Троицкий патерик. Благоверный великий князь Димитрий Донской, собеседник преподобного Сергия

1 июня – день памяти святого благоверного великого князя Димитрия Донского, собеседника преподобного Сергия Радонежского.


Святой благоверный великий князь Димитрий Донской

Святой благоверный великий князь Димитрий Донской родился 12 октября 1350 года в семье московского князя Иоанна Иоанновича II Красного и его второй жены княгини Александры Васильевны Вельяминовой, внучки тысяцкого Протасия (Вельямина). Оставшись в девять лет без отца, он рос и воспитывался под руководством святителя Алексия. Благочестие сочеталось в Великом князе Димитрии с талантом выдающегося государственного деятеля. Закрепив за собой в 1363 году ярлык на Владимирское Великое княжение, Димитрий Иоаннович посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от ордынского ига.

Практически, ни одного значительного государственного решения Великий князь не принимал без церковного благословения. «С Богом все творящий и за Него борющийся», – так характеризует его автор «Слова о житии и о преставлении Великого князя Димитрия Ивановича, царя русского». «Землею Русскою управляя и на престоле сидя, – говорится о Великом князе в этом произведении, – он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил. Божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой перед Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и Небесный человек».


Благословение князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским.
Роспись Святых врат Троице-Сергиевой Лавры

На христианских началах строилась и семейная жизнь Великого князя. Димитрий Иоаннович и его супруга Евдокия имели двенадцать детей. Крестным отцом двоих из них стал преподобный Сергий, а восприемниками других – преподобные Феодор Симоновский и Димитрий Прилуцкий. Преподобный Сергий, посещая Москву, неоднократно встречался для бесед с Великим князем.

В 1378 году, узнав о готовящемся походе на Русь войск Мамаевой Орды, Великий князь Димитрий Иоаннович дал обет основать монастырь, чтобы собрать в нем молитвенников о победе над врагом. О своем желании он сказал преподобному Сергию Радонежскому. После победы 11 августа 1378 года над ордынцами на реке Воже в пятидесяти верстах к северо-востоку от Москвы на речке Дубенке, впадающей в Шерну, по благословению преподобного Сергия был основан Стромынский, или Дубенский, монастырь в честь Успения Божией Матери. Первым игуменом новой обители стал ученик преподобного Сергия Леонтий Стромынский.

В августе 1380 года перед битвой с Мамаем Великий князь Димитрий Иоаннович со своей дружиной вновь посетил Троицкую обитель на горе Маковец, чтобы поклониться Богу и принять напутственное благословение преподобного Сергия. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», осенив преклонившегося перед ним Великого князя и его воинов святым крестом, Преподобный с воодушевлением произнес: «Иди, господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов». А затем, понизив голос, тихо добавил, чтобы слышал один Великий князь: «Победиши враги твоя». Преподобный Сергий Радонежский напутствовал Великого князя словами: «Господь Бог да будет твой помощник и заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!» Тронутый до глубины души пророческими речами старца, Великий князь отвечал ему: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлет мне помощь против врага, то я построю монастырь во имя Пресвятой Богородицы». Из числа братии Троицкой обители по благословению преподобного Сергия с Великим князем отправились два инока-боярина: Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которые славились как доблестные воины.


Преподобный Сергий благословляет Димитрия Донского
на битву с Мамаем. Литография XIX в.

Весть о том, что Великий князь ходил к Троице и получил благословение на брань с Мамаем от великого старца, быстро облетела Землю Русскую, пробудив надежду на избавление от иноземного владычества. Перед началом Куликовской битвы инок Нектарий, сопровождаемый другими насельниками Троицкого монастыря, передал Великому князю от преподобного Сергия Богородичную просфору и благословенную грамоту, в которой старец увещевал мужественно сражаться и пребывать в несомненном уповании на помощь Божию. Быстро разнеслась по полкам весть о посланцах Сергиевых, в лице которых Великий печальник Русской Земли как бы сам посетил и благословил воинство святого Великого князя. Теперь и слабые духом обрели решимость бесстрашно идти на битву за веру православную, за дорогое Отечество.

