Троицкий синодик. Иеросхимонах Моисей (Боголюбов, † 1992)

Троицкий синодик. Иеросхимонах Моисей Боголюбов

Иеросхимонах Моисей (в миру – Валентин Евгеньевич Боголюбов) – насельник Троице-Сергиевой Лавры, видный русский ученый, доктор технических наук, выдающийся специалист по теории нелинейных цепей. Отец Моисей сочетал в себе свойства ученого и богословски мыслящего человека, он был представителем ученого монашества.

Будущий схимник родился в Рязани в 1915 г. в интеллигентной верующей семье педагогов. Его родители происходили из древних священнических родов, давших России немало боголюбивых пастырей.

В годы революционного лихолетья Боголюбовы жили на Алтае. В памяти маленького Вали особенно запечатлелась стойкость исповедников веры в период развернувшихся гонений. В 1932 г. семья переехала на жительство в Москву. Здесь Валентин окончил Московский энергетический институт и аспирантуру при кафедре теоретических основ электротехники, где затем преподавал в 1938-1978 гг.

В Великую Отечественную войну Боголюбов был призван в регулярную армию и направлен в пулеметную школу. Во время налета немецкой авиации получил сильную контузию, оказался в госпитале и вскоре демобилизовался, чтобы продолжить занятия наукой. Так, Промыслом Божиим он чудом избежал смерти: практически все ополчение, куда его хотели направить, было уничтожено под Москвой.

В 1945 г. Боголюбов защищает кандидатскую диссертацию, а в 1953 г. – докторскую. В 1963 г. получает звание профессора. Одаренный ученый входил в число самых ярких преподавателей и специалистов кафедры. Его лекции помнят до сих пор. Принять участие в проводимых им семинарах стремились не только студенты и преподаватели из вузов столицы, но и из других городов страны. Скромный и добродушный профессор никогда не требовал, не доминировал, ко всем относился с уважением и высоким тактом. Его личность была центром притяжения, вокруг которого строилась работа.

В 1936 г. отец Валентина Евгеньевича был репрессирован. Профессор не имел своей семьи и жил, заботясь о матери. Свою веру ему приходилось скрывать. У него была дача в Подмосковье рядом с храмом. Позже стал ездить в Лавру. Боголюбов был девственником, вел крайне внимательную, целомудренную жизнь. Родительница не раз сподвигала его к женитьбе, но сын все же стремился к иному, духовному пути.

Большое впечатление на Боголюбова произвел архимандрит Иннокентий (Просвирнин) в сер. 70-х гг., когда тот работал в Издательском отделе Московской Патриархии. В Троице-Сергиевой Лавре Валентин Евгеньевич сблизился с архимандритом Кириллом (Павловым), к которому он стал регулярно ездить на исповедь.

Общение со старцем, его наставления и молитвы все более укрепляли в душе профессора желание посвятить себя монашеской жизни. После смерти матери в 1978 г. он читает в МЭИ свой последний научный доклад, посвященный отцу Павлу Флоренскому, раздает свое имущество нуждающимся и, получив благословение отца Кирилла, в возрасте 62 лет уходит простым монахом в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

В письме к племяннику и крестному сыну Алексею В.Е. Боголюбов пишет: «Все лучшие годы употребил я на создание научной карьеры, получил много чести и даже власти, много денег и учеников. Мои близкие, кто радовался, кто завидовал. Куча суетных обязанностей навалилась на меня. До сих пор мучит совесть об упущенном времени, о потерянной возможности сделать что-то для Бога в тот период, когда я был молод, силен, энергичен».

7 февраля 1979 г. Валентин Евгеньевич Боголюбов принял монашеский постриг с именем Филадельф, 1 декабря того же года сподобился сана иеродиакона, а 3 февраля 1985 г. – сана иеромонаха. К Пасхе 1989 г. – награжден наперсным крестом.

В Лавре отец Филадельф нес различные послушания: разливал освященное масло, дежурил в надкладезной часовне и раздавал воду, пел на клиросе, продавал свечи в Предтеченском храме приходящим туда на исповедь и там же, после окончания этого послушания, читал акафист перед иконой Божией Матери «Державная», которую особенно чтил. Много времени проводил в библиотеке Лавры, изучая труды святых отцов. Хотя в Лавре ему предоставили возможность читать лекции в Духовной академии, преподавать, ездить в учебные заведения, он предпочел жизнь молитвенника. Батюшка всегда стоял на страже у дверей своего сердца, часто поминал слова аввы Дорофея: «Брат сегодня пал, я могу завтра пасть». По воспоминаниям лаврской братии он никогда никого не судил.

Старец был усердным тружеником. Придя в свою келью, не оставался без дел – молился, принимал посетителей, поток которых с каждым годом все более и более возрастал. Отец Филадельф не порывал связей и с коллегами по институту и студенчеством. Для некоторых из них стал духовным наставником.

В крохотной келье отца Филадельфа побывали с большой духовной пользой его ученики, коллеги по работе в МЭИ, многие достойные воины и крупные военачальники. Старец часто говорил, что обязательным условием возрождения и сохранения России как государства является духовное возрождение армии и флота на основе Православия. «Если наша армия соединится с Церковью – Россия будет непобедима!» – утверждал батюшка.

Отец Филадельф много писал. Из-под его пера вышли статьи, публицистические работы, материалы к проповедям. Сами названия этих работ свидетельствовали о незаурядной пастырско-богословской эрудиции старца, широте интересов его неутомимой боголюбивой души.

В нач. 90-х гг. отец Филадельф благословил своего келейника, в то время – иеромонаха Варнаву (Столбикова), поступить насельником в Смоленскую Зосимову пустынь, находящуюся на территории одной из частей инженерных войск. Вскоре отцом Варнавой был создан и на протяжении многих лет действует солдатский хор инженерных войск «За веру и Отечество».

За несколько месяцев до  своей кончины, предчувствуя скорое отшествие в вечность, отец Филадельф по благословению архимандрита Кирилла принял постриг в великую схиму с именем пророка и боговидца Моисея, ежедневно исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. 

9 декабря 1992 г., накануне празднования чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», иеросхимонах Моисей преставился ко Господу. Он умирал в полном сознании, до последнего момента осеняя себя крестным знамением. Погребен старец, по его личной просьбе, рядом с могилой горячо любимой матери – на новом сергиевопосадском кладбище у с. Благовещенского.

В память об отце Моисее в МЭИ проводятся ежегодные Боголюбовские чтения. Ему посвящена экспозиция в музее подвижников веры и благочестия «Галерея старчества» в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево.

Несколько советов старца Моисея (Боголюбова):

  • Всячески избегай причин плотского греха.

  • Неустанно твори Иисусову молитву, внимательно наблюдай за приходящими помыслами и образами с целью немедленного их отсечения при первом же появлении.

  • Как можно чаще исповедуйся.

  • Как минимум раз в месяц – после тщательной подготовки и с великим благоговением причащайся Святых Христовых Таин.

  • Объяви непримиримую войну праздности.

  • Обращайся за советом к опытным духовникам.

  • Никогда никого ни за что не осуждай.

  • Ни в коем случае не отчаивайся в своем спасении, и какое бы падение ни произошло, немедленно – по слову преподобного Иоанна Лествичника – «восставать восстанием благонадежным», помня о том, что «нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного».



9 декабря 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.