Троицкий патерик. Преподобный Афанасий Высоцкий, Старший

Преподобный Афанасий Высоцкий Старший и князь Владимир Серпуховской. Фрагмент миниатюры вкладной книги Высоцкого Серпуховского монастыря. Москва. 1648 год
Преподобный Афанасий Высоцкий Старший и князь Владимир Серпуховской. Фрагмент миниатюры вкладной книги Высоцкого Серпуховского монастыря. Москва. 1648 год

Преподобный Афанасий (мирское имя – Андрей), согласно «Слову о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого», написанному в 1697 году, был сыном священника Авксентия и его жены Марии. Семья происходила из Обонежской пятины Новгородской земли. Однако более ранний источник – пространная редакция жития преподобного Сергия Радонежского, отразившаяся в Никоновской летописи 20-х годов XVI века, – утверждает, что Афанасий Высоцкий, Старший, родился в Ростове. Эта версия представляется более достоверной. Родители воспитывали его в страхе Божием. Афанасий Старший принадлежал к числу любимых учеников преподобного Сергия и считался одним из самых просвещенных людей своего времени. «Чудный своими добродетелями муж, сведущий в божественных Писаниях», – так характеризует преподобного Афанасия Епифаний Премудрый. Еще в юные годы у будущего игумена Высоцкого монастыря родилось желание удалиться от мира. К принятию монашества его побудили слова Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Услышав о подвигах преподобного Сергия, юноша возгорелся желанием отдать себя в руководство сему великому старцу. Поступив в Троицкий монастырь после испытания, преподобный Афанасий вначале трудился на кухне, а затем получил послушание переписчика книг. О высоком уровне преподобного как каллиграфа в середине XV века писал Пахомий Логофет. Молодой инок ревностно подвизался на пути спасения, когда в 1374 году князь Владимир Андреевич Храбрый задумал основать монастырь вблизи города Серпухова.

О князе Владимире Храбром, двоюродном брате святого благоверного великого князя Димитрия Иоанновича Донского, в летописи сказано: «Бяше бо князь любяй монастыри и честь велику воздал монашескому чину». В его владениях находилась Троицкая обитель, а сам князь был духовным сыном преподобного Сергия Радонежского. Князь обратился к Троицкому игумену с просьбой посетить Серпухов, чтобы выбрать место для будущего монастыря, благословить начало строительных работ и избрать настоятеля из своих учеников. Авва Сергий откликнулся на эту просьбу и, взяв в спутники своего ученика Афанасия, зимой, по заснеженным дорогам отправился в Серпухов. Место для будущей обители преподобный Сергий избрал в версте от города, на возвышении, которое было известно как «Высокое», на берегу реки Нары близ ее впадения в Оку. Этим и объясняется название монастыря — Высоцкий. Князь Владимир Храбрый выразил желание, чтобы монастырь был посвящен Зачатию Пресвятой Богородицы. Преподобный Сергий одобрил его желание и, воздев руки к небу, произнес молитву на основание обители. Управление монастырем было поручено преподобному Афанасию. При расставании в Серпухове преподобный Сергий сказал ему: «За всё время, которое ты провел со мной, ты ни разу не оказал непослушания ни мне, ни братии».

Преподобный Афанасий, став первым игуменом Высоцкой обители, тяжело переживал разлуку с учителем и наставником, но принял назначение как проявление воли Божией. С огромным усердием он принялся за устроение монастыря, в котором было учреждено иноческое общежитие. Число насельников обители возрастало. Преподобный Афанасий обрел достойных учеников, среди которых особенно выделялись Никон Радонежский, будущий преемник преподобного Сергия, и Афанасий Высоцкий, Младший. Игумен строго наблюдал за благочинием в монастыре, за келейной жизнью братии. Преподобный Афанасий призывал иноков хранить чистоту души, иметь кроткую поступь, негромкий голос, проявлять умеренность в пище и питии, как можно меньше быть в праздности и как можно больше времени посвящать чтению святоотеческих творений. Став игуменом Высоцкого монастыря, он продолжал заниматься переписыванием духовных книг. Благодаря преподобному Афанасию Старшему Высоцкий монастырь превратился в один из центров распространения византийской культуры на Руси.

Преподобный Афанасий Старший управлял обителью на протяжении девяти лет, в течение которых преподобный Сергий не раз посещал своего ученика в Серпухове. Присутствовал он и в 1381 году при освящении каменного собора в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, возведенного князем Владимиром Храбрым над братской могилой серпуховских воинов, павших в Куликовской битве. В 1380–1382 годах игумен Афанасий Старший также исполнял должность митрополичьего наместника.

В конце 1382 года преподобный Афанасий вместе с митрополитом Киприаном выехал в Киев. Игумен возложил свои обязанности на преподобного Афанасия Младшего. Позднее преподобный Афанасий Старший выехал в Константинополь, окончательно передав управление обителью тезоименитому ученику. Поселившись в келии Студийского монастыря, он занялся переписыванием богослужебных книг для Русской Церкви, которая после многочисленных чужеземных нашествий и разорений испытывала в них большую потребность. Вместе с учениками Афанасий Старший создал книгописную мастерскую, где работал над переводами святоотеческих творений. Преподобный Афанасий отказался от почестей, которые ему обещали воздать на Руси в случае его возвращения. «Келия моя мне дороже всех почестей», – говорил Афанасий Старший. Ответ его привел в восхищение митрополита Киприана. «О, ум рассудительный! О, взор светлый! – воскликнул святитель. – Дивлюсь твоему подвижническому житию».

Не забывал игумен и Высоцкого монастыря. Около 1395 года сюда прибыло посольство, доставившее семь прекрасных икон деисусного чина, другие святыни и рукописи. А преподобный Афанасий Старший оставался в Константинополе, чтобы завершить работу над богослужебным уставом. В основу его лег Иерусалимский устав Саввы Освященного. Преподобный назвал разработанный им устав «Око церковное». По сей день им руководствуется Русская Православная Церковь. В 1401 году этот устав был прислан в Высоцкую обитель. Из Константинополя от преподобного Афанасия Старшего в обитель прислали переписанный в Студийском монастыре сборник аскетических творений и житий святых. В предисловии к нему один из учеников преподобного написал о нем: «Здесь пребывает он как один из убогих, забывая всё земное, печется только о будущем».

Преподобный Афанасий Старший скончался в Константинополе в глубокой старости в начале XV века. Точная дата его преставления неизвестна. Предполагается, что кончина преподобного наступила между 1401 и 1412/14 годами (скорее всего, после 1408 года).

Церковь выразила свое отношение к трудам и подвигам первого игумена Серпуховского Высоцкого монастыря в словах молитвы из службы преподобному: «Живущу ти на земли, едино бысть у тебе попечение, еже спасати от погибели души человеческий. И вся твоя жизнь святая зерцало добрых дел явися, о нихже прославися в тебе Отец Небесный».

Память его совершается 2 (по ст. ст.)/15 декабря, 12 (по ст. ст.)/25 сентября, в воскресенье перед 26 августа (по ст. ст.)/8 сентября — в Соборе Московских святых, 6 (по ст. ст.)/19 июля — в Соборе Радонежских святых.

Источник: Троицкий патерик. – СТСЛ, 2015. С. 97-100.


15 декабря 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.