На Куликовом поле Димитрий Иоаннович в умилении преклонил колени и, простирая руки к образу Спасителя, сиявшему вдали на великокняжеском знамени, вознес горячую молитву Богу. Потом он сел на коня и объехал все полки, обращаясь к ним со словами: «Отцы и братья мои! Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим, ведь и тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог и Спаситель душ наших».


Свв. Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя).
Иконописная школа. Сергиев Посад. Ок. 2004 г.

С именем Пресвятой Троицы и Божией Матери на устах, с надеждой на заступничество преподобного Сергия воины начали бой. Великий князь сражался в первых рядах, не щадя своей жизни. Его нашли лежащим без сознания, но Бог хранил Димитрия Иоанновича: несмотря на многочисленные удары, нанесенные врагами, серьезных ранений у него не было. Услышав голоса русских воинов, Великий князь пришел в себя. Известие о победе над ордынцами окончательно вернуло ему силы.

После разгрома войск Мамаевой Орды Великий князь незамедлительно отправился в Троицкий монастырь, чтобы вместе с преподобным Сергием восславить всесильного Бога, возблагодарить старца и братию за молитвы и рассказать о том, как была одержана победа над татарами. Димитрий Иоаннович пожертвовал обители большие средства и напомнил преподобному Сергию о своем обете построить монастырь во имя Пречистой Богородицы, прося его выбрать подходящее место, чтобы незамедлительно приступить к исполнению этого замысла. Преподобный Сергий нашел красивое место в сорока верстах от Троицкой обители на реке Дубенке, недалеко от Стромынского монастыря. С соизволения Великого князя он поставил там церковь в честь Успения Божией Матери. В скором времени, благодаря помощи Димитрия Иоанновича, строительство Дубенского Шавыкинского Успенского монастыря было закончено. Игуменство преподобный Сергий поручил одному из своих учеников по имени Савва.

В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды. Позднее был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой (перед 26 октября, днем ангела Великого князя). После победы в Куликовской битве Великий князь Димитрий Иоаннович получил наименование Донского.

По обету Димитрий Иоаннович в своих вотчинных землях под Коломной основал Голутвинский Богоявленский монастырь. Великий князь просил преподобного Сергия благословить место для этой обители, и Преподобный, выполняя его просьбу, воздвиг на том месте церковь в честь Богоявления. Строителем нового монастыря стал его ученик Григорий.

В последние годы жизни Димитрия Иоанновича тревожило враждебное отношение рязанского князя Олега. Не раз Великий князь посылал к нему доверенных лиц с мирными предложениями, но Олег и слышать не хотел о мире. Видя безуспешность своих попыток, Димитрий Иоаннович призвал на помощь преподобного Сергия. Великий князь попросил старца взять на себя труд убедить несговорчивого правителя в необходимости примирения. Поздней осенью 1385 года преподобный Сергий пешком отправился в Рязанскую землю. Олег, много слышавший о Радонежском игумене, в свое время не присоединился к полчищам Мамая только потому, что Великий князь получил от преподобного Сергия благословение на битву с ханом. И теперь Олег рад был видеть святого старца у себя в гостях. Кроткие увещания богомудрого Сергия смягчили сердце Олега, и он «взял с Великим князем Димитрием вечный мир и любовь в род и род».

В 1388 году Великий князь Димитрий Иоаннович тяжело заболел – сказались раны, полученные им в битве на Куликовом поле. В конце апреля – начале мая 1389 года, почувствовав скорое приближение кончины, он послал за преподобным Сергием Радонежским, чтобы при нем составить духовное завещание. Ссылаясь на Священное Писание, Великий князь заповедал детям глубоко почитать свою мать Великую княгиню Евдокию. Приближенных бояр он призвал хранить мир между собой и честно служить делу, которое должны были продолжить его потомки.

