Троицкие листки № 64. Жизнь течет! Вода мимотекущая

Троицкие листки № 64. Жизнь течет! Вода мимотекущая

Дни текут и улетают, часы бегут и не останавливают­ся, в стремительном течении времени мир прибли­жается к концу своему. Ни один день не дозволяет другому идти с ним вместе, ни один час не ждет дру­гого, чтобы лететь заодно. Как воду невозможно удержать и остановить перстами, так не остается неподвижной и жизнь рожденного от жены. Бог определил меру жизни челове­ка, и эту определенную меру дни делят на части. Каждый день, незаметно для тебя, берет свою часть из жизни твоей, и каждый час со своей частицей неудержимо бежит путем своим. Дни разо­ряют жизнь твою, часы подламывают здание ее, и ты спешишь к своему концу, потому что ты — пар. Дни и часы, как тати и хищ­ники, скрадывают и расхищают тебя, — нить жизни твоей по­степенно отрывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее во гроб, а вместе с днями и часами исчезает на земле и жизнь твоя. Жизнь, которой живешь ты се­годня, уходит и улетает с концом этого же дня, потому что каж­дый день берет свою часть из твоей жизни и с ней уходит; и в быстром полете времени часы уходят, исчезают и обращаются в ничто! Как спешно текут дни, так быстро пролетает и жизнь, — нет ей возможности остановиться и стать на одном месте!

Из творений преподобного Ефрема Сирина

ВОДА МИМОТЕКУЩАЯ

Что вода мимотекущая, то и житие наше, и все в житии случа­ющееся. Видим, что вода в реке непрестанно течет и проходит, и все, поверх воды плывущее, как-то: лес, сор и прочее, проходит. Христиане! тако житие наше, и с житием все благополучие и не­благополучие мимо идет! Не было меня прежде нескольких лет, — и се, есмь в мире, как и прочие твари. Руце Твои сотвористе мя и создаете мя, Господи (Пс. 118; 73). Был я младенец? И миновало то. Был я отрок, и то прошло. Был я юноша, и то отошло от меня. Был я муж совершенный и крепкий, минуло и то. Ныне седеют власы мои, и от старости изнемогаю, но и то проходит, и к концу приближаюсь, и пойду в путь всея земли... Родился я на то, чтобы мне умереть. Умираю ради того, чтобы мне жить. Помяни мя, Гос­поди, во царствии Твоем! Что мне случилось, то и всякому челове­ку. Был я здоров и болен, и паки здоров, и паки болен, и прошло то. Был в благополучии и неблагополучии: прошло время, и со временем все миновало. Был я в чести: прошло то время, и честь от меня отступила. Люди меня почитали и поклонялись: минуло то время, и не вижу того. Был я весел, был и печален, радовался я и плакал, и ныне то же со мной случается: проходят дни, проходит с ними печаль и веселье, радость и плач. Хвалили меня и славили люди, хулили и поносили; и которые хвалили, те и проклинали; и которые хулили, те и хвалили: прошло время, прошло и все, мино­валась хвала и хула, слава и безславие. Тоже слышу и ныне: то хвалят, то хулят, то прославляют, то безславят, знаю, что и то минуется: пройдет время, пройдет хула и хвала, слава и безславие. Что мне случилось и случается, то и всякому человеку, живущему в мире сем. Где то время, в которое счастлив я был, здоров, весел, радостен, хвалим и почитаем? Прошло время, прошло и все с ним счастье мое и утешение мое. Где то время, в которое я был несчаст­лив, был болен, печален, скорбен, хулим и укоряем? Прошли те дни, прошло с ними и все несчастье мое. Пройдет и все, что ныне в сем времени случается, ибо все со временем проходит. Ибо таков есть мир, такое и постоянство его, такое и житие наше в мире. Бедный человек от утробы матери своей даже до гроба: рождает­ся с плачем, живет в мире, как корабль в море плавает, и то восхо­дит, то нисходит, то подымается, то ниспускается, — и умирает с плачем. И нет человека такого, который бы от рождения до смер­ти в непременном пребыл благополучии. Как под небом то ведро, то пасмурно, то непогода и буря, то ясно и тишина бывает, тако и всякому человеку случается — то в благополучии быть, то в неблагополучии, то в страхе, то в покое, то в печали, то в радости быть. Но как дни и часы проходят, тако всякое счастье и несча­стье с ними проходит. Видишь, христиане, что как вода мимо теку­щая и все по ней плывущее, тако время жития нашего, и со време­нем все благополучие и неблагополучие наше проходит. А тако и все житие наше пройдет! И как прошедшие дни наши, аки во сне, видим, и с ними все благополучие и неблагополучие, тако и про­чее время при конце жития, как во сне, будем видеть; и только помнить будем тогда и мечтать, что с нами было. Такое-то житие наше в мире сем.

