебна». Эти слова полностью относились к отцу Дамаскину. Братия удивлялась, как он «еле-еле душа в теле», а всегда в храме.

Лишь находясь на смертном одре, старец по болезни не посещал братского молебна и полунощницы, не молился за Литургией в Троицком соборе. Тем не менее, его любовь к храму была столь велика, что даже в день смерти келейник еще спрашивал, пойдет ли он на братский молебен. «Неопустительно присутствовать на богослужении было его принципиальной позицией».

Воспоминания собрал иеромон. Пафнутий (Фокин),
насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры



11 ноября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.