Изнуренный трудами и битвами, Великий князь Димитрий Донской отошел ко Господу 19 мая 1389 года. 20 мая он был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. В отпевании Великого князя участвовал и преподобный Сергий Радонежский.

Память о ревностном служении Великого князя Димитрия Донского Богу, ближним и Церкви Христовой сохранялась в сознании православных русских людей на протяжении веков. Уже вскоре после кончины Димитрия Донского началось его почитание как избранника Божия. Почиталась гробница Великого князя в Архангельском соборе. В Степенной книге говорится, что в правление Василия III Иоанновича «у гроба святопочившаго самодержавнаго Великаго князя Дмитрия» чудесным образом «свеща небесным огнем сама по себе возгореся» и горела, не сгорая, много дней. Образ Димитрия Донского встречается в произведениях древнерусской литературы. Самым крупным из них является «Сказание о Мамаевом побоище». В годы Великой Отечественной войны его имя поминалось в одном ряду с именем прославленного защитника Русской Земли святого князя Александра Невского. Оба князя-воина призывались на помощь страждущему Отечеству. В честь Димитрия Донского была названа танковая колонна, построенная на пожертвования верующих.

Великий князь Димитрий Иоаннович канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1988 году. «В своем ревностном служении Церкви Христовой, патриотических трудах Отечеству и народу в грозные годы вражеского ига, – говорится в определении Собора, – он явился истинным сыном Церкви Русской, вдохновляющим и ныне ее верных чад на самоотверженное служение Богу и людям».

Источник: Троицкий патерик. - СТСЛ, 2015.


Тропарь благоверного князя Димитрия, глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.

Кондак благоверного князя Димитрия, глас 2

Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.

Молитва первая благоверному князю Димитрию Донскому

О святый угодниче Божий праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая благоверному князю Димитрию Донскому

Войска русскаго Христова собирателю славне княже и воеводо Донской Димитрие, мудрый военноначальниче, мученическаго сонма святых Христовых воинов предводителю, со многими князи, подручными слугами и верными другами душу свою за веру Святую и Православное Отечество положивый, от преподобнаго Сергия Радонежскаго благословенный, Богородицею возлюбленный, молися ко Пресвятей Троице, да вси Божии воины в земле российстей меж собою разобщенныя и духом злобы сатанинской разделенныя во едино стадо Христовов собраны будут, верой православною и любовию Божией друг со другом сплоченные и тобою водительствуемые, на полях духовной брани и в битвах земных всех врагов ненавидящих Бога победить скоро имут, и славу Святой Руси умножат, благодать на землю Русскую привлекут, и православное Царство Божие на своей российской земле узрят; достойный плод покаяния о грехах своих принесут; и яко велий дар Божий, богопомазанным царем в земле славянской увенчаны будут; и от сего Богоизбраннаго Православнаго самодержавнаго русскаго царя благослоевние приимут; и под святительскою его власти благочестию православных верноподданных навыкнут; иго сатанинское сокрушат и чистоту евангельскаго света всему миру явят, якоже и ты, всечестный княже Димитрие, зриши ныне Царство Небесное, и стоиши пред Великим Архиереем, Господом и Спасом Иисусом Христом, и от всевышней Его Божией Благости, веруем, яко испросить нам великие милости можеши, да и мы присно Славу Бога Отца, Бога Сына и Бога Святаго Духа всегда величающии, наипаче же твое святое великое княжеское предстояние за Русь Святую, яко великаго воеводу в великой битве поминаем и почитаем, идеже слава праведной жизни твоей, княже Димитрие, сияет пред всеми небесными Ангелами и Архангелами, святыми человеками и грешными людьми, и нам на земле присно являемая, всех нас за веру Христову, Отечество и Царя до смерти стоять вдохновляемая, всегда, ныне, присно и во веки веков. Аминь.



1 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.