Не тако житие будущего века будет, якоже Божие слово и вера наша нас уверяет. Тамо житие наше единожды начнется, но ни­когда не скончается, будет непрестанное и непременное. Тело наше не будет иметь немощи, дряхлости, старости, смерти и тления, но будет тело духовное, нетленное, безсмертное, здравое, сильное, лег­кое и благоцветущее. Сеется в тление, во стает в нетлении: сеет­ся не в честь, востает в славе, сеется в немощи, востает в силе: сеется тело душевное, востает тело духовное. Подобает бо тлен­ному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в без- смертие... Егда же тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в безсмертие, тогда будет слово написанное: пожер- та бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало? где ти, аде, по­беда? (\ Кор. 15; 42-44, 53-55). Так же слава, честь, покой, мир, уте­шение, радость, веселье и все блаженство тамо непрестанное бу­дет; непрестанно будут видеть Бога лицом к лицу избранные Божии, и оттого непрестанно будут утешаться, радоваться, весе­литься, непрестанно со Христом, яко уды с главою, царствовать. Понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся (Рим. 8; 17). Так­же и в неблагополучной вечности непрестанная будет смерть. Еди­ножды умерше, осужденные непрестанно будут умирать и желать смерти, непрестанно будут мучиться и страдать, и никакого не будут чувствовать утешения, прохлаждения, облегчения. Се есть смерть вторая и смерть вечная! Отсюда следует: 1) понеже времен­ное наше житие непостоянное, и все в нем переменяется и прохо­дит, то не должно нам к временным и мирским вещам прилеплять­ся, но со всяким усердием вечного живота и оных благих искать, горняя мудрствовать, а неземная (Кол. 3; 2); 2) благополучием мира сего, то есть богатством, славой, честью, похвалой и проч. не воз­носиться. Ибо всякое благополучие временное как приходит, так и отходит от нас, и бываем как един от несчастливых, нищих, бед­ных и презренных; 3) в неблагополучии не унывать, ибо и то про­ходит. И как по прошедшей нощи бывает день, и после бури и непогоды воссиявает ведро, тако по скорби и печали — радость, и по неблагополучии благополучие приходит; 4) клевету, хуление, укорение и поношение своевольных и беззаконных людей велико­душно терпеть и не огорчаться тем. Ибо и то, и все проходит. Си­лен же Бог и клятву их во благословение нам обратить, по речен- ному: прокленут тии, и Ты благословиши (Пс. 108; 28); 5) кто в тер­пении, в благополучии и неблагополучии равно постоянен будет, тот в тишине, покое и мире всегда будет пребывать, и благопри­ятное, сладкое, Христову житию подобное и сообразное, будет иметь житие, и на земле небесную будет чувствовать радость, и во временной жизни вечного живота сладости будет вкушать. Гос­поди, помози мне! И да возвеселятся ecu уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселищися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое (Пс. 5; 12).

Из книги "Сокровище духовное " святителя Тихона Задонского


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 283-286


STSL.Ru


17 октября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.